Потеряют ли учителя работу, а ученики школу?

Цифровизация школы. К чему она может привести?

Цифровизация образования. Что нас ждет в ближайшем будущем?

Споры вокруг введения массового дистанционного обучения достигли точки кипения. Пандемия COVID-19 оказалась катализатором процесса цифровизации образования, который задумывался гораздо ранее. Что это принесет России?

Цифровая революция или крах системы образования?

 

Еще в 2017 году консалтинговая компания McKinsey включила Россию в пятерку стран с лучшими темпами цифровизации. По данным McKinsey, с 2011 по 2015 год объем цифровой экономики в нашей стране увеличился на 59% (это в 8,5 раза быстрее, чем рост в других отраслях). А к 2025 году ее доля в ВВП может утроиться и достичь 10 трлн рублей.

 

Отказ от офисов

Чтобы понять, как работает цифровая экономика, можно привести всего один пример. Внедрение электронного полиса ОСАГО привело к закрытию тысяч офисов страховых компаний по всей стране, что дало большую экономическую выгоду этим компаниям, т.к. исключила затраты на содержание офисов. Каждый второй полис автолюбители теперь покупают удаленно. В этом году их число может составить - 30 млн штук! Это лишь один из многих примеров преимущества применения цифровых технологий для экономики государства.


Какие преимущества дает цифровизация в сфере образования и дает ли вообще?

Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. No 2032, и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No1632-р3.

 

До этого был принят еще ряд документов, направляющих общую стратегию развития страны в сторону всестороннего развития цифрового компонента. Это напрямую затронуло и сферу образования. Случившаяся пандемия коронавируса значительно ускорила эти процессы.

 

COVID-19 — подходящее время для экспериментов в образовании

Начавшаяся в середине марта попытка дистанционного обучения оказалась неудачной. Масса сложных моментов, несостыковок, недостаток компетенций у школ и учителей по проведению удаленных занятий, технологическая отсталость большинства российских регионов — все это крайне негативно повлияло на результаты. Но, как говорится в пословице, «лиха беда начало...». Была проведена первая масштабная попытка перевода учебного процесса на цифровые рельсы.

 

«Не надо бояться никаких экспериментов. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы проводить эксперименты в области администрирования образования» — об этом сказал замминистра Рособрнадзора Борис Чернышов.

— Первые неудачи в дистанционном обучении не должны останавливать Минпросвещения для продолжения совершенствования этого направления.

 

Минпросвещения видит причины этих неудач и предпринимает активные действия для их устранения. На это лето у него большие планы по подготовке школ к возможному началу нового учебного года в дистанционном режиме.

 

Консерваторы и реформаторы

 

Отношение к образовательным реформам у многих в нашей стране, как к больному ребенку — очень бережное и осторожное. Главный принцип — не навреди! Но не все так осмотрительны...

 

Наша страна оказалась поделена на два лагеря — сторонников и противников ускоренного внедрения цифрового образования (дистанционного, онлайн и др.). Условно назовем их консерваторами и реформаторами.

 

Лагерь реформаторов представляет наиболее заметная фигура — бывший министр экономического развития и торговли России, а ныне президент и председатель правления крупнейшего банка — Сбербанка РоссииГерман Греф. Оппонирует ему тоже известная личность — актер и режиссер Никита Михалков.

 

Сторонники цифрового реформирования системы образования

Если обратиться к доводам сторонников реформирования, то, на первый взгляд, они вполне логичны.

 

Прогресс не стоит на месте, развивается коммуникационный и информационный сервис. Революционные возможности предоставляет интернет — коммуникативная среда будущего. Уже сейчас современные технологии позволяют в корне изменить существовавшие ранее принципы работы и учебы практически по всем направлениям.

 

Именно по такому пути идет весь мир, в то время как Россия использует технологии прошлого века — считают Герман Греф и его сторонники.

 

Если взять нашу систему образования, то здесь вообще полный застой. Ни для кого не секрет, что на протяжении последнего десятилетия образование и наука испытывают жесточайший кризис. Некогда передовые достижения СССР давно позади, а новых «прорывов» нет и не предвидится. Среднее школьное и вузовское образование находятся в глубоком кризисе, следствием которого явилось сильное отставание в технологическом и научном плане от развитых стран.

 

Особенно сильный контраст заметен на фоне Китая. Двадцать лет назад он был отсталой в экономическом и технологическом плане страной, а сейчас занимает второе место в мире по степени экономического развития. Его школьники считаются самими умными в мире.


 Сторонники реформирования образования считают, что настала пора решительно пересмотреть взгляды на образование, начиная с детского сада и заканчивая вузами.

 

Современные образовательные учреждения должны выполнять миссию «открытия» цифрового мира для детей. Уже в детском саду дети должны полноценно знакомиться с разными гаджетами, знать, что такое интернет и современные коммуникации, уметь ими пользоваться. К приходу в школу они должны быть готовы использовать все преимущества современной цифровой цивилизации.

 

Школа — один из главных образовательных институтов, от которого зависит, что будет представлять собой человек после его окончания. Будет ли это продвинутый в современных технологиях, способный к восприятию всего прогрессивного и нового, стремящийся к продолжению образования человек или, наоборот, полуграмотный, получивший аттестат или диплом для «корочки».

 

Применение передовых цифровых технологий в школьном образовательном процессе — непременное условие получения качественного образования и формирования из школьника современного и успешного человека.

 

К таким технологиям можно отнести все, которые способствуют максимальной ассимиляции школьника в общемировое цифровое пространство, в том числе и получение знаний посредством дистанционного образования.

 

При таком варианте традиционная школа уже не будет занимать такое важное место в цепи образования. Более того, все старые методы преподавания, которые не менялись на протяжении столетий, должны быть решительно заменены современными, в соответствии с научно-техническим прогрессом.

 

Потребуются и новые кадры учительско-преподавательского состава, способные работать в таких условиях. Их должны готовить современные, адаптированные под цифровую среду вузы.

 

Именно в таком направлении движется весь цивилизованный мир. Тот, кто этого не видит, рискует навсегда остаться в прошлом веке.

 

 

Аргументы противников «цифровизации» общества.

Сразу надо оговориться, что таких на данный момент большинство. Группу противников  условно возглавляет известная в России личность, кинорежиссер и актер — Никита Михалков. В последнее время, активно включившись в антипрививочную и антидистанционную кампанию, он возглавил большую группу «консерваторов», которая отстаивает «базовые ценности человека». Выступает решительно против «цифровизации» образования и отвергает необходимость обязательных прививок.

 

Как считают «консерваторы», целый ряд решений последнего времени направлен на формализацию и упрощение (в негативном смысле) нашей образовательной системы.

 

А именно:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) разрушил единое образовательное пространство. Если раньше требования к качеству и содержанию образования были чётко прописаны и обеспечивали высокий общий уровень знаний и грамотности для каждого учащегося страны, то теперь это исключено.
  • ЕГЭ выхолостил смысловую часть образования и формализовал весь процесс обучения, превратив его в профанацию, натаскивание на примитивные безграмотные тесты.
  • Присоединение к Болонскому процессу, привело к трансформации высшей школы — подстраиванию под потребности глобального рынка труда за счет потери качества.
  • Коммерциализация сферы образования превращает ее в рынок образовательных услуг.
  • Перевод образования на цифровые платформы (дистанционное, онлайн образование) - окончательно разрушит единую систему образования, формировавшуюся десятилетиями, уничтожит научную школу и профессорско -преподавательский состав.

 

Как считает Никита Михалков, основная мысль стратегии развития цифрового образования — «убить школу и учителей».

Возможное начало 1 сентября нового (2020/2021) учебного года в дистанционном режиме — еще один шаг в этом направлении.
Михалков обращает внимание на то, что по замыслу авторов цифровизации образования к 2025 году должен исчезнуть диплом об образовании и авторский учебник, а ещё через 20 лет предполагается «убить» общеобразовательные школы, тексты (книги и статьи) как «доминирующую форму знаниевой коммуникации». Учитель должен будет исчезнуть ещё раньше, его заменит «искусственный интеллект в роли наставника».

 


Цифровая утопия?

 

То, о чем говорила группа Германа Грефа по поводу неизбежной цифровизации образования и кардинального реформирования старой системы, — заслуживает безусловного внимания. Однако здесь не учитывается один важный фактор, который может наложить существенные ограничения на столь радужную картину.
Дело в том, что предлагаемые варианты образования очень далеки от стандартов технического развития современной России, ее возможностей. Все рассуждения группы Грефа основываются на технологически развитом обществе, затраты на которое может себе позволить государство.

К сожалению, российские реалии, в которых уровень доступа к цифровым технологиям может существенно отличаться от региона к региону (когда многие дети не имеют не то что доступа к широкополосному интернету, но и личного компьютера), ставят идеи Грефа в разряд «красивой, но несбыточной на данный момент сказки».

Первые попытки организовать дистанционное обучение, спровоцированные пандемией коронавируса, показали всю глубину проблемы. И проявилась она на всех уровнях, начиная от неспособности школ правильно организовать дистанционное образование и заканчивая элементарным отсутствием интернета во многих местах нашей огромной страны, т.е. нашей технологической отсталостью.


Большую проблему представляет собой бедность населения, когда максимум, чем могут родители обеспечить своего ребенка, это телефон, посредством которого дети и пытались наладить свое «дистанционное образование»!

 

В таких условиях реальной жизни ни о каком «цифровом рывке» не может быть и речи.

 

Ко всему этому надо добавить, что слом старой, классической системы образования требует больших финансовых затрат со стороны государства и тщательно продуманной стратегии реформирования, основанной на точных расчетах.

 

Всего этого пока нет, а вот попытки начать плохо подготовленный переход «в цифровую эпоху» может закончиться не рывком к прогрессу, а полным развалом нашего образования, массовыми увольнениями учителей и социальной напряженностью в обществе!

 

09.06.2020 г.


 

***

Следите за нашими публикациями.

 

Прощание с традиционной школой. Новый закон о дистанционном образовании — безработица для учителей, хлопоты для родителей и имитация образования для школьников

В Государственной Думе состоится обсуждение нового закона "о дистанционном образовании", принятие которого перевернет наши представления о классическом общем образовании и отразится на будущем большой части населения нашей страны — школьниках, педагогах, родителях и всей системе образования. Что представляет собой этот закон и чем он так важен?

 

Читайте также:

 

"Я за дистанционное образование!" - откровения учителя школы.

"Дистанция" все ближе. К 1 сентября 2020 г. школы будут готовы к дистанционному обучению.

Дистанционное обучение в школах с 1 сентября 2020 года! Готовность №1

1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.

Дети без кружков и секций. Школы начали предупреждать о переходе на 2-х сменный режим учебы.

Законодательное закрепление статуса дистанционного образования

Принят закон о дистанционном образовании.

Уникальный дистанционный эксперимент в масштабах всей страны.

В помощь родителям. Как перейти на дистанционное обучение при коронавирусе?

Школа уже никогда не будет прежней. Дистанционное образование стучится в дверь! 

Наиболее значимые онлайн ресурсы для дистанционного образования школьников и студентов

Учителя скоро не потребуются. Страна готовится к переходу на дистанционное образование!

 

 

 


 

 



Отзывы (26)

Вы просматриваете: go_go_scool_news_1sent_zifra.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Елена
Уповаю на единственное спасение в борьбе с цифровизацией - на нашу русскую природную лень. Мы трудолюбивы, когда перед нами стоит высокая духовная цель, здесь нам и умереть не страшно. Вот так.
11-09-20 7:58
Анна
Ну и научатся дети - копировать- вставлять ответы при этом дистанционном обучении. Больше ничего в голову не попадет. Целый день ребенок дома один- ничего не делает и никто его не заставит- родители на работе. Да, учитель всегда был воспитателем по сути. Дети в коллективе каждый со своим характером, но к каждому находят подход. Все заняты. Это настоящее обучение.
02-07-20 13:51
Александра
С чего это вы взяли, что все заняты делом? Кто хочет учиться, тот занят делом. Кто учиться не хочет - мешает другим. Индивидуальный подход предполагает нейтрализацию последних, чтобы обучать первых. Таким образом образование смягчает нравы.
12-07-20 14:12
Александра
И по факту проверила. На дистанциоке учитель может выдать за урок в разы больше материала. Потому что нуждающимся в смягчении нравов можно просто отключить звук. А при необходимости и видео. Пусть родители подумают, как воспитывать.
12-07-20 14:24
Эллина
Складывается впечатление, что у реформаторов нет детей. Господи, наведи на Грефа беду в виде болезни, которая требует оперативного вмешательства и пошли ему хирурга, который обучался дистанционно без учебы на трупах.. пусть он будет первый в его уверенных руках.. да восторжествует справедливость в этом мире..
29-06-20 21:54
Александра
Протесты против дистанционного обучения со временем пройдут, как прошли картофельные бунты. Останется вопрос как велико наше стадиальное отставание от наших англо-саксонских друзей и как они по желают использовать окно возможностей, которое наши картофельные бунтари им подарили.
29-06-20 12:09
Наталья
Пожелают - пишется слитно
29-06-20 16:54
Наталия
А на большее ума не хватило, например, комментарий написать?
29-06-20 18:05
Александра
Уровень компетентности в ИКТ виден сразу. Дремучие люди тычут в опечатки, образованные умеют отличать опечатки от ошибок. И знают, что опечатки случаются, когда за компьютером работаешь много.
12-07-20 16:14
Наталия
Я сама учитель начальных классов.
Скажу кратко и прямо: наконец-то не будет возможности истеричным учителям кричать, унижать детей. Умнейшие мужи правят миром. В 19 лет я пришла в школу учителем и увидела истинное лицо "педагогов", думаю. что объяснять не надо. Меня считают идеальным учителем, но правильнее будет если даже лучшие учителя будут просто консультантами, а не няньками и не будет администрации, директоров, получающих огромные зарплаты, не будет "лагерей", где дети как стадо, друг друга бьют, матерят. Условия для воспитания не идеальные, а значит, и личности растут лицемерами, приспособленцами, зависящими от настроения "педа"-"гогов". НАКОНЕЦ-ТО, боги услышали прогрессивных мужей и лучшего президента. Долой старую "школу"! Счастливое поколение свободных людей вырастет!
29-06-20 18:02
Ты
И такие учителя учат наших детей?
13-08-20 15:31
Ольга
Без социальных навыков-то???!!! вырастут нормальные дети?
10-09-20 9:22
Алёна
Удивительно просто, как умудряются с ног на голову все поставить. И главным защитником "консерваторов" назначить Михалкова, который, помимо всего прочего, прославился войной с ветряными мельницами, то бишь 5G, заявлениями о всеобщем чипировании и тому подобной лабудой. Под маркой этого так легко низвести идеи о нормальном классическом образовании до уровня бреда.
При этом сами властные товарищи, так ратующие за дистанционку, почему-то стремятся своих отпрысков учить в Оксфорде, Кембридже, и прочих классических учебных заведениях за пределами "великой и могучей".
Более того, школа - это не только обучение наукам (если это слово применимо к нашим нынешним школам), это еще и обучение социализации, коммуникации, межличностным отношениям. Это первая ступенька к формированию Общества с большой буква.
Разобщенные же дети, сидящие каждый у своего экрана, это то самое будущее общество потребления, винтики в системе, не умеющие мыслить неформализовано, живущие в своих ограниченных рамках.
Да, таким обществом гораздо проще будет управлять, потому что это уже и не общество, а, скорее, стадо. И именно к этому ведет то самое дистанционное образование.
10-06-20 10:22
Ирина
Вы не работали в школе или забыли, какая дружба в классе, какое равноправие?
Один в школу на машине приезжает, другие дети голодают, у родителей нет денег на питание.
В столовых обворовывают детей, тащат сумками продукты. Летом я работаю в лагере отдыха, ящиками утром тащат продукты. Кормушка закрыта.
Все в поле, садить картошку и у себя тащить из огорода домой! Так будет правильнее и честнее!
29-06-20 18:15
Кирилл
Старые мировые школы не клюют на удочку "цифровизации" и дистанционного образования.
Посмотрите на Оксфорд, Кембридж, Гарвард там традиции обучения строго соблюдаются.
И правильно делают. Никакие цифровые "приблуды" не раскроют и не разовьют в человеке талант.
Образования это то, до чего нельзя дотрагиваться грязными руками. На образовании нельзя делать деньги!!!
09-06-20 22:01
Всем добра и здоровья
Кто сказал, что нельзя? Т.е частные школы, лицеи, репетиторов - за дверь? Вы в каком году живете? Бесплатное доступное образование - хорошо, возможность учиться платно (т.е людям делать деньги на учениках) - еще лучше.
09-06-20 23:46
Кирилл
Под выражением "делать деньги" я, в первую очередь, подразумевал экономию на обычных школах и перевод их на коммерческую основу для очного обучения детей. Такое уже обсуждается.
10-06-20 11:32
Всем добра и здоровья
Теперь понял. Мой вопрос к Вам снимается.
10-06-20 22:16
Ирина
Согласна с вами. Один момент из школьной реальности. В нашем городе, в Хакасии, в лицее № 7, который гордится своими кадрами, есть учительница, преподает русский язык и литературу, после уроков дети у нее репетируют, денежки в ручки подают, прямо "частная лавочка", директор делает вид, что не знает.
Как это расценивать? О каком бесплатном образовании может идти речь?
29-06-20 18:21
Ирина
Добавлю, что в этом лицее дети в школе репетируют по предметам, например, история.
Дети все рассказывают про этот лицей.
А в столовой этого лицея тащут продукты, купленные на деньги родителей. А родители знают? А я откуда узнала? На практике работал студент местного ПТУ, он был в шоке от того что много тащут. Директор опять делает вид, что не знает. Пора открыть ему глаза. Мы позвоним в ГОРОО, назовем все факты.
29-06-20 18:35
Страница 1 из 2

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
24 + 8
 
Введите ответ: