Споры вокруг введения массового дистанционного обучения достигли точки кипения. Пандемия COVID-19 оказалась катализатором процесса цифровизации образования, который задумывался гораздо ранее. Что это принесет России?
Еще в 2017 году консалтинговая компания McKinsey включила Россию в пятерку стран с лучшими темпами цифровизации. По данным McKinsey, с 2011 по 2015 год объем цифровой экономики в нашей стране увеличился на 59% (это в 8,5 раза быстрее, чем рост в других отраслях). А к 2025 году ее доля в ВВП может утроиться и достичь 10 трлн рублей.
Отказ от офисов
Чтобы понять, как работает цифровая экономика, можно привести всего один пример. Внедрение электронного полиса ОСАГО привело к закрытию тысяч офисов страховых компаний по всей стране, что дало большую экономическую выгоду этим компаниям, т.к. исключила затраты на содержание офисов. Каждый второй полис автолюбители теперь покупают удаленно. В этом году их число может составить - 30 млн штук! Это лишь один из многих примеров преимущества применения цифровых технологий для экономики государства.
Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. No 2032, и программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. No1632-р3.
До этого был принят еще ряд документов, направляющих общую стратегию развития страны в сторону всестороннего развития цифрового компонента. Это напрямую затронуло и сферу образования. Случившаяся пандемия коронавируса значительно ускорила эти процессы.
Начавшаяся в середине марта попытка дистанционного обучения оказалась неудачной. Масса сложных моментов, несостыковок, недостаток компетенций у школ и учителей по проведению удаленных занятий, технологическая отсталость большинства российских регионов — все это крайне негативно повлияло на результаты. Но, как говорится в пословице, «лиха беда начало...». Была проведена первая масштабная попытка перевода учебного процесса на цифровые рельсы.
— Первые неудачи в дистанционном обучении не должны останавливать Минпросвещения для продолжения совершенствования этого направления.
Минпросвещения видит причины этих неудач и предпринимает активные действия для их устранения. На это лето у него большие планы по подготовке школ к возможному началу нового учебного года в дистанционном режиме.
Отношение к образовательным реформам у многих в нашей стране, как к больному ребенку — очень бережное и осторожное. Главный принцип — не навреди! Но не все так осмотрительны...
Наша страна оказалась поделена на два лагеря — сторонников и противников ускоренного внедрения цифрового образования (дистанционного, онлайн и др.). Условно назовем их консерваторами и реформаторами.
Лагерь реформаторов представляет наиболее заметная фигура — бывший министр экономического развития и торговли России, а ныне президент и председатель правления крупнейшего банка — Сбербанка России — Герман Греф. Оппонирует ему тоже известная личность — актер и режиссер Никита Михалков.
Если обратиться к доводам сторонников реформирования, то, на первый взгляд, они вполне логичны.
Именно по такому пути идет весь мир, в то время как Россия использует технологии прошлого века — считают Герман Греф и его сторонники.
Если взять нашу систему образования, то здесь вообще полный застой. Ни для кого не секрет, что на протяжении последнего десятилетия образование и наука испытывают жесточайший кризис. Некогда передовые достижения СССР давно позади, а новых «прорывов» нет и не предвидится. Среднее школьное и вузовское образование находятся в глубоком кризисе, следствием которого явилось сильное отставание в технологическом и научном плане от развитых стран.
Особенно сильный контраст заметен на фоне Китая. Двадцать лет назад он был отсталой в экономическом и технологическом плане страной, а сейчас занимает второе место в мире по степени экономического развития. Его школьники считаются самими умными в мире.
Современные образовательные учреждения должны выполнять миссию «открытия» цифрового мира для детей. Уже в детском саду дети должны полноценно знакомиться с разными гаджетами, знать, что такое интернет и современные коммуникации, уметь ими пользоваться. К приходу в школу они должны быть готовы использовать все преимущества современной цифровой цивилизации.
Школа — один из главных образовательных институтов, от которого зависит, что будет представлять собой человек после его окончания. Будет ли это продвинутый в современных технологиях, способный к восприятию всего прогрессивного и нового, стремящийся к продолжению образования человек или, наоборот, полуграмотный, получивший аттестат или диплом для «корочки».
К таким технологиям можно отнести все, которые способствуют максимальной ассимиляции школьника в общемировое цифровое пространство, в том числе и получение знаний посредством дистанционного образования.
При таком варианте традиционная школа уже не будет занимать такое важное место в цепи образования. Более того, все старые методы преподавания, которые не менялись на протяжении столетий, должны быть решительно заменены современными, в соответствии с научно-техническим прогрессом.
Именно в таком направлении движется весь цивилизованный мир. Тот, кто этого не видит, рискует навсегда остаться в прошлом веке.
Как считают «консерваторы», целый ряд решений последнего времени направлен на формализацию и упрощение (в негативном смысле) нашей образовательной системы.
А именно:
Как считает Никита Михалков, основная мысль стратегии развития цифрового образования — «убить школу и учителей».
Возможное начало 1 сентября нового (2020/2021) учебного года в дистанционном режиме — еще один шаг в этом направлении.
Михалков обращает внимание на то, что по замыслу авторов цифровизации образования к 2025 году должен исчезнуть диплом об образовании и авторский учебник, а ещё через 20 лет предполагается «убить» общеобразовательные школы, тексты (книги и статьи) как «доминирующую форму знаниевой коммуникации». Учитель должен будет исчезнуть ещё раньше, его заменит «искусственный интеллект в роли наставника».
То, о чем говорила группа Германа Грефа по поводу неизбежной цифровизации образования и кардинального реформирования старой системы, — заслуживает безусловного внимания. Однако здесь не учитывается один важный фактор, который может наложить существенные ограничения на столь радужную картину.
Дело в том, что предлагаемые варианты образования очень далеки от стандартов технического развития современной России, ее возможностей. Все рассуждения группы Грефа основываются на технологически развитом обществе, затраты на которое может себе позволить государство.
К сожалению, российские реалии, в которых уровень доступа к цифровым технологиям может существенно отличаться от региона к региону (когда многие дети не имеют не то что доступа к широкополосному интернету, но и личного компьютера), ставят идеи Грефа в разряд «красивой, но несбыточной на данный момент сказки».
Первые попытки организовать дистанционное обучение, спровоцированные пандемией коронавируса, показали всю глубину проблемы. И проявилась она на всех уровнях, начиная от неспособности школ правильно организовать дистанционное образование и заканчивая элементарным отсутствием интернета во многих местах нашей огромной страны, т.е. нашей технологической отсталостью.
Большую проблему представляет собой бедность населения, когда максимум, чем могут родители обеспечить своего ребенка, это телефон, посредством которого дети и пытались наладить свое «дистанционное образование»!
Ко всему этому надо добавить, что слом старой, классической системы образования требует больших финансовых затрат со стороны государства и тщательно продуманной стратегии реформирования, основанной на точных расчетах.
09.06.2020 г.
● ***
Следите за нашими публикациями.
В Государственной Думе состоится обсуждение нового закона "о дистанционном образовании", принятие которого перевернет наши представления о классическом общем образовании и отразится на будущем большой части населения нашей страны — школьниках, педагогах, родителях и всей системе образования. Что представляет собой этот закон и чем он так важен?
✅ "Я за дистанционное образование!" - откровения учителя школы.
"Дистанция" все ближе. К 1 сентября 2020 г. школы будут готовы к дистанционному обучению.
Дистанционное обучение в школах с 1 сентября 2020 года! Готовность №1
1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.
Дети без кружков и секций. Школы начали предупреждать о переходе на 2-х сменный режим учебы.
Законодательное закрепление статуса дистанционного образования
Принят закон о дистанционном образовании.
Уникальный дистанционный эксперимент в масштабах всей страны.
В помощь родителям. Как перейти на дистанционное обучение при коронавирусе?
Школа уже никогда не будет прежней. Дистанционное образование стучится в дверь!
Наиболее значимые онлайн ресурсы для дистанционного образования школьников и студентов
Учителя скоро не потребуются. Страна готовится к переходу на дистанционное образование!