Наиболее популярные направления интернет-обучения — дистанционное и онлайн-образование. До сих пор имеется путаница в этих терминах. В чем разница между этими видами обучения?
Почему одни курсы называют дистанционными, а другие — онлайн? В чем их принципиальная разница и есть ли она вообще?
До недавнего времени существовала определенная путаница в терминологии. И для дистанционного и для онлайн-обучения нужен интернет, поэтому часто эти термины использовались как слова-синонимы. Однако с появлением полноценных учебных программ, наиболее полно использующих возможности интернета, стало необходимо различать дистанционное обучение, в результате которого обучающийся получает диплом об орбазовании, и онлайн-интернет-ресурсы, с помощью которых он повышает свои знания без каких-либо документальных подтверждений.
До сих пор многие смешивают эти термины. Поэтому старайтесь подробно разобраться, что имеется в виду. Но постепенно эти термины дифференцировались и каждому стали придавать свое значение.
Дистанционное обучение — это форма получения образования, при которой преподаватель и студент взаимодействуют на расстоянии с помощью информационных технологий.
* дистанционное образование
Во время дистанционного обучениястудент занимается самостоятельно по разработанной программе, просматривает записи вебинаров, решает задачи, консультируется с преподавателем в онлайн-чате и периодически отдает ему на проверку свои работы.
Дистанционное обучение стало популярным с появлением интернета, открыв новые возможности развития для жителей удаленных населенных пунктов и деловых людей с плотным рабочим графиком. Вначале дистанционное обучение воспринималось лишь как дополнительный способ приобретения знаний или подготовки к экзаменам.
Сейчас можно пройти полноценные дистанционные курсы и программы повышения квалификации от престижных университетов, коммерческих и некоммерческих компаний из разных стран, находясь в любой точке планеты.
Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету в режиме “здесь и сейчас”.
Этот формат обучения еще называют e-learning или “электронное обучение”. И оно считается логическим продолжением дистанционного. А слово “онлайн” лишь указывает на способ получения знаний и связи преподавателя со студентом.
* онлайн обучение может проходить как индивидуально, так и в группе.
Во время онлайн-обучения учащийся смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается файлами с тьютором, общается с одногруппниками и преподавателями в чатах, проходит квесты и пр. Такое обучение позволяет полностью погрузиться в образовательную среду и повышать квалификацию без отрыва от рабочего процесса.
Если рассматривать формально, то онлайн-обучение является составляющей частью дистанционного, т.к. дистанционный формат предполагает доставку контента разными дистанционными каналами: телеграф))) почта, телевидение, интернет (компьютерные сети).
Главное сходство онлайн-обучения и дистанционного — процесс получения новых знаний и навыков вне аудиторий и без непосредственного контакта с преподавателями.
Понятие “дистанционное обучение” указывает на то, что между студентом и преподавателем существует расстояние. А “онлайн-обучение” означает, что это обучение происходит при помощи интернет-соединения и гаджетов. В остальном эти понятия практически полностью идентичны и обладают такими преимуществами:
Индивидуальный темп обучения — изучать материалы можно по собственному графику без привязки к группе, времени и месту занятия;
Доступность — учиться можно с любого компьютера в удобное время;
Персональные консультации с тьютором — эффективная обратная связь от преподавателей в ходе всего периода обучения;
Курс в “кармане” — можно в любой момент пересмотреть урок или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку тьютору.
В этом многообразии форматов и названий очень легко потеряться, и подбор качественной программы онлайн-обучения или повышения квалификации может вызвать затруднения. Стоит задать несколько вопросов центрам обучения, прежде чем записываться на онлайн-курс или тренинг. Вот небольшой перечень таких вопросов:
Есть ли бесплатные пробные уроки или ознакомительные фрагменты занятий курсов?
Демо-версии курсов и тренингов помогают ознакомиться с содержанием курса, уровнем подачи материала и решить, подходит ли вам не только курс, но и сам формат онлайн-обучения.
Есть ли у учебного центра аккредитация на подготовку по тем или иным программам?
Положительный ответ на этот вопрос, подкрепленный соответствующими документами, может гарантировать полноту и качество подготовки в центре обучения. Официальные аккредитации выдают национальные и международные профессиональные организации выдают только соответствующим всем требованиям провайдерам.
Какие требования программа предъявляет к учащимся?
Если в программе прописаны требования к уровню подготовки или квалификации студента — это означает, что она разработана для конкретной аудитории и ее определенного опыта, что повышает степень полезности материала.
Нужно ли будет выполнять какие-либо письменные задания?
Наличие практических заданий — неоспоримый плюс в любом онлайн-курсе. Чем больше заданий, тем выше вероятность качественного освоения новых навыков и знаний.
К кому можно обратиться в случае технических проблем (доступ к материалам, преподавателю, загрузка выполненных заданий)? Кто и как быстро их сможет решить?
В идеале, у студента должен быть свой виртуальный кабинет на портале. Там происходит все обучение, сдача заданий, общение с преподавателем и администраторами. Если такового нет, то провайдеры обучения должны указывать контактные номера, адреса почты и/или ссылки на профили в социальных сетях администраторов и кураторов для связи.
Каким образом можно связаться с преподавателем для консультации и как часто это можно делать?
Наличие и частота общения с преподавателем значительно влияет на качество обучения. Чем проще проконсультироваться с ним студенту и уточнить правильность выполнения задания или изучения темы, тем выше качество онлайн-обучения.