Совместные программы двойных дипломов

Совместные программы двойных дипломов

Совместные программы двойного диплома встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Широко представлены такие программы в областях, связанных с науками об обществе и языках. Дипломы таких образовательных программ действительны во всем западном мире.

 

Присоединившись к Болонской Декларации, Россия взяла на себя серьезные обязательства ннтеграции в европейское пространство высшего образования, методам обучения и ориентации программ на результат.

 

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.  

 

Как известно, в России действует Лиссабонская конвенция 1997 года "О признании квалификаций в сфере высшего образования", которую подписали около 40 стран Европы. Каждая страна, подписавшая этот договор, обязана признавать все документы об образовании других стран (если нет существенной разницы в npoграммах образования). Все страны ЕС признают программы друг друга, однако, Россия в их число не входит.

 

В настоящее время ряд вузов России практикуют «двойные» дипломы, то есть заключаются договора с европейскими вузами, происходит согласование программ обучения и периодов обучения за рубежом. В результате выпускники получают дипломы сразу двух университетов.

 

При этом из 600 государственных вузов России только 40-50 реализуют программу двойных дипломов по одной-двум программам.

 

Наибольшая доля двойных дипломов в государственных ВУЗах России приходится на:

 

 

Совместные образовательные программы формируются в рамках межвузовских соглашений на базе совместно разработанных учебных планов.

 

Виды дипломов, которые присуждаются по завершении совместных программ обучения:


1. совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;
2. диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;
3. национальный диплом с указанием дополнительных курсов (в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы).

 

В настоящее время системная информация о совместных дипломах существует только по магистерским программам.

 

Источниками данной информации является Европейская ассоциация университетов, которая ведет реестр совместных магистерских программ, данные программы Erasmus-Mundus, а также опубликованный доклад «Обзор магистерских дипломов и совместных дипломов в Европе» (Ghristain Tauch, Andrjs Raiihvarges, EUA, 2002).

 

Европейская ассоциация университетов- англ. European University Association, EUA — организация, объединяющая более 850 вузов из 47 стран. В рамках ассоциации осуществляется их сотрудничество и обмен информацией, а также проведение совместных исследовательских проектов.  

 

 

Существует три модели совместных программ:

 

  • Идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (параллельное изучение одних и тех же курсов/модулей, общие методы обучения и экзаменационные процедуры);
  • Сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнерских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером;
  • Курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (т.е. образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из которых реализуется только одним партнером).

 

Совместные программы, основанные на синергии уникального опыта каждой стороны, позволяют разработать программы, направленные на формирование у студентов в каждом из университетов - партнеров каких - либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга.

 

Как правило, программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов (71 %), т.е. национальных дипломов в каждой стране - партнере, при этом может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума. При планировании и реализации программ совместных / двойных дипломов особое внимание уделяется обеспечению качества с точки зрения его соответствия национальным процедурам каждой из сторон или требованиям между народных организаций. Одним из методов обеспечения качества является оценка программ внутренними или внешними экспертами (например, профессорами у ниверситетов - партнеров или представителями соответствующих аккредитационных агентств). Составным элементом системы обеспечения качества является оценка преподавателей.

 

Программы подготовки бакалавров

 

Средняя продолжительность совместных программ подготовки бакалавра - 40 месяцев. Как правило, совместные программы подготовки бакалавров основываются на двухстороннем сотрудничестве университетов.

 

Диплом бакалавра Великобритании

 

В большинстве таких программ студенты обязаны обучаться в 1 университете-партнере (81 %). В 13 % программ они должны обучаться минимум в 2 университетах - партнерах, что особенно характерно для программ, поддержанных в рамках Rasmus Miindus.

 

Erasmus Mundus– программа Европейского союза, направленная на улучшение качества образования, сглаживание разницы между учебными курсами вузов разных стран Европы и мира и укрепление связей между разными народами и культурами путем взаимодействия в сфере высшего образования. Она предусматривает совместную работу различных вузов, обмен студентов и преподавательского состава, что дает возможность пройти обучение и получить дипломы 2-3 вузов одновременно.

Список прграмм двойных дипломов Erasmus Mundus

 

В большинстве программ подготовки бакалавров обучение за рубежом происходит на третьем году обучения.