Совместные программы двойного диплома встречаются во множестве предметных областей, однако, наибольшее распространение они получили в экономике, бизнес-образовании, юриспруденции, менеджменте и инженерном образовании. Широко представлены такие программы в областях, связанных с науками об обществе и языках. Дипломы таких образовательных программ действительны во всем западном мире.
Присоединившись к Болонской Декларации, Россия взяла на себя серьезные обязательства ннтеграции в европейское пространство высшего образования, методам обучения и ориентации программ на результат.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.
Как известно, в России действует Лиссабонская конвенция 1997 года "О признании квалификаций в сфере высшего образования", которую подписали около 40 стран Европы. Каждая страна, подписавшая этот договор, обязана признавать все документы об образовании других стран (если нет существенной разницы в npoграммах образования). Все страны ЕС признают программы друг друга, однако, Россия в их число не входит.
При этом из 600 государственных вузов России только 40-50 реализуют программу двойных дипломов по одной-двум программам.
Совместные образовательные программы формируются в рамках межвузовских соглашений на базе совместно разработанных учебных планов.
1. совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;
2. диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;
3. национальный диплом с указанием дополнительных курсов (в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы).
В настоящее время системная информация о совместных дипломах существует только по магистерским программам.
Источниками данной информации является Европейская ассоциация университетов, которая ведет реестр совместных магистерских программ, данные программы Erasmus-Mundus, а также опубликованный доклад «Обзор магистерских дипломов и совместных дипломов в Европе» (Ghristain Tauch, Andrjs Raiihvarges, EUA, 2002).
Европейская ассоциация университетов- англ. European University Association, EUA — организация, объединяющая более 850 вузов из 47 стран. В рамках ассоциации осуществляется их сотрудничество и обмен информацией, а также проведение совместных исследовательских проектов.
Как правило, программы завершаются присвоением двойных или многосторонних дипломов (71 %), т.е. национальных дипломов в каждой стране - партнере, при этом может прилагаться сертификат, выдаваемый от имени всех членов консорциума. При планировании и реализации программ совместных / двойных дипломов особое внимание уделяется обеспечению качества с точки зрения его соответствия национальным процедурам каждой из сторон или требованиям между народных организаций. Одним из методов обеспечения качества является оценка программ внутренними или внешними экспертами (например, профессорами у ниверситетов - партнеров или представителями соответствующих аккредитационных агентств). Составным элементом системы обеспечения качества является оценка преподавателей.
Средняя продолжительность совместных программ подготовки бакалавра - 40 месяцев. Как правило, совместные программы подготовки бакалавров основываются на двухстороннем сотрудничестве университетов.
В большинстве таких программ студенты обязаны обучаться в 1 университете-партнере (81 %). В 13 % программ они должны обучаться минимум в 2 университетах - партнерах, что особенно характерно для программ, поддержанных в рамках Rasmus Miindus.
Erasmus Mundus– программа Европейского союза, направленная на улучшение качества образования, сглаживание разницы между учебными курсами вузов разных стран Европы и мира и укрепление связей между разными народами и культурами путем взаимодействия в сфере высшего образования. Она предусматривает совместную работу различных вузов, обмен студентов и преподавательского состава, что дает возможность пройти обучение и получить дипломы 2-3 вузов одновременно.
В большинстве программ подготовки бакалавров обучение за рубежом происходит на третьем году обучения.