Будущим инженерам в 2022/2023 учебном году выделено более 251 тысячи бюджетных мест. Но для поступления на техническое направление (специальность) нужно сдать профильную математику. По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по профильной математике в 2022 году с достаточным для поступления баллом сдали 240 тысяч человек. В это число входят не только те, кто планирует стать инженером, но и те, у кого в планах поступление на другие направления, где требуется этот предмет, в частности, на программы подготовки учителей математики и информатики, экономические направления и др. В результате вузы столкнулись с самым крупным недобором студентов на технические специальности.
Абитуриенты хотят поступать в лучшие вузы страны, поэтому сейчас высокий конкурс на инженерные специальности в Москве, Питере, Казани, Новосибирске, Томске. Расчет простой, если человек не проходит по баллам, он просто остаётся учиться на платном отделении. Большинство родителей готовы заплатить за обучение своего ребёнка последние деньги, лишь бы он учился в престижном вузе. В результате многие толковые абитуриенты с приличной суммой баллов по ЕГЭ будут вынуждены поступать на платные места.
Что касается региональных вузов, то там развивается классическая ситуация, когда на выделенные бюджетные места начинают лихорадочно искать абитуриентов, любых, лишь бы эти места закрыть. В противном случае - урежут финансирование.
Простое количественное увеличение бюджетных мест в региональных вузах на технические направления не решает проблему обеспечения высокотехнологичных производств квалифицированными кадрами, а скорее наоборот, усугубляет ее. Те, кто в этом году придет учиться на технические специальности, едва преодолев пороги на ЕГЭ, вряд ли будут работать по специальности.
Что же касается создавшейся ситуации, то она еще раз доказывает несовершенство современной российской системы образования.
Проблему видят не только руководители региональных вузов. Она известна давно, но до последнего времени никто не решался трогать устоявшуюся систему высшего и среднего образования. Однако «благодаря» исключению России и Белоруссии из Болонского процесса, наши законодатели всерьез задумались о большой образовательной реформе.
На сегодняшний день известно о нескольких предложенных шагах в этом направлении, которые с наибольшей вероятностью примут в осеннюю сессию Госдумы:
По мнению специалистов, эти решения способны дать необходимый толчок намеченной большой образовательной реформе.
12.07.022 г.