Колледжи и техникумы переполнены. Конкурсы больше, чем в вузы

Популярность колледжей растет. 2022 год - рекордный по поступлению в колледжи

Небывалый рост популярности среднего специального образования (СПО)

2022 год можно считать переломным моментом в менталитете школьников. Если еще несколько лет назад большинство учеников мечтали о поступлении в вуз, то в этом году картина кардинально изменилась. В колледжи и техникумы теперь идут не только после девятого класса, но и даже 11-классники, причем их количество из года в год только увеличивается.

 

11-классники тоже захотели в колледжи

Совокупность факторов, определяющих решение школьников продолжать свое образование в колледжах, а не в вузах, обусловили небывалый наплыв желающих попасть в средние профессиональные учебные заведения в 2022 году. Ближе к концу июля оказалось, что конкурс на бюджет по определенным специальностям достигает нескольких человек на место. Более того, отмечается конкурс и на коммерческие (платные) места. Особенно заметно это в крупных городах на популярных специальностях.


Создавшуюся неординарную ситуацию социологи связывают с изменением приоритетов общества и общим падением популярности высшего образования. Вера в него подорвана и сейчас окончание вуза уже не связывают с хорошими жизненными перспективами. На примере десятков тысяч предыдущих выпускников высших учебных заведений становится понятно, что получение диплома — это не панацея для будущей хорошей жизни, а часто впустую потраченное время и немалые деньги.

 

 

Менталитет общества меняется на глазах. Становится важно иметь перспективную специальность, а не просто «высшее образование». Сегодня поступить в техникум не считается зазорным даже для хорошо успевающих выпускников школ. Хотя ситуация довольно странная: есть все шансы поступить в университет – а абитуриент идет в техникум. Почему? В этом разбирались социологи национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».


В журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» опубликована статья социологов НИУ ВШЭ «Вместо университета – в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?»
Авторы исследования отмечают, что с середины 2010-х годов все больше выпускников 11-х классов стали подавать заявления в колледжи на фоне стагнирующего приема в вузы. (По данным статистики в техникумы после 11-го класса поступают 20% абитуриентов.) Причем после девятого класса сюда приходят выходцы из семей с невысоким социально-экономическим статусом. Родители таких детей не имеют зачастую высшего образования. А колледж здесь выступает скорее «институтом взросления», обеспечивающим ускоренный выход своих выпускников во взрослую жизнь.

 

После 11-го класса картина иная. Сюда поступают выходцы из самых разных семей, в том числе и обеспеченных. У многих эта ситуация вынужденная. Они рассматривают СПО (среднее профессиональное образование), как трамплин для поступления в вузы. Это зачастую «срединный» контингент, со средней успеваемостью. И здесь техникум выступает в качестве заведения, обеспечивающего прирост «человеческого капитала», считают исследователи.

 

 

На выбор образовательной траектории студентов колледжей повлияло сочетание разных факторов. С одной стороны, выбор в пользу СПО оказался вынужденным шагом для 11-классников в условиях снижения доступа к высшему образованию и падения его популярности. С другой стороны, изменения случились и в самой системе СПО.

 

В колледжах и техникумах стали готовить веб-дизайнеров, маркетологов, SMM-менеджеров, специалистов по рекламе и других интересных специалистов. И СПО здесь уже начинает выступать альтернативой вузу, «каналом более быстрого и менее затратного овладения монетизируемыми профессиональными навыками», отмечают авторы исследования.


Опросив поступивших вчерашних 11-классников, социологи ВШЭ сделали вывод, что решение пойти в СПО способствовало не только и не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления.

 

К стратегии можно отнести раннее профессиональное самоопределение, изучение рынка образовательных программ, профильную подготовку к ЕГЭ. Ничего этого у поступивших в СПО не было. Они фактически не выбирали, а всего лишь рассматривали один-­два варианта специальностей или вузов и делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Многие совершали тактические ошибки при планировании поступления – например, неверно рассчитывали время, необходимое на подготовку. Начинали заниматься подготовкой к ЕГЭ уже на последних этапах обучения в школе. В условиях ужесточения конкуренции за места в вузах такая «беспечность» стала для них роковой.

 

 

Как чувствуют себя выпускники 11-х классов в стенах техникумов, встретившись лицом к лицу с одноклассниками, которые пришли сюда раньше на два года?

Они же сторонились их, еще учась в школе. Что чувствуют они сейчас, находясь в их среде, считают ли себя белыми воронами?
Социологи отмечают, что там, где сервисные, креативные специальности, «мягкие» профессии и где реальным критерием отбора являются конкретные профессиональные навыки, разница нивелируется.
Что касается перспектив, то эта тенденция приема в СПО после 11-го класса будет только расти. И флагманами этого движения станут специальности в области информационных технологий и цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда только увеличивается.

 

Абитуриенты будут скорее всего и дальше реагировать на рыночные сигналы и поступать в колледжи в расчете на получение быстро монетизируемых навыков с меньшими временными и финансовыми затратами.  

 

 

22.07.022 г.

 

 

Читайте также

 

 


 

 



Отзывы (16)

Вы просматриваете: _news_088.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
ню
Система приема в колледжи в Москве не работает. Официально все подают заявки и ждут августа. Но по факту колледжи ведут приём с дня подачи заявлений. Документы принимают, аттестаты забирают и говорят "Вы приняты. Ждите официального приказа". Просто официальные приказы выпускают когда положено.
На направления, которые не пользуются популярностью у абитуриентов, набирают "мертвых душ" либо из числа выпускников (закончил на специальность и снова поступил, но уже на профессию) либо из числа знакомых специалистов приёмных комиссий и преподавателей (для рейтинга специалисты приемных комиссий ещё иногда слегка увеличивают средний балл абитуриента, когда принимают его заявку в системе. было бы здорово, если бы средний балл выпускников школ заносили в школах в какую-нибудь единую систему). Эти "мертвые души" числятся студентами, получают стипендии (они же все отличники на бумаге. рейтинги, сами понимаете), потом получают дипломы. Преподаватели и колледжи получают из бюджета деньги на этих "студентов", а на рынок труда после такого "обучения" никто не выходит. По факту такие "студенты" приходят только на экзамены, где им просто улыбаются и выдают дипломы. Вот и вся ваша эффективность в реальной жизни.
28-09-22 22:08
Ринат
Дело в том, что поступают с большим баллом из сёл, где оценки были в разы завышены. Знаний у таких абитуриентов нет, зато средний балл отличный. А потом мы удивляемся что за бараны сидят в учреждениях?
18-08-22 15:52
Мария
В селах то уже никого не осталось. Все переехали в города, набились в человейники. Пишу про свою область, в других может хорошо - не знаю. Пора восстанавливать села. Из села всех брать в сельхоз техникумы и другие без какого-либо вообще конкурса.
24-08-22 10:04
ню
в городской московский колледж может поступить только абитуриент с московской регистрацией постоянной или временной.
28-09-22 22:10
Инна
Хуже всего ,что возможность поступления во много колледжей все путает. Может так оказаться, что где-то будет густо, а где-то пусто!
22-07-22 15:43
Учитель
Простым троечникам идти на простые специальности. Там всегда недобор.
22-07-22 14:58
Роман
А не простым троечникам, что делать :)
22-07-22 15:44
Учитель
А непростым троечникам (это у которых не все 3 и не «3 пишем 2 в уме») идти на общих основаниях на выбранную специальность.
22-07-22 16:49
Мама
К специальностям тоже должна быть предрасположенность. Девочки не все захотят на строителя, радиотехника и сварщика. На медсестру, соц работника, фармацевта, айти, дизайн, архитектуру конкурс огромный. Смысл учиться на специальность, если потом не работать по ней?
22-07-22 16:27
Учитель
Если все «3», то у ребёнка нет предрасположенности к учебе и труду, поэтому ему все равно куда идти. Не понимаю родителей, которые вдруг решили, что у них растёт дизайнер: в художку ходит, просто рисует, делает стенгазету в школе, оформляет стенды? Нет? Или медсестра: читает медицинскую литературу, лечит кошечек? Нет? А социальный работник: обожает помогать пенсионерам? Тоже нет? Фармацевт: «5» по химии? И т.д и т.п. Сходите в центр занятости и бесплатно проведите тестирование ребёнка. Пока что перечисленные Вами специальности - даёт моде, и никакого отношения к предрасположенности ребёнка не имеют.
22-07-22 17:00
Гость
Даже если нет предрасположенности к труду, то пол никто не отменял. Слава богу у нас не запад и феминизма итд нет. Всё понимают, что специальности бывают для девушек, для юношей и универсальные. А остаются места на специальности только для мальчиков.
22-07-22 19:33
Учитель
Я - не специалист из Центра занятости, чтобы помочь выбрать стратегию для получения востребованной профессии по гендерному признаку, но большинство дизайнеров не найдут работы (их столько не нужно), хотя для домохозяйки такое образование не повредит. Многие медсестры не пойдут работать за мизерную зарплату, хотя для домохозяйки такое образование не лишнее. Соцработником тоже мало кто пойдёт работать: тяжело и денег мало. Вывод: такое образование нужно только домохозяйкам, а значит и оплачиваться должно из семейного бюджета.
22-07-22 20:31
Мама
Какая дань .жить надо дань не мы собираем , а с нас. Поэтому ребята выбирают монетизируемые профессии . Все мы идём на работу за зарплату. Время от каждого по способностям , каждому по труду минуло. Не каждому по труду. Не во всех сферах можно себя прокормить. И у меня 2 высших образования и трое детей - это к сведению когда учителю захочется почванствовать
03-08-22 17:38
Учитель
Судя по Вам, количество образований и их качество никак не связаны, или Вы оба раза выбирали «монетезированные» специальности и оба раза - не угадали? Можно уже было сделать вывод хотя бы из своих ошибок и попытаться найти свое призвание, т.к. человек «своего дела» всегда востребован и хорошо зарабатывает.
25-07-23 15:19
мама
Куда же податься бедным троечникам? В колледж не берут. С баллом ниже 4 вообще бесполезно. Все отличники поступают в колледжи. Все наоборот. Даже на платное все занято. Какой смысл идти в 10 класс с тройками? Там баба Ега.
22-07-22 14:16
яяия
А учиться не пробовали? Хотя, похоже, поздно уже.
24-07-22 19:41
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: