2022 год можно считать переломным моментом в менталитете школьников. Если еще несколько лет назад большинство учеников мечтали о поступлении в вуз, то в этом году картина кардинально изменилась. В колледжи и техникумы теперь идут не только после девятого класса, но и даже 11-классники, причем их количество из года в год только увеличивается.
Создавшуюся неординарную ситуацию социологи связывают с изменением приоритетов общества и общим падением популярности высшего образования. Вера в него подорвана и сейчас окончание вуза уже не связывают с хорошими жизненными перспективами. На примере десятков тысяч предыдущих выпускников высших учебных заведений становится понятно, что получение диплома — это не панацея для будущей хорошей жизни, а часто впустую потраченное время и немалые деньги.
Менталитет общества меняется на глазах. Становится важно иметь перспективную специальность, а не просто «высшее образование». Сегодня поступить в техникум не считается зазорным даже для хорошо успевающих выпускников школ. Хотя ситуация довольно странная: есть все шансы поступить в университет – а абитуриент идет в техникум. Почему? В этом разбирались социологи национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» опубликована статья социологов НИУ ВШЭ «Вместо университета – в колледж: что приводит успевающих одиннадцатиклассников в СПО?»
Авторы исследования отмечают, что с середины 2010-х годов все больше выпускников 11-х классов стали подавать заявления в колледжи на фоне стагнирующего приема в вузы. (По данным статистики в техникумы после 11-го класса поступают 20% абитуриентов.) Причем после девятого класса сюда приходят выходцы из семей с невысоким социально-экономическим статусом. Родители таких детей не имеют зачастую высшего образования. А колледж здесь выступает скорее «институтом взросления», обеспечивающим ускоренный выход своих выпускников во взрослую жизнь.
На выбор образовательной траектории студентов колледжей повлияло сочетание разных факторов. С одной стороны, выбор в пользу СПО оказался вынужденным шагом для 11-классников в условиях снижения доступа к высшему образованию и падения его популярности. С другой стороны, изменения случились и в самой системе СПО.
Опросив поступивших вчерашних 11-классников, социологи ВШЭ сделали вывод, что решение пойти в СПО способствовало не только и не столько неудачная сдача ЕГЭ, не позволившая поступить в вуз, сколько низкая осознанность и отсутствие стратегии поступления.
К стратегии можно отнести раннее профессиональное самоопределение, изучение рынка образовательных программ, профильную подготовку к ЕГЭ. Ничего этого у поступивших в СПО не было. Они фактически не выбирали, а всего лишь рассматривали один-два варианта специальностей или вузов и делали выбор в последний момент, исходя из «удобных» предметов для сдачи ЕГЭ. Многие совершали тактические ошибки при планировании поступления – например, неверно рассчитывали время, необходимое на подготовку. Начинали заниматься подготовкой к ЕГЭ уже на последних этапах обучения в школе. В условиях ужесточения конкуренции за места в вузах такая «беспечность» стала для них роковой.
Они же сторонились их, еще учась в школе. Что чувствуют они сейчас, находясь в их среде, считают ли себя белыми воронами?
Социологи отмечают, что там, где сервисные, креативные специальности, «мягкие» профессии и где реальным критерием отбора являются конкретные профессиональные навыки, разница нивелируется.
Что касается перспектив, то эта тенденция приема в СПО после 11-го класса будет только расти. И флагманами этого движения станут специальности в области информационных технологий и цифровые профессии, спрос на которые со стороны рынка труда только увеличивается.
22.07.022 г.
На направления, которые не пользуются популярностью у абитуриентов, набирают "мертвых душ" либо из числа выпускников (закончил на специальность и снова поступил, но уже на профессию) либо из числа знакомых специалистов приёмных комиссий и преподавателей (для рейтинга специалисты приемных комиссий ещё иногда слегка увеличивают средний балл абитуриента, когда принимают его заявку в системе. было бы здорово, если бы средний балл выпускников школ заносили в школах в какую-нибудь единую систему). Эти "мертвые души" числятся студентами, получают стипендии (они же все отличники на бумаге. рейтинги, сами понимаете), потом получают дипломы. Преподаватели и колледжи получают из бюджета деньги на этих "студентов", а на рынок труда после такого "обучения" никто не выходит. По факту такие "студенты" приходят только на экзамены, где им просто улыбаются и выдают дипломы. Вот и вся ваша эффективность в реальной жизни.