Сокращение сроков обучения и запрет на поступление в пять вузов — радикальные шаги большой образовательной реформы

Сокращение сроков обучения в вузах по праграммам специалитета и отмена права поступления в пять вузов - кардинальные изменения высшего образования в России

Реформа высшего образования

Министр высшего образования и науки Валерий Фальков на форуме «Российская креативная неделя» назвал возможные шаги предстоящей реформы высшего образования, которые способны радикально изменить существующую систему обучения студентов. Принятие соответствующих поправок возможно уже на осенней сессии Госдумы РФ.

 

Russian Creative Week – главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, пространство для открытого диалога всех участников.

 

Повышение креативности нашей молодежи – одна из задач нашего образования. С этим были согласны многие участники форума. Большой интерес вызвало выступление главы Министерства науки и высшего образования Валерия Фалькова, в котором он приоткрыл некоторые планы и направления в модернизации высшего образования в России. Основные идеи министерства – обмен студентами творческих и технических вузов, более полное раскрытие потенциала региональных вузов и сокращение времени обучения студентов в условиях срочных потребностей страны.

 

Обмен студентами вузов

Что касается обмена студентами вузов разной направленности, то здесь все относительно ясно. Таким образом министр предлагает повышать уровень «креативности» студентов. По его мнению, если ИТ специалист пройдет обучающий цикл в театральном вузе, то он сможет более полно раскрыть свой творческий потенциал. Валерий Фальков считает, что это можно делать, например, за пару недель в формате "летней школы". Столь нетривиальный подход к подготовке студентов технических специальностей можно считать НОУ-ХАУ нашего министерства. Однако насколько это будет исполнимо на практике будет ясно из дальнейших учебных планов вузов.

 

 

Раскрытие потенциала региональных вузов

Снижение популярности региональных вузов - большая проблема современного высшего образования, которая существует уже много лет. Как одну из основных причин этого, называют введение системы ЕГЭ, которая позволила подавать документы сразу в несколько вузов и на несколько направлений. Все абитуриенты сразу потянулись в наши крупные города в надежде на получение места в наиболее престижных вузах, в то время как периферийные высшие образовательные заведения испытывают острую нехватку студентов. Отсюда общее снижение их численности и безработица профессорско-преподавательского состава.

 

За последние годы было сделано многое, чтобы восстановить престиж регионального обучения: выделены значительные средства на обновление оборудования университетов, адресно увеличили количество бюджетных мест и т.д.. Однако проблема неравномерного распределения студентов по-прежнему остается. Как одно из эффективных решений этого вопроса называется отказ от ЕГЭ и ограничение количества вузов для поступления с пяти до одного.

 

 

Отмена права пяти вузов

Напомним, что предложение о запрете поступления в пять вузов широко обсуждалось два года назад. Главным сторонником этого стала бывшая министр просвещения Ольга Васильева, которая не раз заявляла, что возможность поступления в несколько вузов снижает мотивацию школьников к ответственному выбору будущей профессии. В настоящее время около 80% студентов после окончания вуза не работают по специальности.


Данная инициатива была поддержана и Госдумой РФ. Об этом информировала первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Однако внезапная пандемия коронавируса вынудила отложить решение этого вопроса. И вот сейчас, на фоне планов реформирования высшего образования, актуальность этого вопроса вновь вышла на первый план.

 

Сочетание перехода с бакалавриата на специалитет с одновременным сокращением количества возможных вузов для поступления может дать желаемый эффект.

 

 

Сокращение времени обучения студентов в условиях выявления срочных потребностей страны

Пожалуй, этот пункт стал наиболее обсуждаемым в профессиональных кругах.

 

По словам министра, вузы имеют потенциал уменьшения сроков обучения за счет рационализации преподавания второстепенных предметов. Исходя из этого, можно не снижая качества профильного образования, построить новую систему обучения, способную с большей эффективностью и меньшими временными диапазонами, выпускать квалифицированных специалистов.


Этот вопрос стал особенно актуален в период проведения специальной военной операции на Украине, когда заводы начали ощущать острую нехватку кадров.


Естественно, слова о возможной «оптимизации» времени обучения в вузах вызвали некоторое замешательство в обществе.

Слухи о готовящемся переходе высшего образования на специалитет с последующим сокращением сроков обучения с пяти до четырех лет ходили уже не один день, однако только сегодня возможность этого была озвучена из официального источника такого высокого уровня.

По оценке специалистов, данная идея заслуживает пристального внимания. Дело в том, что изучаемые предметы на первых курсах, действительно, не всегда необходимы будущему специалисту и возможно без снижения качества обучения, уменьшить число таких предметов до минимума или убрать совсем. Это не только сократит сроки обучения в вузе, но и позволит адекватнее реагировать системе высшего образования на запросы промышленности. К тому же, это позволит сэкономить значительные финансовые средства, выделяемые на обучение студентов-бюджетников.

 

Напомним, что по данным Минобрнауки количество бюджетных мест по различным программам высшего образования в 2022–2023 годах увеличилось более чем 11,5 тыс. по сравнению с предыдущим периодом. Всего же количество распределенных бюджетных мест исчисляется 588 тыс.

 

 

10.07.022 г.

 

Читайте также:

 


 

 



Отзывы (4)

Вы просматриваете: _news_082.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Родитель
Не надо сокращать сроки обучения в вузе. Лучше все тоже самое по сокращению, но в школе. Я бы сделала с 5 класса иностранный язык, убрала рисование, музыку, общество можно уложиться за год, сократив программу.
Чтобы был креатив, нужно развивать междисциплинарные направления.Допустим, программист, собирается работать в области экономики и изучает экономику. Если же собирается работать в области медицины (кибернетики) - биологию, анатомию. Кто-то хочет из программистов заниматься в области дизайна - берем уроки факультета культуры и искусств. Аналогично инженер + направление 3D моделирования. Это будут специалисты на стыке областей.
11-07-22 15:13
Анна
11 лет в школе - действительно много, десяти вполне хватит. А сокращать музыку, рисование и обществознание - не вариант. К сожалению, в школах несерьезно относятся к этим предметам, часто нет преподавателей. А при должном подходе и уровне преподавания, особенно в началке, "творческие" предметы - самые лучшие и перспективные. Они же детям дарят радость прививают и любовь к школе, дают возможность проявить индивидуальность. Учителям гораздо проще проверять ошибки 1-4 -классников, чем научить творить, сочинять, рисовать, слушать музыку, сделать шедевры на труде. Если они и "лишние", то только "благодаря" общему низкому уровне подготовки педсостава. Все упирается в волю директора и мастерство педсостава. И, конечно, зарплаты учителей
13-07-22 11:55
М
А еще необходимо сократить ОГЭ и егэ. Слишком много сил и нервов уходит на них. Учителя вздохнут спокойно, ученики и родители.
13-07-22 15:04
Инна Б
Что-то тут не вяжется. То дополнительный цикл предлагают по обмену студентами (дополнительная нагрузка), то предлагают сокращать сроки обучения...
11-07-22 12:58
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: