Министр высшего образования и науки Валерий Фальков на форуме «Российская креативная неделя» назвал возможные шаги предстоящей реформы высшего образования, которые способны радикально изменить существующую систему обучения студентов. Принятие соответствующих поправок возможно уже на осенней сессии Госдумы РФ.
Повышение креативности нашей молодежи – одна из задач нашего образования. С этим были согласны многие участники форума. Большой интерес вызвало выступление главы Министерства науки и высшего образования Валерия Фалькова, в котором он приоткрыл некоторые планы и направления в модернизации высшего образования в России. Основные идеи министерства – обмен студентами творческих и технических вузов, более полное раскрытие потенциала региональных вузов и сокращение времени обучения студентов в условиях срочных потребностей страны.
Что касается обмена студентами вузов разной направленности, то здесь все относительно ясно. Таким образом министр предлагает повышать уровень «креативности» студентов. По его мнению, если ИТ специалист пройдет обучающий цикл в театральном вузе, то он сможет более полно раскрыть свой творческий потенциал. Валерий Фальков считает, что это можно делать, например, за пару недель в формате "летней школы". Столь нетривиальный подход к подготовке студентов технических специальностей можно считать НОУ-ХАУ нашего министерства. Однако насколько это будет исполнимо на практике будет ясно из дальнейших учебных планов вузов.
Снижение популярности региональных вузов - большая проблема современного высшего образования, которая существует уже много лет. Как одну из основных причин этого, называют введение системы ЕГЭ, которая позволила подавать документы сразу в несколько вузов и на несколько направлений. Все абитуриенты сразу потянулись в наши крупные города в надежде на получение места в наиболее престижных вузах, в то время как периферийные высшие образовательные заведения испытывают острую нехватку студентов. Отсюда общее снижение их численности и безработица профессорско-преподавательского состава.
Напомним, что предложение о запрете поступления в пять вузов широко обсуждалось два года назад. Главным сторонником этого стала бывшая министр просвещения Ольга Васильева, которая не раз заявляла, что возможность поступления в несколько вузов снижает мотивацию школьников к ответственному выбору будущей профессии. В настоящее время около 80% студентов после окончания вуза не работают по специальности.
Данная инициатива была поддержана и Госдумой РФ. Об этом информировала первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Однако внезапная пандемия коронавируса вынудила отложить решение этого вопроса. И вот сейчас, на фоне планов реформирования высшего образования, актуальность этого вопроса вновь вышла на первый план.
Пожалуй, этот пункт стал наиболее обсуждаемым в профессиональных кругах.
Этот вопрос стал особенно актуален в период проведения специальной военной операции на Украине, когда заводы начали ощущать острую нехватку кадров.
Естественно, слова о возможной «оптимизации» времени обучения в вузах вызвали некоторое замешательство в обществе.
Слухи о готовящемся переходе высшего образования на специалитет с последующим сокращением сроков обучения с пяти до четырех лет ходили уже не один день, однако только сегодня возможность этого была озвучена из официального источника такого высокого уровня.
По оценке специалистов, данная идея заслуживает пристального внимания. Дело в том, что изучаемые предметы на первых курсах, действительно, не всегда необходимы будущему специалисту и возможно без снижения качества обучения, уменьшить число таких предметов до минимума или убрать совсем. Это не только сократит сроки обучения в вузе, но и позволит адекватнее реагировать системе высшего образования на запросы промышленности. К тому же, это позволит сэкономить значительные финансовые средства, выделяемые на обучение студентов-бюджетников.
10.07.022 г.
Чтобы был креатив, нужно развивать междисциплинарные направления.Допустим, программист, собирается работать в области экономики и изучает экономику. Если же собирается работать в области медицины (кибернетики) - биологию, анатомию. Кто-то хочет из программистов заниматься в области дизайна - берем уроки факультета культуры и искусств. Аналогично инженер + направление 3D моделирования. Это будут специалисты на стыке областей.