На фоне разгоревшихся дискуссий об отказе от Болонской системы высшего образования и поэтапной отмены ЕГЭ, пример сдачи Единого государственного экзамена восьмилетним ребенком, никогда не учившимся в школе, заставляет еще раз задуматься о его целесообразности.
Семья Тепляковых продолжает удивлять. В след за сестрой Алисой, которая в 9 лет сдала ЕГЭ и поступила в МГУ, успешно сдал ЕГЭ и ее младший брат – Хеймдалль, которому всего восемь (!) лет. Набранных баллов достаточно, чтобы поступить на мехмат или факультет вычислительной математики и кибернетики – сообщил отец мальчика в своем блоге.
Надо отметить, что полученные им баллы абсолютно заслуженны. Он самостоятельно отвечал на экзаменационные вопросы и сдавал ЕГЭ в соответствии со всеми правилами. Более того, он сдавал не базовую, а профильную математику. Так что здесь вопросов не возникает. Однако сдача «взрослого» ЕГЭ ребенком без предварительного школьного обучения, ставит под сомнение не только ценность самого экзамена, как инструмента оценки полученных за 11 лет знаний, но и все школьное образование, которое оказывается второстепенным по сравнению с важностью ЕГЭ.
Так ли совершенна система проверки знаний с помощью ЕГЭ, как об этом говорят?
Пример Хеймдалля и его сестры, девятилетней Алисы, предполагает только два ответа. Либо в семье Тепляковых растут сплошные гении, либо детей готовят к экзамену по определенной системе, позволяющей добиться успешной сдачи ЕГЭ. Во втором случае это может являться косвенным признаком несовершенства системы оценки знаний с помощью ЕГЭ.
В итоге из школы выходят недообученные выпускники с возможно высокими баллами ЕГЭ и нулевыми знаниями по остальным предметам. Фактически современные школьники получают сильно урезанное среднее образование. В результате – малограмотные абитуриенты поступают в вузы на основании проверки знаний всего по 3-4 предметам. Естественно, хорошего специалиста из полуграмотного студента не получится.
Более того, такая система обучения ставит в невыгодное положение старательных и ответственных детей. Школьники, которые честно изучали все школьные дисциплины на протяжении 11 лет, оказываются в заранее проигрышной позиции по сравнению с теми, кто уделял внимание только экзаменационным предметам.
Об этом говорила в своем выступлении член комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова.
А в статье «Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего» известный ученый, профессор Г.Г. Малинецкий считает, что современные абитуриенты, поступающих в вузы по ЕГЭ, часто не имеют базовых знаний средней школы, а катастрофическое падение качества нашего образования в немалой степени связывает с разрушением старой советской школы из-за введения Болонской системы и единого государственного экзамена.
Профессиональное образовательное сообщество обращает внимание, что современная школа перестала быть источником знаний, а само обучение разделилось на две части – получение минимального объема знаний посредством школьных учителей и работа с репетиторами, которые восполняют недостающие знания и готовят к ЕГЭ. Из всего многообразия школьных предметов, современные школьники будут учить только 2-4, по числу необходимых ЕГЭ для поступления в вуз.
В перспективе, если ничего не предпринимать, роль школы будет неуклонно снижаться, перераспределяя все большую часть образовательного процесса в пользу внешкольного обучения. В итоге — продолжение снижения качества среднего и, как следствие, высшего образования.
20.06.022 г.