Россия на пороге образовательной и научной катастрофы. О политике, науке, образовании, ЕГЭ и Болонской системе

Профессор Г.Г. Малинецкий

«Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего» 

Один из известных советских, а затем и российских ученых — профессор Г.Н. Малинецкий, предупреждает о ситуации, сложившейся в стране и обращает внимание на катастрофическое положение в области науки и образования.

 

6 июня стало известно, что Россию исключили из международного образовательного соглашения, именуемого "Болонским процессом", в котором участвуют 48 стран-участниц из 49 стран, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Первыми последствиями этого для страны стало решение о резком сокращении обучения бакалавров в пользу специалитета и поэтапный отказ от ЕГЭ. О ситуации в стране и в образовании, в частности, говорит известный российский ученый, лауреат множества государственных наград и премий, профессор Г.Г. Малинецкий.

 


 

Предыстория. О политике и государстве

30 лет назад мне довелось спорить с Абелом Гезевичем Аганбегяном, советником генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, о том, что капитализм не подходит к России, а олихархический капитализм совсем не подходит. Прошло 30 лет. Я, чтобы быть объективным, приведу картинки по данным из его недавней статьи.

 

Изменения ВВП за последние 30 лет


Посмотрим, насколько же увеличился ВВП за последние 30 лет, по его оценкам, в разных странах.

 

Наш ВВП — на 10% (!). В два раза — Европейское сообщество, в два с половиной раза — США и в три раза Китай.

 

Россия развивается медленно. Делить нечего.

 

Мы говорим о справедливости. Но 1% граждан России распоряжается 60% богатства, в то время как в проклятых Соединенных Штатах — 35%.

 

Отношение доходов 10% самых богатых россиян к 10% самых бедных жителей России

 

 

К чему это приводит?

 

Да к тому, что нашему государству не верят. Уровень доверия населения государству в Китае — 72%, в Италии — 46%, во Франции — 45%, а у нас — 26%. Очень грустные показатели в отношении доверия к власти.


Теперь давайте посмотрим отношение 10% самых богатых и 10% самых бедных. Мы вышли сейчас на уровень 15, в отличие от того, что было. Мы оказываемся примерно на уровне стран Латинской Америки.

 

У них, естественно, возникает этот вопрос. Как же Россия, которая имеет 1/3 всех минеральных ресурсов мира, оказывается по продолжительности жизни мужчин на 125-м месте, а вообще — на 103-м. Здесь нужны очень существенные изменения в экономике и идеологии страны.

 


ВВП на душу населения. Это результат всей 30-летней деятельности наших руководителей.

 

Номинальный ВВП на душу населения, 2020, Данные всемирного банка


Ну, давайте посмотрим. Мы находимся на 86-м месте, что значительно ниже, чем, скажем, Сингапур, который не имеет никаких природных ресурсов, и существенно ниже, чем Эстония.

 

Когда мы сейчас говорим с украинцами, то они спрашивают, а почему же у вас-то так? Почему вы у себя порядок-то не навели? Вы хотите у нас порядок навести, так наведите вначале у себя. Поэтому этот вопрос, очевидно, перед нами будет вставать вновь и вновь.

 

 

О демографии


Дмитрий Иванович Менделеев в 1906 году дал прогноз. В соответствии с ним у нас к 2000 году должно было быть 600 млн человек. Для того, чтобы воспроизводилось население, нужно, чтобы на женщину приходилось не менее 2,1 ребенка.

 

Есть ли будущее у России? График падения рождаемости в последние годы

 

После начала перестройки и реформ население страны не воспроизводится. Критерий справедливости, критерий благополучия — рост населения. Мы воспроизводимся или нет? Пока, к сожалению, нет.

 

 

Доля России в мировой экономике

В чём дело? Доля России в мировом хозяйстве — это 1,8% глобального продукта.

 

Развитие мировой экономики на 2017 год

 

 

Главные проблемы две.


Проблема первая.

Почему у нас нет роста… На рисунке показано, в какой доле фирм внедряются инновации.

Германия — 56%, Англия и Франция — более 50%, а у нас меньше 9%. Почему? По очень простой причине. Потому что народ у нас бедный. Он не готов покупать инновационные товары.

 

Вторая вещь состоит в том, что наша страна не настолько богата, как многие думают. Когда началась военная операция, то немедленно выяснилось многое в отношении импортозамещения и всего прочего. Стало ясно, что массы всего у нас нет для самолетов, автомобилей, компьютеров, беспилотников

 

У нас развалена была наука в целом и прикладная наука в частности. Это произошло в 90-е годы. В прикладном секторе научной отрасли делается 75% изобретений.

 

 

Образование и наука

 

Уровень образования школьников в разные годы


Если Советский Союз был одной из самых образованных и самых читающих стран, то сейчас ситуация иная. Международный эксперимент PISA анализирует уровень образованности 15-летних школьников 80 стран.

 

Если 10 лет назад мы были в третьем десятке, то сейчас мы в четвёртом десятке, а в первом десятке ровно те страны, которые активно занимаются политикой, связанной со справедливостью и научно-техническим развитием: Китай, Южная Корея, Япония, Финляндия.

 

 

В шаге от пропасти

 

«Мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего»

Что касается нашего образования, то давайте отдадим себе отчёт в происходящем. Процитирую профессора Алексея Саватеева, который работает со школьниками и студентами:

 

«5% школ России имеют очень высокий уровень, лучше — только в Китае, но остальных школ уже нет».


Обращу внимание на то, что касается школьников и детей.

 

Когда разваливали советскую школу в течение 30 лет, вводя единый государственный экзамен (ЕГЭ), вводя болонизацию и многое другое, и тратили деньги на пустоту, на эти самые электронные доски, то я в Думе не раз выступал на эти темы в разных партиях, в разных фракциях, и каждый раз мне говорилось, что это просто моё личное мнение.

 

Но теперь цифры показывают, что я был прав и развал произошёл. А в отношении школьников здесь очень просто. В исследовании PISA внимательно проанализировали наши школы в течение многих лет, и в результате этого определили количественные и характерные качественные показатели.

 

Прекрасно, что у вас отличные дети. Но ситуация (с образованием) в России катастрофическая. Учителя, перед которыми я выступаю, говорят, что на одну зарплату есть нечего, а на две уже некогда. К сожалению, это развал. Пока достаточно активных действий и даже понимания этого нет.

 

Если в Советском Союзе были бесплатные секции, то сейчас каждая секция стоит 5−7 тысяч рублей в месяц, и репетитор по 1,5 тысячи за 1 час занятий. Во-первых, мы готовим никудышное поколение. Я преподаю в нескольких ведущих вузах и понимаю, что мы пытаемся дать высшее образование людям, не имеющим среднего.


Второе — посмотрите на тиражи журналов. Вот они. В Советском Союзе журнал «Квант» имел тираж 350 тысяч, «Наука и жизнь» — 3 миллиона, «Знание — сила» — 800 тысяч. А сейчас? «Квант» — 900 (!) экземпляров...


***


Отрывок доклада доктора физико-математических наук, профессора, действительного члена Академии военных наук, заведующего отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН Георгия Малинецкого на совещании членов экспертного совета фракции партии «Справедливая Россия — За правду» ГД РФ и представителей «Сретенского клуба» 23 мая 2022 года

 

Статья представлена с сокращениями. Полная версия на сайте https://izborsk-club.ru

 

15.06.22 г.

 

Читайте также:

 


 

 



Отзывы (13)

Вы просматриваете: _news_075.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Юра
Менять надо административную систему - проще говоря, должность директора школы должна быть выборной ( как записано в законе об образовании ), а не назначаемой сверху. Назначенный вышестоящим начальством директор полностью зависим от прихоти вышестоящего начальника ( тут и до коррупции недалеко ). Более того такой директор ни во что не ставит своих подчинённых ( учителей ) - от сюда текучесть кадров ( не каждый ( особенно нормальный педагог ) будет терпеть самодурство зарвавшегося директора ). Что за ересь - должность директора школы по сути пожизненная - пока вперёд ногами не вынесут.
Если повысить зарплату - конкуренция ещё больше возрастёт, тогда нормальных педагогов вообще не останется. Есть хорошие педагоги. Есть... Такие работаю не за деньги, а за идею. Но такие не будут терпеть, когда их "шпуняют" "самодуры".
Многое хочется сказать, многое. Но все не уместится....
По итогу: 1) директора должны выбирать учителя данного образовательного учреждения;
2) возможность смены директора в любой момент, если не оправдал доверия коллектива (хоть каждый день - когда нибудь выберут "нормального");
3) вышестоящее начальство не имеет права сместить директора, так как директор выбран первичной организацией;
4) директор не вправе принять или уволить учителя ( вообще ) - только коллектив принимает решение о приеме или увольнении педагога;
5) вышестоящее руководство ( заведующие районными отделами образования ) избираются из числа директоров школ. Министр областного отдела образования избирается из числа заведующих районными отделами образования... И так до самого "верха".
Таким образом, в руководстве будут действительно достойные и уважаемые всеми педагоги. Именно Учителя (с большой буквы), отработавшие у "станка" не один десяток лет. Знающие все чаяния простых учителей. Но... Но этого не будет никогда. ??? Властью ни кто не хочет делиться!!!
17-06-22 18:39
парпарыч
Демократический идеализм хорош в курилке. На практике ведет к развалу дела. Попробуем исправить.
1.Директора назначать из учителей данной школы с опытом не менее 10 лет.
2. Доверие коллектива результат не одного года работы на данном месте.
3. Чиновников от городских и районных отделов образования до министра назначать только с опытом работы в школе не менее 15 лет.
4.Прекратить оценивать работу учителя и школы по результатам ЕГЭ , олимпиад, и "красивых"отчетов. Простой пример: у первого учителя на 1 сентября в классе из 30 учеников в диктанте на 150 слов было сделано в среднем 4,5 ошибки. В конце года так же - 4,5 ошибки. У второго на 1 сентября - 45 ошибок. А в конце года -25. Кто из них работает лучше? По итогам года второго надо гнать в шею? А причина простая: у первого был класс из "хорошистов" , а у второго из "двоечников и второгодников".
Но, даже если разогнать из министерства и ОНО всех, кто не имеет опыта работы школе, результат будет не ранее чем через 5 лет. А наши "радетели" о школе требуют, что бы на сегодня принятое "гениальное" решение все отчитались об успехах вчера.
18-06-22 18:07
Юра
Хотите все и сразу? По итогу - ничего и никогда. "Москва не сразу строилась". Западной демократии не одна сотня лет. А Вы "хотите сохранить "крепостное право"?! "Получите пугачевщину" или тихое гниение и вымирание. Ещё не известно, что лучше? А "свято место пусто не бывает" - придут другие... Кто? Подумайте...
21-06-22 11:57
Линда
Вот я не преподаватель не репетитор и не абитуриент.Закончила школу давно , училась с УДОВОЛЬСТВИЕМ, добросовестно, и сейчас бы по русскому языку , уверена , сдала бы не менее , чем на 4 балла , т.е. где-то от 60 примерно баллов ЕГЭ. А закончившие школу ученики сдают ЕГЭ на ,,тройки " . Это как они учатся , позвольте спррсить ? Извините , не говорю о точных предметах -физике и математике , т.к. со временем забыла , к сожалению , формулы , но непосредственно после школы , думаю и их бы сдала не менее, чем на 4-ку, и это без репетиторов , заметьте. Все время говорим об учителях, а многие учителя стараются дать знания своим ученикам , но проблема в том , что многие ученики учиться не хотят , а в ВУЗ поступить хотят. Потом учатся там за деньги . Все друзья моих детей , которые учились в школе, дейсвительно учились, а не ленились, поступили сами по ЕГЭ в ВУЗы и без взяток ,и учились , кстати, прекрасно и закончили ВУЗы с красными дипломами, а вот сейчас не уверена , что они смогглм бы поступить,особенно в московские, в ВУЗах, простите , коррупция еще та.
Согласна с Ириной , а вы пробовали решить ЕГЭ ? Я пробовала , если предмет знаешь -нет проблем , а если не знаешь , то ЕГЭ -плохой экзамен.
16-06-22 20:46
Учитель
Наконец-то здравое мнение.
16-07-22 18:13
Марина
В школе нам прямо сказали, что те знания, которые дают, это на тройку. Остальное с репетитором.Стоимость одного занятия 1,5 тысячи. А предметов минимум 4. Это ужас.
16-06-22 18:12
Анна
А говорят, что с вузовскими экзаменами возрастет коррупция :). Она и сейчас ТОТАЛЬНАЯ!
16-06-22 18:27
Максим
Дело здесь не в ЕГЭ или вузовских экзаменах, а в том, что изменилось само общество. Сейчас дети мечтают не о карьере ученого, а как быстро и эффективно "кинуть кого-нибудь на бабки", где-нибудь в интернете. Чтобы сразу много. А девочки, в лучшем случае, найти миллионера, чтобы всю жизнь не работать. В этом смысл жизни - бездуховной и бессмысленной. Когда у государства отсутствует национальная идея - будущего у страны нет.
16-06-22 14:13
Мария
В духовном плане наша молодежь выросла по сравнению с 90-ми годами намного. А вот в плане самостоятельности получения знаний полностью инфантильны. Без репетитора шагу сделать не можем.
16-06-22 14:25
Инна Б
Согласна с каждым словом. Именно с внедрением Болонской системы и ЕГЭ и начало падать наше образование! Да, ЕГЭ для многих сдавать проще, чем вступительные экзамены в вузы, но сейчас, поступив в первый попавшийся вуз мы делаем вид, что учимся, а вуз делает вид, что учит.
В сухом остатке - ни знаний, ни профессии. Только никому не нужная корочка на дальней полке шкафа. Так о какой науке можно говорить?!!!
Родители, выступающие за ЕГЭ не понимают, что они выступают за оболванивание своих детей, превращая их в машину для запоминания правильных ответов, а не в грамотного, всесторонне развитого человека!
16-06-22 13:15
Ирина
Как можно рассуждать об ЕГЭ, не зная его содержания! Какие ответы? Вы о чем? По математике надо решать каждое задание.И последние задания даются на очень высокий уровень знаний,чтобы умные дети могли показать свои знания.ЕГЭ не без недостатков,как и всё,наверно,новое,но даёт возможность детям по-честному поступить в институт.Не будет ЕГЭ,опять будут списки(тех,кому надо подсказать,дать списать,проверить на высший балл),деньги,наглость и хамство будут решать всё!По Вашим рассуждениям я вижу,что текст ЕГЭ Вы никогда в руках не держали.А всесторонне развитых учеников всегда и во все времена было мало.
16-06-22 14:54
Мария
Ирина, ответьте пожалуйста честно. Вы абитуриент, мама абитуриента или репетитор?
16-06-22 15:06
Учитель
А Вы кто: из ВУЗа? Или «профессор кислых щей» из диванных аналитиков?
16-07-22 18:28
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: