Один из известных советских, а затем и российских ученых — профессор Г.Н. Малинецкий, предупреждает о ситуации, сложившейся в стране и обращает внимание на катастрофическое положение в области науки и образования.
6 июня стало известно, что Россию исключили из международного образовательного соглашения, именуемого "Болонским процессом", в котором участвуют 48 стран-участниц из 49 стран, ратифицировавших Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Первыми последствиями этого для страны стало решение о резком сокращении обучения бакалавров в пользу специалитета и поэтапный отказ от ЕГЭ. О ситуации в стране и в образовании, в частности, говорит известный российский ученый, лауреат множества государственных наград и премий, профессор Г.Г. Малинецкий.
30 лет назад мне довелось спорить с Абелом Гезевичем Аганбегяном, советником генерального секретаря ЦК КПСС Горбачева, о том, что капитализм не подходит к России, а олихархический капитализм совсем не подходит. Прошло 30 лет. Я, чтобы быть объективным, приведу картинки по данным из его недавней статьи.
Посмотрим, насколько же увеличился ВВП за последние 30 лет, по его оценкам, в разных странах.
Россия развивается медленно. Делить нечего.
Теперь давайте посмотрим отношение 10% самых богатых и 10% самых бедных. Мы вышли сейчас на уровень 15, в отличие от того, что было. Мы оказываемся примерно на уровне стран Латинской Америки.
Ну, давайте посмотрим. Мы находимся на 86-м месте, что значительно ниже, чем, скажем, Сингапур, который не имеет никаких природных ресурсов, и существенно ниже, чем Эстония.
Дмитрий Иванович Менделеев в 1906 году дал прогноз. В соответствии с ним у нас к 2000 году должно было быть 600 млн человек. Для того, чтобы воспроизводилось население, нужно, чтобы на женщину приходилось не менее 2,1 ребенка.
В чём дело? Доля России в мировом хозяйстве — это 1,8% глобального продукта.
Главные проблемы две.
Проблема первая.
Почему у нас нет роста… На рисунке показано, в какой доле фирм внедряются инновации.
Германия — 56%, Англия и Франция — более 50%, а у нас меньше 9%. Почему? По очень простой причине. Потому что народ у нас бедный. Он не готов покупать инновационные товары.
Вторая вещь состоит в том, что наша страна не настолько богата, как многие думают. Когда началась военная операция, то немедленно выяснилось многое в отношении импортозамещения и всего прочего. Стало ясно, что массы всего у нас нет для самолетов, автомобилей, компьютеров, беспилотников…
Если Советский Союз был одной из самых образованных и самых читающих стран, то сейчас ситуация иная. Международный эксперимент PISA анализирует уровень образованности 15-летних школьников 80 стран.
Что касается нашего образования, то давайте отдадим себе отчёт в происходящем. Процитирую профессора Алексея Саватеева, который работает со школьниками и студентами:
Обращу внимание на то, что касается школьников и детей.
Но теперь цифры показывают, что я был прав и развал произошёл. А в отношении школьников здесь очень просто. В исследовании PISA внимательно проанализировали наши школы в течение многих лет, и в результате этого определили количественные и характерные качественные показатели.
Второе — посмотрите на тиражи журналов. Вот они. В Советском Союзе журнал «Квант» имел тираж 350 тысяч, «Наука и жизнь» — 3 миллиона, «Знание — сила» — 800 тысяч. А сейчас? «Квант» — 900 (!) экземпляров...
***
Отрывок доклада доктора физико-математических наук, профессора, действительного члена Академии военных наук, заведующего отделом математического моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики (ИПМ) им. М. В. Келдыша РАН Георгия Малинецкого на совещании членов экспертного совета фракции партии «Справедливая Россия — За правду» ГД РФ и представителей «Сретенского клуба» 23 мая 2022 года
Статья представлена с сокращениями. Полная версия на сайте https://izborsk-club.ru
15.06.22 г.
Если повысить зарплату - конкуренция ещё больше возрастёт, тогда нормальных педагогов вообще не останется. Есть хорошие педагоги. Есть... Такие работаю не за деньги, а за идею. Но такие не будут терпеть, когда их "шпуняют" "самодуры".
Многое хочется сказать, многое. Но все не уместится....
По итогу: 1) директора должны выбирать учителя данного образовательного учреждения;
2) возможность смены директора в любой момент, если не оправдал доверия коллектива (хоть каждый день - когда нибудь выберут "нормального");
3) вышестоящее начальство не имеет права сместить директора, так как директор выбран первичной организацией;
4) директор не вправе принять или уволить учителя ( вообще ) - только коллектив принимает решение о приеме или увольнении педагога;
5) вышестоящее руководство ( заведующие районными отделами образования ) избираются из числа директоров школ. Министр областного отдела образования избирается из числа заведующих районными отделами образования... И так до самого "верха".
Таким образом, в руководстве будут действительно достойные и уважаемые всеми педагоги. Именно Учителя (с большой буквы), отработавшие у "станка" не один десяток лет. Знающие все чаяния простых учителей. Но... Но этого не будет никогда. ??? Властью ни кто не хочет делиться!!!