Бюджетных мест больше, чем абитуриентов – парадоксы приемной кампании

В региональных вузах не хватает студентов

На факультетах технических специальностей ожидается существенный недобор. Число выпускников, сдавших профильную математику оказалось меньше, чем бюджетных мест в вузах, для поступления на которые требуется этот предмет.

 

Где найти студентов?

Будущим инженерам в 2022/2023 учебном году выделено более 251 тысячи бюджетных мест. Но для поступления на техническое направление (специальность) нужно сдать профильную математику. По данным Рособрнадзора, ЕГЭ по профильной математике в 2022 году с достаточным для поступления баллом сдали 240 тысяч человек. В это число входят не только те, кто планирует стать инженером, но и те, у кого в планах поступление на другие направления, где требуется этот предмет, в частности, на программы подготовки учителей математики и информатики, экономические направления и др. В результате вузы столкнулись с самым крупным недобором студентов на технические специальности.

 

Дефицит абитуриентов оказался серьезный, и выпускники прошлых лет его не закроют. Особенно трудная ситуация сложилась в региональных вузах, которым в течение последних 2-3 лет целенаправленно увеличивали дотации на бюджетные места. Однако все пошло не по плану. Студентов как не было, так и нет.

 

Абитуриенты хотят поступать в лучшие вузы страны, поэтому сейчас высокий конкурс на инженерные специальности в Москве, Питере, Казани, Новосибирске, Томске. Расчет простой, если человек не проходит по баллам, он просто остаётся учиться на платном отделении. Большинство родителей готовы заплатить за обучение своего ребёнка последние деньги, лишь бы он учился в престижном вузе. В результате многие толковые абитуриенты с приличной суммой баллов по ЕГЭ будут вынуждены поступать на платные места.

 

Что касается региональных вузов, то там развивается классическая ситуация, когда на выделенные бюджетные места начинают лихорадочно искать абитуриентов, любых, лишь бы эти места закрыть. В противном случае - урежут финансирование.

 

В итоге набираются абитуриенты с самыми минимальными проходными баллами ЕГЭ, которые и поступают на бюджет. Их начинают учить и пытаться «лепить» из них инженеров. Но чудеса случаются редко. Из троечников, еле-еле сдавших выпускные экзамены, не получится хороших специалистов – «творцов технологического суверенитета».


Простое количественное увеличение бюджетных мест в региональных вузах на технические направления не решает проблему обеспечения высокотехнологичных производств квалифицированными кадрами, а скорее наоборот, усугубляет ее. Те, кто в этом году придет учиться на технические специальности, едва преодолев пороги на ЕГЭ, вряд ли будут работать по специальности. Что же касается создавшейся ситуации, то она еще раз доказывает несовершенство современной российской системы образования.

 

 

PS:

 

Проблему видят не только руководители региональных вузов. Она известна давно, но до последнего времени никто не решался трогать устоявшуюся систему высшего и среднего образования. Однако «благодаря» исключению России и Белоруссии из Болонского процесса, наши законодатели всерьез задумались о большой образовательной реформе.

 

Первое специальное заседание Госдумы, проходившее 27 июня и посвященное этой проблеме, оказалось неудачным. Большой разброс мнений и недостаточная проработка ряда вопросов не позволили прийти к единому мнению. Было решено перенести заседание на осень.

 

На сегодняшний день известно о нескольких предложенных шагах в этом направлении, которые с наибольшей вероятностью примут в осеннюю сессию Госдумы:

 


По мнению специалистов, эти решения способны дать необходимый толчок намеченной большой образовательной реформе.

 

12.07.022 г.

 

Читайте также:

 


 

 



Отзывы (22)

Вы просматриваете: _news_083.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Ирина
Вы не слышали про коррупцию в ВУЗах,а я видела это очень близко и всю эту кухню знаю.Сама принимала экзамены и в шоке была от того на сколько всё охвачено ею.Да,есть специальности, где нет конкурса-пожалуйста!
22-07-22 14:46
Учитель
Всем этим наладчикам, сметчикам и программистам достаточно среднего специального образования. Просто уже давно в нашей стране обязательное высшее образование, и его стремятся получить любыми способами и без разницы по какой специальности, но «что бы было». А по специальности уже лет 40 многие не работают, потому что отменили распределение. Зачем тратить бюджетные деньги на таких «студентов»? Тем более на реально нужные технические специальности поступить легко, на них и количество бюджетных мест постоянно увеличивают. А вот всякого «офисного планктона» в таком количестве не надо. Поэтому и бюджетных мест на них мало выделяют на всякого рода «менеджеров». Но если очень хочется, проступайте платно, и потом не плачьте, что ребёнок не востребован и работает не по специальности. «Хочу, могу, надо» - главный принцип удачного выбора профессии, это Вам в любом центре занятости скажут.
18-07-22 12:36
Мария
Разрешите еще раз ответить, зачем нужны специалисты с во на производстве и почему только рабочие руки ничего не решат:
возьмем пример производства автомобиля:
1) периодически обновлять модельный ряд. Мы же не будем выпускать морально устаревшее и по техническим характеристикам устаревшее) Новые модели -нарисовать эскиз, разработать чертежи (ВО обязательно- инженеры конструктора)
2) Обновлять линию сборки, тк на новый модельный ряд нужно новое оборудование(ВО обязательно - инженеры по автоматизации)
3) Разрабатывать новые материалы (иначе будет коррозия +смотреть по себестоимости иначе золотой будет автомобиль те искать золотую середину) - специалисты по материаловедению.
4) заниматься автоматизацией производства(все операции, которые можно автоматизировать необходимо автоматизировать- это и качество, и себестоимость) - это инженеры по автоматизации, программисты.
5) усовершенствовать двигатель (отдельные производства) - инженеры
6) Необходимо считать затраты. Прибыль - себестоимость. Иначе мы произведем то, что никто не в состоянии будет купить.(Это экономисты, бухгалтера).
7) Искать рынки сбыта тк автомобили еще нужно продать( это менеджеры по продажам)
8) Отдельный момент -экология. Нам еще на этой планете жить как бы.- инженеры экологи.
Если оравой производить, не продумав все нормально, будут только убытки.
18-07-22 14:23
Учитель
Пункты 1-5: ждут - не дождутся студентов, у них недобор (см статью выше). Пункты 6-8 - ВУЗы набирают студентов, но не всех подряд. Опять же, те же экономисты-бухгалтера наверное для престижа захотят идти в какое-нибудь совместное предприятие, просто завод - это же не круто! Менеджеры по продажам - это люди со связями и подвешенным языком, им вообще все равно, что продавать. У них главное - харизма, а ВО - необязательно. Тоже с экологами - у нас учатся, а потом со своим Гринписом (читай Западом) мешают развитию России.
18-07-22 14:43
Мария
а теперь представьте, что все умные студенты-инженеры уехали в Москву. У нас недобор в нашем вузе. Распределение как при коммунистах отменили, соответственно не вернутся из Москвы. Не будет у нас инженеров. а руки рабочие останутся. Производства тоже скоро не будет поэтому. Тут все просто.
18-07-22 15:17
Учитель
Так что же Вы предлагаете: если все уедут, то брать тех, кто даже школьную программу не освоил? А как же они высшую математику изучать будут? А сопромат? Такие инженеры больше вреда принесут, чем пользы.
18-07-22 15:34
Гость
ЕГЭ и огэ точно отменить. Лишний стресс (не так заполнил бланк, не туда написал, не переписал, отключили свет, перестал печать принтер, не работает сканер). Зачем это нужно вообще?
Однозначно выдавать аттестаты по результатам текущих оценок и экзаменов в школе. Иначе будут бояться сдавать математику профиль, физику, химию. Итак уже в 10 идут отважные, а в техникумы с одними пятёрками. Всё наоборот.
На гос услугах оставляем заявки, где мы планируем учиться. В мае с нами связываются вузы и проводят экзамен или собеседование.
Многие уже поступят в том числе с профильных при вузе классов и никуда не поедут.
Вторая волна -поступление по егэ. Если вуз далеко (или не региональный) -пусть сдают егэ. Не пройдут- отправляют заявку на гос услуги и там выделят им место из незанятых(теперь что остались или на этот случай пусть будут резервные места).

В сузах вообще должено всем хватать мест. Вы посмотрите, какие конкурсы. Если для парней мест хватает, то для девушек мест маловато(мед сестра, бухгалтер, дизайнер, право)
18-07-22 21:54
Учитель
С чего это всем подряд аттестаты выдавать? Никогда такого-то было! Математику профиль боятся сдавать? Так сдавайте базу - она легче ОГЭ. В 10 идут все, кому не лень, особенно те, кто не определился с профессией. Всяких дизайнеров, как собак нерезаных развелось, куда ещё плодить их, да и бухгалтер - исчезающая профессия в нашем информационном мире, не нужно их столько, сколько нужно было в 90-е.
19-07-22 6:43
Родитель
Уважаемый учитель, почему так происходит, что ранеьше в техникумы шли с тройками, а с пятерками, четверками шли в 10, а сейчас наоборот. Проходные баллы в техникум от 4,5(посмотрите ркйтинги аттестатов). Даже на платное нужно не меньше 4(по специальностям медицинским, программирование и подобным). Получается троешников никуда не берут и кроме как в 10 им некуда податься.
По поводу аттестатов, неужели вы сами работаете в школе и считаете, что все оценки там липовые? Потом в чем проблема, если даже мы выдадим всем аттестаты? Государство обеднеет от печати лишних аттестатов? В чем проблема, если даже мы возьмем пару лишних человек в вуз? Государство от этого не обеднеет.
От огэ однозначно отказаться. Функция у огэ только одна-выдать аттестаты не всем, чтобы не все поступили в техникумы(мало мест) и не пошли в 10, а сразу в 16 лет пошли убирать двор итд, лишив детей детства. Сейчас модно говорить о патриотизме. А любовь к Родине должна быть взаимной. Детей не допустимо бросать со справками и нужно продолжать учить дальше, как минимум выдать аттестат. Дети должны видеть заботу государства. Сейчас они видят эти полицейские(давно пора вернуть милицию вместо полиции) экзамены и стресс чуть ли не с первого класса.
Если вы учитель, то вам тем более все это не должно нравиться. Наши учителя стонут от этих огэ/егэ. Не дай бог задержать экзамен, что то сломается из техники. В этом году на информатмке вон выдали детям ноуты без мыши. Каджый год с информатикой, то одно то другое. Почему нельзя убрать лишний стресс и учиться спокойно?
19-07-22 7:07
Учитель
Дети до того обленились, что за сдачу экзамена учителя переживают больше учеников. Троечники (читай двоечники) вообще ничего не делают все .11 лет - знают, что за них вступится общественность. У остальных - мания величия: «я дома сидел над уроками 10 минут (списывал из Интернета - ставьте мне 5. На экзаменах при мне ни разу никаких ЧП не происходило. Если что и будет - пишется претензия и экзамен переносят. А насчёт аттестатов - давайте их выдавать вместе с паспортом, просто по достижению возраста, всем поставим 5, чтобы дети не подумали, что они неучи, не дай Бог комплекс неполноценности на этом фоне, стресс. Вы думаете, произойдёт чудо, и такой бездельник превратится в ССУЗе или в ВУЗе в прилежного ученика? Смешно.
19-07-22 7:28
Мария
Под ленью может быть замаскировано многое. Например, запущенность материала. К примеру изучаем физику, а там уже проблемы со степенями, переводами единиц измерения те запущенность математики. Можно ли говорить, что ребенку лень учить физику? Потом одно накладывается на другое и ребенок приходит на уроки, где говорят на иностранном языке.
Неужели это нужно выявлять уже на ОГЭ? Нет работы школы, проблемы решают только родители (занимаются сами либо нанимают репетиторов).
Школа должна заниматься детьми и сигнализировать о проблемах.
С другой стороны - школа в состоянии контролировать знания учеников самостоятельно. Выдавать аттестаты должна школа а не роспотребнадзор.
Не учится ребенок - значит нужно решать проблему. Возможно это:
1) здоровье и программа не соответствует уровню здоровья (дискалькуляция, дислексия, дефицит внимания итд)
2) Пробелы в знаниях и пропуски (подтягивать основы, на лето, на осень)
3) Возможно какие-то проблемы в семье и нужна помощь школьного психолога итд
4) личные переживания ребенка.
Я за непрерывную работу школы совместно с родителями, учениками и всеми участниками процесса.
Я за экзамены, но каждый год и в школе.
Я за то чтобы ОГЭ и ЕГЭ не оказывали влияние на получение ребенком аттестата.
По поводу сузов и ВУЗов - тут уже можно относиться значительно строже. Зачем выдавать диплом инженеру, который не знает закона ОМА)?
19-07-22 12:25
Учитель
В пункте 4 заложен основной смысл: совместная работа школы и родителей. Буквально месяц назад это же я услышала от старейшей учительницы нашей школы со стажем 50 лет(!!!). Она на пенсии, но иногда приходит на замены и занимается с надомниками. Она говорит, что дети очень изменились, поэтому результата советской школы сейчас ждать не надо, даже если вернуть эту систему.
В чем же секрет работы репетитора? Родители ему платят и поэтому требуют отдачи от него и ребёнка, т.е. не пускают на самотёк: если «процесс не идёт», меняют репетитора, если это не помогло, строже спрашивают с ребёнка. Опять же один на один можно полностью контролировать ребёнка, а в классе таких 32, это нереально без личной заинтересованности ребёнка. Я, как учитель математики, не могу сваливать вину на других, как в Вашем примере учитель физики, но то, что нельзя пропускать ни одной темы - это важно. В противном случае непонимание нарастает как снежный ком.
Проблемы со здоровьем (в т.ч. дислексия, диаграфия) должны выявляться в детском саду, в крайнем случае на медкомиссии перед школой. Учебная деятельность формируется в начальной школе. Так что по хорошему успешная учёба в школе начинается задолго до ее начала. Опять же, без самостоятельного решения домашних заданий никакой самый золотой учитель не сможет сотворить чуда: превратить «незнайку» в «знайку». Чудес не бывает. Знаете, 100 баллов на ЕГЭ и медаль считаются личным достижением школьника, а не школы.
19-07-22 19:16
Учитель
Да и не это главное: практически все дети не знают, кем хотят быть, поэтому нет желания учиться чему-либо. Когда меня спрашивают мои ученики (6 класс), кем быть, многие из них ориентируются на мнение родителей о престижных и высокооплачиваемых профессиях. Я же им советую прислушиваться к себе: чем нравиться заниматься, что привлекает, а что отталкивает. Экзамены, как бы они не назывались: ОГЭ, ЕГЭ, переводные, выпускные - это просто экзамены. Все их можно сдать просто занимаясь в школе. Не в них проблема. А вот найти своё место в жизни - это важно.
19-07-22 20:18
Мария
Менеджеров -руководителей тоже нужно ставить лучших, самых умных и из бывших инженеров. Они должны обобщенно понимать весь процесс. Иначе будем работать в убыток и толку не будет никакого. Не надо недооценивать управленческие кадры.
18-07-22 15:23
Учитель
А если и они уедут?Laugh
18-07-22 15:37
Мария
Проблема в том, что многие дети элементарно боятся ЕГЭ. Уходят в колледжи не по призванию, а потому что боятся ЕГЭ. Вот вам отсеивается часть студентов. Дальше они не идут на высшее, потому что опять нужно идти на 1 курс (раньше брали на 3 курс). А ведь дети, которые уже имеют практический опыт легче освоят теоретическое образование вуза. Не все могут позволить себе столько времени учиться.
Однозначно ОГЭ и ЕГЭ нужно убрать. Это зло для нашего образования, стрессовый фактор.
Если так дальше пойдет, то региональные вузы закроют:
Нет вуза-нет специалистов -->
Нет специалистов -закрытие производств-->
Закроем производства- нет работы -->
Нет работы --> не станет города (дальше еще хуже)
Если мест в вузах хватает всем с избытком, зачем тогда ЕГЭ?! Кому оно нужно?
Вообще нужно учить всех желающих. Если оставлять в своих регионах хороших специалистов, из них будет потом формироваться новый хороший преподавательский состав ВУЗов, будут свои хорошие специалисты для производства итд.
Наш региональный ВУЗ очень сильный. Пока он еще жив. Но дети почему-то считают, что это не престижно и не круто учиться в своем городе. Наше поколение летало на крыльях счастья, поступив в наш ВУЗ.
Я считаю, что в проблемах образования виновато именно егэ и огэ.
По поводу коррупции в ВУЗах - это не правда. Ни разу такого не слышала ни от кого. Преподаватели будут очень рады сильным студентам.
13-07-22 15:38
Учитель
Я заканчивала школу в 1990 году - ещё в СССР. У четверых моих подружек- одноклассниц были репетиторы по математике (это только те, про кого я точно знала, т.к. помогала решать домашние задания от репетиторов). Одна из них (моя самая близкая подружка)!сдала вступительный на 2, но т.к. ее Папа преподавал в этом же ВУЗе, ей переправили оценку на 4, а ещё сказали, что если бы заранее подсуетились, то можно было и 5 поставить. Так что если Вы не слышали о подобном в советские годы, это не значит, что этого не было.
Ваша «логическая цепочка» про «нет специалистов - нет рабочих на заводе - нет производства» - полный бред. Для производства нужны в основном рабочие со средним специальным образованием, а не офисный планктон.
По поводу того, что раньше после ПТУ и техникумов проступали на 3 курс института - бред: на 3 курс проступали люди для получения второго высшего образования.
Ну и наконец, почему дети не хотят поступать в свои местные институты? Потому что этого не хотят их родители, уверенные, что только Московское образование гарантирует светлое будущее, хотя это конечно не так.
Стресс на экзамене - так надо готовиться к экзамену, а не пенять на правительство. А то хотите ничего не делать и все иметь? Это только при коммунизме будет. Хватит фантазировать, начинайте учиться как положено, без списывания и халявы.
18-07-22 9:40
Мария
На производстве должны быть инженеры(инженеры конструктора, инженеры программисты, инженеры технологи, специалисты по автоматизации, инженеры сметчики итд. Их количество меньше в разы количества рабочих. Но без хороших инженеров производства не может быть. Рабочие - это исполнители, квалифицированные, не спорю, но исполнители.
18-07-22 11:48
Мария
Далее рабочих нужно меньше при хорошей автоматизации. Допустим, закупили оборудование для автоматической сборки, причем дорогое оборудование. Специалистов по автоматизации нет - никто его не установит и не настроит.
Если автоматизация пойдет дальше, то рабочие и вообще нужны будут только в минимальном количестве.
18-07-22 11:53
Ирина
Да,учить всех! Даже тех кто не хочет,лишь бы детства не лишать! 16 лет-не такие уж и дети.Не будет ЕГЭ, все незнайки займут места на дефицитные специальности. ВУЗы -знаем,видели как принимают экзамены.Заплатил,сдал экзамен.Не заплатил,никому твоя умная голова не нужна!
22-07-22 14:42
Страница 1 из 2

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: