27 июня, в Государственной Думе РФ состоится заседание по предстоящему реформированию российского образования. Обсуждения пройдут под руководством спикера Госдумы Вячеслава Володина. На них будет обсуждаться отмена Болонской системы и связанные с ней вопросы по реформированию высшего и среднего образования. Отдельной темой будет затронут вопрос о поэтапной отмене ЕГЭ.
Сегодня, 13 июня, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что систему образования в РФ необходимо менять на основе лучших сегодняшних и советских практик. Необходимо создать "собственную национальную эффективную систему высшего образования".
Предстоящее обсуждение будет решающим в определении основных направлений, по которым пойдет развитие нашего образования в ближайшие годы. На заседании будут присутствовать представители профильных комитетов Госдумы (Комитета Госдумы по просвещению и Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию), министр Минобрнауки Валерий Фальков, представители вузовского сообщества, эксперты из числа образовательного сообщества.
Напомним, что ранее был анонсирован отказ от Болонской системы образования, постепенный переход с бакалавриата на специалитет по большинству специальностей, поэтапный отказ от системы ЕГЭ с выводом его из системы школьного образования, выдачей аттестата независимо от Единого государственного экзамена и ряд других нововведений, призванных улучшить состояние нашей образовательной системы.
Тема предстоящих изменений в сфере образования была подробно освещена в средствах массовой информации. Только по последним последним нашим публикациям: «Когда и как будет отменяться ЕГЭ» и «Первым шагом к полной отмене ЕГЭ станет добровольность экзамена» было получено несколько сотен отзывов от родителей и самих школьников, которые уже сдавали или будут сдавать ЕГЭ. Стало очевидно, что этот вопрос волнует многих и не все поддерживают такое решение.
Острые, не всегда лицеприятные отзывы на предстоящие изменения, заставили многих взглянуть под другим углом на эту проблему. До решающего обсуждения этого вопроса в Госдуме осталось достаточно времени, чтобы повлиять на лиц, выносящих решения.
Публикуем несколько отзывов, наиболее полно отражающих разные мнения по этому вопросу, оставленные ранее в наших публикациях на эту тему. Они помогут составить общее представление о взглядах в обществе на эту проблему.
* Отзывы не подвергались правкам и публикуются «как есть»
Я не фанат ЕГЭ, но те недостатки, которые стали вдруг 'очевидными' для чиновников, были объектом массового обсуждения педагогического и родительского сообщества ещё в самом начале внедрения данного экзамена. Но тогда в защиту приводили массу аргументов и хочется теперь задать вопрос, куда же все преимущества вдруг подевались?
Вложили огромные средства в разработку и внедрение формата, подогнали под него абсолютно всю систему от учебных планов до профессионального обучения самих педагогов и что теперь? А вы уверены, что по иной системе есть кому работать или что поколения детей, которые с уровня дошкольной подготовки натаскиваются на всевозможные формы тестирований, готовы обучаться по иной системе?
Я за разумный подход, а не тот, который нам демонстрирует министерство просвещения последние 25 лет. Чтобы снова переделать систему, её нужно начинать переделывать или модернизировать, начиная с тех детей, которые в этом году пойдут в первые классы. И только через 10 лет, по окончании полного цикла обучения в школе с учётом нововведений, этих детей модно оценивать по иной системе.
Для тех, кто говорит о коррупции сегодня, могу напомнить о немыслимом бардаке и уровне коррупции в 90-х при поступлении в высшие учебные заведения. Экзамены, в каком бы виде они не проводились, все равно нужно будет сдавать, но уже дважды, а это не меньший стресс для детей.
Готовиться к экзаменам все равно придётся, а значит и репетиторы никуда не денутся, т.к. к репетиторам идут чаще всего потому, что школьная система в большинстве своем не может, не хочет, а часто и не пробует давать качественное образование.
Непонятно также, что имеется ввиду под предложением со стороны чиновников вводить больше креативных и творческих заданий на итоговых испытаниях, проверяют качество знаний или творческий потенциал, детей нужно будет учить креативить?
Для многих талантливых детей, хорошие Вузы просто автоматически станут недоступны. Я за модернизацию системы образования, так как абсолютно очевидно сегодня, что эта система ни на одном из уровней не является эффективной. НО, я за разумные и постепенные изменения, с учётом интересов ДЕТЕЙ, а не сложившейся политической ситуации. Вся проблема системы образования сегодня, это то, что решения принимаются людьми крайне далекими от практики или имеющими весьма общее представление о том, что значит учить детей или учиться в современной школе.
Теперь о ЕГЭ. Его надо оставить для поступающим в вуз. И изменить содержание, а не формат. Если вузы не
устраивают задания ЕГЭ, пусть участвуют в их разработке. Но ни в коем случае нельзя возвращаться к прежнему формату вступительных экзаменов. Ни для кого не секрет, что в 90-е они превратились в настоящий конкурс родительских кошельков.
Как преподаватель, проработавший в ВУЗе более 20-ти лет и ранее в школе - более 15-ти, замечу, что обвинение ЕГЭ в обрушении качества образования - это примитивный и очень удобный для руководства отрасли образования, взгляд на проблему.
Именно поэтому не менее половины первокурсников не имеют представления об учебной деятельности и, соответственно, не имеют мало-мальский уровень образования. Можно добавить и еще, уже не экономический, а организационный фактор - это передача права планирования расчасовки учебных планов выпускающим кафедрам.
По опыту преподавания в крупнейшем техническом ВУЗе, могу сказать, что в былые времена за два года обучения преподаватели фундаментальных дисциплин математики и физики, при 2-3 пар в неделю, хоть как-то могли нивелировать низкий уровень подготовки новоиспеченных студентов, но сейчас эти предметы на уровне "забывания" - 18 часов практики и столько же лекций в семестр - уменьшение аудиторного контакта с преподавателем минимум в 4 раза! Нетрудно догадаться, что качество высшего образования от замены очного обучения на почти заочное, явно не улучшается и ЕГЭ здесь совершенно ни при чем.
В общем не трудно понять, что под нынешнее образование заложена перманентно, уверенно и непрерывно действующая мина в виде структурного экономического и организационного управления. Ну и дополнительно добавлю по опыту почти 15-ти летнего преподавания в школе - предоставление о том, что школьные выпускные экзамены - это эталон аттестации - тоже примитивный взгляд.
А в нынешнее время при отмене ЕГЭ абсолютно точно будет так - директор вызовет к себе в кабинет предметника, даст список выпускников, где указаны нужные итоговые оценки, а на счет остальных прямым текстом скажет о недопустимости двоек И ВСЕ! Образование, как и наше общество, прогнило все на всех уровнях и исправлять это нужно системного, долго и при наличии не только желания, но и воли и тоже на всех уровнях. А концентрирование внимания общества только на проблемах ЕГЭ, это от лукавого!
В школе к ЕГЭ не готовят. Особенно по математике. Учителей нормальных в школах не осталось. Все ушли в репетироство. Последние два года, это натаскивание детей на егэ, по остальным предметам просто ставят оценки и чаще хорошие. Поступление по олимпиаде отодвигает поступление по его и даже с медалью, это вообще бред. Нет единого конкурса в вузы. Всегда есть, тот кто подвинет.
И нужны обязательно внутренние тестирования в вузах.
* Если Вы имеете свое мнение по поводу грядущих изменений, даже если оно отлично от официального, выскажите его. Это поможет нашим законодателям лучше вникнуть в суть вопроса и принять правильное решение. Не думайте, что от Вас ничего не зависит. Вас слышат и читают Ваши отзывы!
12.06.22 г.