Выдержки из интервью данного министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым газете «Коммерсант» от 27.04.2020г, в котором он рассказал, что ждет школьников в ближайшее время, и свой взгляд на развитие событий в образовательной сфере после эпидемии коронавируса.
(из интервью Сергея Кравцова газете Коммерсант от 27.04.20г.)
Ситуацию, с которой столкнулся весь мир, никто не мог предвидеть заранее. Не обошла проблема пандемии и Россию. Большие проблемы возникли во многих сферах жизни общества, в том числе и в сфере школьного образования. Наша образовательная система столкнулась с вызовами, которые не встречались ей ранее.
В России сейчас насчитывается свыше 40 тыс. школ, 16,5 млн. школьников и более 1 млн учителей.
Эти цифры показывают масштабность возникшей проблемы. Во всем мире не были готовы к таким резким переменам в образовательной сфере. Необходимость введения тотального школьного карантина породило множество вопросов, которые приходится решать в авральном режиме по мере их поступления.
О сложных вопросах среднего образования в период пандемии коронавируса рассказал в этом интервью министр просвещения России Сергей Кравцов.
(сокращенная версия с нашими комментариями и пояснениями).
Много вопросов возникает по качеству проведения дистанционного обучения школьников в период пандемии. Это плохое качество связи, недостаточно освоенные программы для проведения занятий, плохое коммуникационное оборудование, недостаток компьютеров у школьников. Вопросы качества проведения дистанционного обучения вызывают постоянные вопросы у образовательного сообщества.
«Никто не мог предположить, что во всем мире и у нас будут закрывать города, что жители целых регионов будут жить в режиме самоизоляции. Невозможно было представить и то, что некоторые из моих коллег по министерству окажутся в реанимации...
Когда стало очевидно, что эпидемия реальна, мы сразу начали разрабатывать возможные, даже самые пессимистичные сценарии развития событий. И для нас не стоял вопрос, что должно быть главным. Мы исходили из того, что ключевая задача — обеспечить здоровье детей, учителей, родителей, дедушек и бабушек.
Все остальное отошло на второй план... Учебный год можно наверстать, экзамены пересдать, а жизнь и здоровье никто не вернет...
У нас есть образовательные порталы, платформы, электронные дневники, в крупных городах этим никого не удивишь. Но все эти ресурсы ну никак нельзя было назвать неотъемлемой частью учебы. И понятно почему. Все делалось и внедрялось постепенно, чтобы и учителя, и школьники, и родители адаптировались и привыкли. Да и необходимости не было переводить учебный процесс полностью в интернет.
Зачем в обычное время заменять реальную среднюю школу какими-то онлайн-курсами? Но тут школы пришлось в буквальном смысле закрыть, и в течение нескольких дней пересадить всю страну из-за парт, если так можно выразиться, на электронные площадки. Конечно, это получилось далеко не сразу и не везде...
Не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки. Проблем с учебой возникло много. Но зато у нас, слава Богу, пока нет случаев тяжелой вирусной болезни среди школьников. Это непростое решение значительно сократило риски заражения детей, учителей и их семей».
В бытность министром просвещения Ольги Васильевой первоочередной задачей министерства была консолидация образовательного пространства, чтобы от Владивостока до Калининграда процесс школьного образования был максимально унифицирован.
Сейчас мы видим его прогрессирующую децентрализацию, когда в ведение регионов (и отдельных школ) отдано право корректировать ведение образовательного процесса и даже досрочное прекращение учебного года. Создается ощущение «развала» этого единого образовательного пространства.
Вот что на это ответил министр:
«...наши школы живут, действительно, очень по-разному.
В одних — четверти, в других — триместры; одни на пятидневке, другие на шестидневке. Большое разнообразие программ, несовпадение времени каникул. Я ни в коем случае не хочу сейчас давать оценки, хорошо это или плохо, речь о другом. Очень сложно в такой экстренной ситуации подобрать решения по завершению учебного года, которые подходят всем учебным программам, всем школам, всем регионам.
Поэтому мы решили так: если регионы видят, что школам сложно обеспечить полноценное дистанционное обучение, то они могут завершить учебный год в 1-х–8-х классах досрочно. Одни регионы воспользовались этим предложением, другие посчитали, что и так справятся. Им действительно лучше видно...»
Большое количество предупреждений о высокой степени риска и нежелательности проведения экзаменов в период пандемии связано, прежде всего, с опасностью дополнительного инфицирования самих школьников и их родных, учителей, другого технического персонала, обеспечивающего проведение экзаменов.
Можно ли их отменить?
Многие педагоги, эксперты предлагают в этом году не проводить ЕГЭ, а зачислять выпускников в вузы на основании школьных оценок. (Как будут поступать школьники в вузы в случае отмены ЕГЭ?)
— Мы все варианты обсуждали, разумеется.
По ОГЭ:
На данный момент решено оставить только два экзамена ОГЭ и дать больше свободы регионам
«Регионы и тут получат больше свободы.
Во-первых, они сами примут решение о конкретных датах сдачи ОГЭ, в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Во-вторых, возможно, что регион захочет снизить минимальную оценку, необходимую для получения зачета. У нас ведь какая схема по ОГЭ: федеральный уровень рекомендует, какую оценку считать достаточной, а регион устанавливает и утверждает планку. Обычно не приветствовалось, если они занижали шкалу по отношению к федеральной. Сейчас мы будем относиться к этому помягче, в виде исключения.»
По ЕГЭ:
«Несправедливо зачислять в вузы только на основании аттестата. Я уже говорил, что у нас очень разные школы. И пятерка в одной школе — это четверка или даже тройка в другой. Ну это ведь правда, давайте не будем делать вид, что этого нет.
Пятерку по физике в профильной физматшколе и пятерку по тому же предмету в обычной школе учителя ставят за совершенно разный усвоенный объем знаний. И если всех внезапно уравнять, разве это честно? Мы просто обидим одних ребят и сломаем жизнь другим.»
Примечание «Образования в Москве»: Мы не видим сложностей в добавлении нескольких дополнительных баллов ученикам специализированных школ при перерасчете пятибалльной системы в стобалльную. Дополнительные баллы можно добавить и за другие заслуги школьника.
Совершенно неожиданно при обсуждении вопроса по отмене ЕГЭ, опять возник вопрос об отмене права поступления (подачи документов) одновременно в пять вузов.Напомним, что эта идея была подана бывшим министром просвещения Ольгой Васильевой и широко обсуждалась в образовательной среде в прошлом году. Однако после отставки г-жи Васильевой и возникновения чрезвычайной ситуации с пандемией эта идея отошла на второй план.
Забытый уже вопрос по отмене «права пяти вузов» в 2020 учебном году снова прозвучал из уст уже нового министра просвещения, который увязал его с отменой ЕГЭ.
Цитата:
«И второй аргумент, тоже очевидный. (по поводу отмены ЕГЭ — прим. редакции). Если мы сейчас из-за эпидемии отменим экзамены, то большинство школьников подаст документы в 10–15 ведущих университетов. Хорошо, пусть даже в двадцать. Но это значит, что все остальные вузы, по сути, останутся без подготовленных абитуриентов, будущих студентов. У нас будут целые регионы без первокурсников. Вот и весь результат отмены ЕГЭ.
И наконец, как быть с возможностью подать документы в пять вузов? Мы что, лишим выпускников этого права?»
Прим.: Тут не совсем понятно, почему отмена ЕГЭ в чрезвычайных условиях пандемии обязательно должна сопровождаться отменой права поступления в пять вузов?
Уже ясно, что обеспечить равные условия для выпускников 11 классов по подготовке к ЕГЭ не получится.
В одних школах учеников смогут подготовить дистанционно, а в других «удаленка» налажена хуже.
Где-то есть нормальный интернет, где-то его нет, а у кого-то просто отсутствуют средства доступа в интернет. Многие семьи не могут себе позволить купить компьютер и платить за доступ в интернет.
«Это понятная обеспокоенность. Но давайте посмотрим на ситуацию по-другому. Сейчас у выпускников появилось больше времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ. Это уже очень значительное подспорье. Обычно как: закончилась учеба, и практически сразу начинаются экзамены. Теперь у ребят есть время что-то подтянуть, что-то проработать. А мы делаем все возможное, чтобы им в этом помочь.
Нам удалось запустить мультиплатформенный проект, который объединил в себе ресурсы телевизионных операторов, ТВ-каналов и издательств учебной литературы.
Ежедневно с 9 до 12 утра такие уроки будут в эфире «Общественного телевидения России» — телеканала из первого мультиплекса с 99-процентным охватом аудитории в стране. Эти материалы может использовать любой школьник вне зависимости от того, где он живет и какой у него интернет.
Все телеуроки содержат QR-коды с переходом на «Российскую электронную школу». Она, кстати, уже не виснет, как раньше. Также в поддержку школьников работает сайт cifra.school с полным комплектом бесплатных учебных материалов, заданий и уроков по ключевым школьным предметам. Поэтому у выпускников точно есть возможность подготовиться к ЕГЭ».
Из-за отмены последнего этапа олимпиады школьников теперь все финалисты автоматически считаются призерами, а значит, имеют право на льготы при поступлении в вузы.
Ассоциация «Глобальные университеты» уже заявила, что это может помешать тем, кто поступает на общих основаниях. По словам ректоров, в ряде вузов есть риск, что «олимпиадники» займут все бюджетные места на самых популярных направлениях. Что вы об этом думаете?
«Мы решили не перечеркивать труд и старания 11-классников, которые успешно дошли до заключительного этапа и уже показали уровень своих знаний. Их решено признать призерами олимпиады.
Это непростое решение увеличило число ребят, получающих льготу при поступлении, но всего-то примерно на 200 человек по сравнению с прошлым годом. 200 человек на всю страну.
Решение мы уже обсудили с ректорским сообществом. Они с нашими доводами и принятым решением в принципе согласились».
Несмотря на то, что Сергей Кравцов является сторонником классической очной школы, вот что он заявил по этому вопросу:
«Мы форсируем развитие дистанционных образовательных сервисов...
Мы сегодня вместе с Минкомсвязью разрабатываем новый проект «Цифровая образовательная среда». В том числе с использованием соцсети «ВКонтакте», популярной у школьников и студентов.
Цифровая образовательная среда: — создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей, обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей.
Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей
Там будет отдельный сегмент «ВК-Образование» с верифицированными учебниками, качественными лекциями и видеоуроками... Кроме того, проект будут поддерживать технологии дистанционного образования. Условно — отечественный аналог Zoom специально для школ. Защищенный и устойчивый к хакерским атакам. Будем использовать его не только в случае чрезвычайных ситуаций, но и в обычном образовательном процессе».
Перспективы внедрения дистанционного образования в школах обсуждаются уже давно. По прогнозам, уже к 2024 году школы должны подойти к массовой цифровизации, позволяющей существенно повысить долю дистанционного образования. Подробнее о ней в этой статье.
«Предположим, школа по каким-то причинам не может найти учителя физики. С помощью «Цифровой образовательной среды» им учитель из другого города сможет читать физику, пока школа не найдет собственного педагога. Очевидно, это потребует установки каких-то камер в классах, улучшения ситуации с интернетом в школах.
В общем, вот такой подход: информационные технологии должны помогать решать те проблемы, которые объективно есть в системе образования. Много говорили все последние годы об открытой и доступной образовательной среде. Что ж, ее время пришло».
● ***
Следите за нашими публикациями.
Отмена ОГЭ и ЕГЭ в 2020 году. Школьных экзаменов не будет.
Всероссийская олимпиада школьников "2020". Вышедшие в финал - все победители!
Какие льготы есть при поступлении в вуз и для кого?
Дети в школу уже не вернутся. Учебный год завершится досрочно!