Какие действия надо предпринять для перевода школы или класса с шестидневного обучения на пятидневное? Примеры и последовательность действий. Насколько реально перевести школу на пятидневку?
Новость о возможном введении в школах шести дней обучения озадачила многих родителей. Некоторые категорически не хотят переходить на шестидневку. Для других информация о том, что не все, как они, учатся по шесть дней в неделю, стала неожиданностью. Они тоже хотели бы перейти на пять дней. Но как это сделать?
Начнем с того, что у нас в стране никто не знает точное количество школ, находящихся на шестидневке. Это происходит не потому, что школы не подают такую отчетность, а из-за того, что данная величина «плавающая» и зависит от многих факторов. Родители школьников часто не знают, что соседняя школа учится по другому графику.
Каждый регион, каждая местная власть и даже руководство местной школы имеют право действовать в этом вопросе, как они пожелают. Такое право им дано Минпросвещения и Законом об образовании. В школах страны нет не только единой программы обучения, но и единого графика учебы...
На пресс-конференции «Известий», посвященной возможному переходу на школ на шестидневку, эксперт Общероссийского народного фронта, директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова заявила, что нет четкой статистики о том, сколько школ находятся на шестидневке и сколько на пятидневке.
Вот что она ответила на этот вопрос:
«Ну такой статистики, я думаю, нет, поскольку для этого нужно все 44 000 школ опросить либо какую-то другую форму учета придумать. Сегодня каждая школа самостоятельно решает эти вопросы согласно Закону об образовании.
Ничто не мешает директору школы вместе с администрацией, при учете мнения родителей, на какой-то период или полноценно перейти на шестидневку, если есть какие-то проблемы именно в подготовке.
Есть школы, которые могут перейти на шестидневку, например, на месяц. Есть школы, которые занимаются по триместрам. Например, 1-й и 2-й триместр — шестидневка, а остальные пятидневка. Это зависит от учебного плана, от наличия свободных аудиторий, от занятий, когда детей надо делить на группы и т.д. Т.е. школа этими вопросами занимается самостоятельно. Никто не может менять этот план, ни муниципальные власти, ни федеральные», — сказала она.
Одним словом, никто точно не знает, какие школы и как учатся. Есть лишь усредненные, приблизительные данные.
Учитывая такой интерес к этой теме и закрытость более точных статистических данных для публичного доступа, попытаемся сами подсчитать эту цифру.
Для этого воспользуемся открытыми данными:
Согласно всероссийскому опросу, проведенному в 2019 году, оказалось, что около трети опрошенных родителей заявила, что их дети учатся по шестидневке.
Путем несложных расчетов можно определить приблизительное число школ, в которых учатся шесть дней в шеделю.
Итак: Общее количество школ в России около 44 000. Около трети (33%) на шестидневке.
Итого: около 14 520 школ учатся шесть дней в неделю.
Остальные 29 480 школ находятся на пятидневке.
Напоминаем, что это лишь грубые подсчеты. Реальные цифры могут отличаться.
Мнения на этот счет различны. Каждый приводит свои доводы.
Считается, что переход на шестидневку удобен тем, что все дополнительные занятия и различные кружки в школах, а также учебная программа — выдаются в полном объеме.
Вопрос о пяти- и шестидневках в школах поднимался еще в 70-х годах прошлого века. В прибалтийском городе Пярну проводился эксперимент. Всех учеников перевели на пятидневку, думая о том, как это скажется на досуге и успеваемости школьников. В результате — около 80% учеников были предоставлены сами себе.
Эксперимент показал, что большинство школьников в выходные дни занимаются своими привычными делами, которые они делали по воскресеньям, а именно — отдыхали и развлекались (кино, игры, прогулки и т.д.).
Целесообразность уменьшения учебной недели для повышения качества знаний в этом эксперименте не была доказана.
К аргументам «за» шестидневку относят и такой — при шестом учебном дне дети получают дополнительные знания от профессионалов (учителей), которые они не могут получить самостоятельно, находясь на отдыхе.
Основные доводы:
— Школа не дает необходимых знаний для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поэтому необходимы репетиторы, для которых и нужен дополнительный день.
— Сторонники разностороннего развития говорят о необходимости дополнительного выходного дня для выявления предпочтений школьников путем дополнительных занятий в кружках и и спортивных секциях вне школы. Отсутствие такого выходного дня означает ограничение возможности ребенка найти свое призвание в чем-то другом.
Возможно ли это? Да, Закон об образовании это допускает.
Решается это не одним днем, а путем предватительной тщательной подготовки.
При переходе на пятидневку (шестидневку) надо учитывать:
Отдельный вопрос — с какого периода можно менять продолжительность учебной недели?
Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуется переходить на новый режим с нового учебного года, нового полугодия или новой учебной четверти.
Закон об образовании прямо указывает на возможность школы (при согласии родителей и учеников) переходить на другой режим обучения. Однако на практике оказывается, что не все так просто.
К Закону существует большое количество дополнительных инструкций и подзаконных актов, которые способны сделать этот процесс если не невозможным, то, по крайней мере, очень трудным.
Вопрос изменения продолжительности учебной недели решает «Управляющий совет школы»
Управляющий совет школы — это коллегиальный орган Государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой.
В состав Управляющего совета, кроме родителей, могут входить представители администрации, учащиеся, выпускники школы и просто неравнодушные граждане, чьи дети даже никогда не учились в этом учебном заведении. Он может решать многие вопросы касающиеся образовательного процесса, в том числе и продолжительность учебной недели.
Начинать процесс перехода на пятидневку надо со сбора Управляющего совета школы. На нем выясняется принципиальная возможность такого перехода.
Прежде всего надо понять, способна ли вообще школа перейти на пятидневку. Здесь необходимо учесть много факторов — количество свободных классов и возможности педагогов (в плане увеличения их нагрузки на пятидневной неделе).
Дело в том, что независимо от того, сколько дней в неделю учятся школьники, количество учебных часов остается прежним. Просто часть учебных часов с субботы переносится на другие учебные дни.
* Максимальная нагрузка школьников в неделю
Наверняка многие из тех, кто прочитал эти строки, сразу подумали, что все перечисленное относится и к их школе...
К сожалению, вследствие различных «улучшений» и «оптимизаций» количество школ в России за последние 20 лет сократилось на 27,5 тысяч единиц, что вызвало повышение нагрузки на оставшиеся школы.
* За период с 2000 по 2018 годы было закрыто более 27 000 школ.
В результате такого сокращения многие дети стали учиться в более многочисленных классах, часто во вторую смену. Как правило, именно в таких переполненных школах и введено шестидневное обучение.
Обучать большое количество школьников в пятидневку они просто не в состоянии. Если похожая сиутация наблюдается и в школе Вашего ребенка — говорить о возможности перехода на пятидневку не имеет смысла.
В больших городах ситуация с обеспечением населения школами заметно лучше. В этом случае переход на пятидневку по-прежнему возможен.
И так если условия позволяют — переходим к следующему шагу.
Вероятно, не все родители, определяющие своих детей в школу, читали ее Устав, но именно от него зависит, имеет ли право школа переходить на пятидневку.
В Уставах школ вариант обучения школьников (пяти- или шестидневка) может быть как прописан, так и нет. Если такой пункт отсутствует — управляющий совет вправе изменять количество учебных дней. А если в Уставе прописано обучение по шестидневной неделе, то для того чтобы перевести ее на пятидневку, потребуется перерегистрация самого Устава школы, что само по себе проблематично и маловероятно. Для этого нужны согласия всех ее учредителей, которые получить чрезвычайно трудно.
Если Устав позволяет это сделать, то после проведенной подготовки силами школы оформляются необходимые документы. Директором образовательного учреждения издается приказ о переводе школы на пятидневное обучение.
* Приказ о переводе школы на пятидневное обучение
Вопрос о переходе школ на иной график учебы относится к ведению самой школы. Однако переход туда-обратно часто сопряжен с большими трудностями.
В настоящее время из-за пандемии коронавируса это сделать особенно трудно. Школы находятся в затруднительной ситуации из-за рекомендаций Роспотребнадзора, ограничивающих число учеников в классе и вводящих дополнительные санитарно- эпидемиологические требования к очному обучению.
05.02.2021 г.
● ***
Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.
Реакция регионов о переводе школ на шестидневку. Кто за, а кто против?
Очередные упрощения в экзаменах. Новые изменения в правилах проведения ОГЭ и ЕГЭ от 15 января 2021г.