Школы России могут перейти на двенадцатилетнее обучение

Заседание круглого стола Госдумы с участием Комитета по образованию и науке

В качестве эксперимента...

О необходимости добавления еще одного года к общему сроку школьного образования заявили за круглым столом на заседании комитета Госдумы по образованию и науке, которое состоялось 20 апреля 2021 года

С докладом о необходимости введения дополнительного учебного года выступила Надежда Княгинина — научный сотрудник лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ.

 

Исследования, проведенные на эту тему в разных институтах, показывают целесообразность такого шага. В частности, в рамках исследования ВШЭ выяснилось, что из 803 опрошенных школьников из 14 субъектов Федерации 72 процента заявили, что чувствуют себя уставшими из-за уроков и домашних заданий. Больше всего устают ученики 10-11 классов, таких оказалось 85 процентов.


История вопроса

 

Двенадцатилетнее школьное обучение существует во многих странах. Мировой опыт организации школьного образования предусматривает двенадцати-тринадцатилетнее образование. Именно столько проводят за партой ученики многих стран мира — США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, Японии, Польши и др.

 

Сейчас на такую систему перешли более 150 государств, в том числе и из бывшего СССР — страны Балтии, Молдова, Украина, Беларусь, Узбекистан, Казахстан.

 

В большинстве случаев лишний год прибавляется к базовой школе, она заканчивается не в 9-м, а в 10-м классе. Но есть варианты, когда начальная школа растягивается на 5-6 лет.


В 11-м классе выпускники практически перестают учиться. Все время они тратят на подготовку к ЕГЭ. В тех странах, где дети в школе проводят 12 лет, последний год перед окончанием разбивается на две части. В одном полугодии ученики проходят новый материал, в другом — готовятся к экзаменам.

Есть и другая модель — в некоторых странах в старшей школе активно изучается иностранный язык. Как правило, английский.

 

В качестве примера школы, где дети учатся 13 лет, можно привести Китай.

 

Схема образования в Китае

Схема образования в Китае

 

 

Перспективы введения двенадцатилетнего образования в России

 

Вопрос об увеличении срока обучения в российских школах периодически поднимался в нашем образовательном сообществе.

 

Основной аргумент сторонников увеличения сроков обучения — тотальная перегрузка школьников. Несмотря на общую нехватку часов, вводятся дополнительные предметы, которые преподают в ущерб более важным предметам, тем самым усугубляя ситуацию.

 

Кроме того, введение двенадцатилетки позволит детям больше времени уделять внешкольному образованию — занятиям музыкой, спортом, другому саморазвитию.

 

Последнее серьезное обсуждение этого вопроса было около 3-х лет назад. Тогда решение о переходе на двенадцатилетнее образование принято не было. Не последнюю роль в этом сыграл финансовый фактор. Дело в том, что дополнительный год обучения — это большие финансовые затраты для государства...

 

Однако с тех пор многое изменилось.

 

В первую очередь экстремальные условия пандемии коронавируса, выявившие слабые места нашей образовательной системы, а именно — отсутствие необходимой в таких случаях «подушки безопасности» в виде резервных учебных часов, которые можно было бы использовать для изучения упущенного материала.

 

В этом году школьники подходят к экзаменам с большими пропусками очных занятий в школе. Несмотря на организованное дистанционное обучение, знания большинства школьников заметно уступают знаниям, показанным учениками в предыдущие годы.

 

И в этом одна из проблем 11-летки — в случае непредвиденных ситуаций «нагнать» пропущенный материал уже невозможно из-за недостатка учебных часов.

 

Массовое задействование репетиторов стало обычном явлением в большинстве российских семей. В противном случае знаний, полученных в школе, будет недостаточно для успешной сдачи экзаменов. Из-за нехватки учебных часов все больше материалов вынуждены разбирать с репетиторами. Такова сегодняшняя реальность.

 

Это еще один признак серьезного сбоя в работе нашей образовательной системы.


Вопрос о введении в России двенадцатилетнего образования давно назрел. Современные условия жизни и образования не позволяют уложиться в отведенные для школы 11 лет. Систему надо менять. Недавняя попытка перевести все школы на шестидневный режим обучения вызвала большое количество негативных откликов, и от этой идеи тихо отказались.

 

В реальности существует только два варианта исправления ситуации: уменьшение количества второстепенных предметов при сохранении 11 лет обучения или увеличение срока обучения в школе до 12 лет.

 

Впорос о переходе на двенадцатилетнее обучение будет дополнительно изучаться в Комитете Госдумы по образованию и науке, Минпросвещения, Минобразования и других  профильных министерствах. Заключение о целесообразности введения двенадцатилетнего обучения должно быть представлено уже в ближайшее время.

 

22.04.2021 г.

 

***

 

Читайте также:

 

Вместо школы — в Предуниверсарий. Что это такое и почему они лучше?

Школы переходят на шестидневный режим учебы. Школьники будут учиться по субботам.

Большинство родителей «ЗА» введение шестидневки. Пресс-конференция «Известий»

Высшее образование теряет популярность. Все больше школьников идут в колледжи.

Cколько денег уходит в год на репетиторов в России?

Что будет, если не сдать ОГЭ? Просто идёте в колледж...