В последний месяц уходящего года стало известно о решении «заморозить» реформы в образовательной сфере на неопределенный срок. Намеченные ранее изменения в проведении ОГЭ и ЕГЭ, в этом учебном году не состоятся. Выпускники 2022/2023 учебного года будут сдавать экзамены по прошлогодним правилам.
После отказа России от участия в Болонском процессе Госдума начала рассматривать важные предложения, направленные на радикальное реформирование нашего образования. Среди них такие, как отказ от Болонской системы образования, изменение правил поступления и обучения в вузах, замена бакалавриата магистратурой и постепенный отказ от ЕГЭ. Как предполагалось, в рамках поэтапной отмены ЕГЭ, уже с 2023 года он должен был стать добровольным. Однако ряд факторов помешал довести начатые реформы до конца.
Объявленные весной этого года реформы в среднем и высшем образовании, откладываются на неопределенный срок. Прежде всего, это касается проведения ЕГЭ, о нецелесообразности сохранения которого, говорили в последнее время. Наряду с реформой высшего образования и отказа от бакалавриата, предполагались и «революционные» изменения в самом ЕГЭ.
Профильный комитет Госдумы подготовил ряд предложений, касающихся поэтапной отмены ЕГЭ и введению принципа «добровольности экзамена» уже с 2023 года. В связи с этим были проведены консультации с Минпросвещения и Минобрнауки на предмет изменения правил поступления в вузы в 2023 году. Прежде всего это касалось введение внутренних вузовских экзаменов, которые могли бы заменить ЕГЭ. Был подготовлен ряд законопроектов, направленных на это.
27 июня под председательством Вячеслава Володина состоялись думские слушания, которые, по словам спикера ГД, «вызвали беспрецедентный интерес». Обсуждалось будущее нашего высшего образования после ухода из болонского процесса. Базовый доклад сделал глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, выступили и участвовали в обсуждении президент российского Союза ректоров Виктор Садовничий, глава профильного комитета ГД Сергей Кабышев, министр просвещения Сергей Кравцов и др. Уже на этом этапе возникли некоторые сложности.
Причин, по которым законодатели решили отложить проведение реформ несколько и самая главная из них – политический фактор. В условиях проведения СВО, начинать столь масштабные реформы в сфере образования признано несвоевременным.
01.12.2022 г.