Перед вами несколько реальных историй о том, в каких условиях учатся наши дети и работают учителя.
Когда-то школы представляли из себя образовательные учреждения, где можно было не только получить знания, но и с интересом провести время: работали тематические кружки, секции, школьные театры. В последние годы ситуация резко поменялась. Современная школа стала похожа на неприступную крепость с охраной у входа и жесткими правилами нахождения внутри. Однако и столь строгие меры не превратили ее в цитадель спокойствия. Во многих школах наблюдается усиление агрессии не только между школьниками, но и со стороны учеников по отношению к педагогам.
В других государственных школах ситуация складывается иначе. Увеличение случаев агрессии, общей озлобленности по отношению к учителям со стороны детей, а иногда и их родителей, создает нездоровую обстановку и не способствует воспитанию в детях «разумного, доброго, вечного».
Буллинг— это форма агрессивного поведения, которая включает в себя систематический негативный воздействие одних учащихся на других. Это может проявляться в различных формах, таких как физическое насилие, вербальное оскорбление, психологическое давление, цифровой или интернет-буллинг. Буллинг может иметь серьезные негативные последствия для жертвы и даже привести к долгосрочным психологическим и эмоциональным проблемам. Буллинг — серьезная проблема, и ее решение требует совместных усилий школ, родителей, учащихся и общества в целом. Создание безопасной и поддерживающей среды в школах имеет критическое значение для благополучия всех детей и подростков.
Перед вами несколько реальных историй о том, в каких условиях учатся наши дети и работают учителя.
История №1
Учебный год в обычной самарской школе не задался. Здесь появился Игорь*. Ходит на уроки, как рок-звезда на концерт. Выступает на занятиях громче учителя, вскакивает на парту… С учебой у мальчика не ладится, с одноклассниками – тоже. Как-то соседка по парте усмехнулась его неудаче с очередным заданием. – Ты надо мной смеешься? – уточнил он. Окинул взглядом и флегматично предупредил: – На перемене я тебя убью.
После урока учитель, как заправский телохранитель, ходила рядом со школьницей и косилась на хулигана. Не убьет, конечно, но точно задумал месть. И даже школьная охрана перед Игорем бессильна.
– Как-то раз схватил одноклассника за шею, начал душить. Я его оттолкнула, а он поднял стул и стал угрожать, что кинет в меня. Попыталась отнять, а он меня по лицу – кулаком, разбил губу, – описывает случай сотрудница школьной охраны Елена Ивановна.
– Спускалась с лестницы, а он подскочил и ударил мне ногой в спину. Чудом удержалась и не полетела головой вниз. А что я с ним сделаю? Это же ребенок… Досталось от хулигана даже уборщице. Упрекнула, что топчется по вымытому, а тот взял, да и укусил ее. Так, что кровь пошла.
– Ну, сейчас специалисты разберутся, – надеялись педагоги, приглашая полицию и чиновников из службы опеки.
Ему вообще не впервой менять коллектив: позади пять детских садиков. Игоря, выходит, отовсюду гнали чуть ли не с пеленок.
Школьную ситуацию тогда решили взять в свои руки папы и мамы одноклассников. И предупредили, что намерены саботировать уроки: – Пусть он или уходит на домашнее обучение, или наши дети в школу не придут!
Мама Игоря на это ответила, что сын больше никуда не уйдет: – Дети сами его травят, а он просто защищается. Теперь учителя с трепетом ждут продолжения истории. Казалось бы, школьная забастовка, которой грозят родители, – абсурд и безумие, дойти до этого никак не может. Но опыт других городов показывает, что может, еще как может.
Учитель истории и обществознания, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края – 2017» Анастасия Шайхова: – Проблема девиантного поведения в школе стара как мир. Только если в СССР это решалось кучей компетентных органов, то сейчас все упало на голову администраций школ, а если быть точнее, учителей, которые у таких детей ведут уроки.
Вы спросите: «А почему не родителей?» Да потому что многие дистанцируются от проблем, вообще их не видят, а если и видят – опустили руки и делают все для того, чтобы поменьше созерцать и слышать родное чадо. И смотреть правде в лицо достаточно сложно: от осинки не родятся апельсинки – все идет из семьи. Если девиация не следствие психических отклонений, которые корректируются с помощью медицины, то это вина родителей, а не общества, школы или страшного зверя под названием «Интернет».
История №2
Село Заборье в Рязанской области, четвертый класс. Здесь одноклассников третирует не один ребенок, а сразу три. Девочки. Хулиганки отвешивают тумаки не только сверстникам, но даже и классному руководителю.
– Ситуация с девочками каждый год только ухудшается. В чем это выражается?.. В укусах, физическом воздействии на детей, учителя… Наши дети оттаскивали этих девочек, которые пытались ударить учительницу. Они ходят по классу, ругаются матом, слушают музыку – все во время уроков, – жалуется одна из родительниц.
– Они знают свои права: «вы ничего нам не сделаете, голос повысить на нас не можете, телефон отобрать не можете».
Наши дети приходят домой подавленные, как будто живут в каком-то своем мире, молчат.
Родители, кстати, школу ругают, но вот учительница им нравилась. Говорят, хоть как-то пыталась приструнить эту малолетнюю банду.
– Последней каплей стало увольнение нашей учительницы… Мы написали заявления в прокуратуру и министерство образования, в которых написали, что отказываемся водить детей в школу. Требование у нас одно: чтобы этих девочек приструнили, а учительницу вернули, – категорично заявляют родители.
Вот, что заявил начальник управления надзора и контроля министерства образования Рязанской области Евгений Хазов.
«Я отработал весь день в школе, ознакомился со всей документацией. Никаких заявлений от учителя, никаких докладных записок, касающихся поведения детей в классе, в администрацию школы почему-то не поступало. Выходит, учителя ситуация в классе полностью устраивала».
Позиция его такова: если есть проблемы – будьте любезны официально фиксировать и докладывать наверх. Об этом же чиновник сказал и родителям. А пока возвращайте-ка детей на занятия. Вернули. После четырехдневной забастовки дети снова учатся. И даже учительницу родители убедили вновь прийти в школу и заниматься с четвероклассниками. Правда, праздновать окончание этой школьной драмы рано: до каникул еще далеко…
Случаи нападений на учителей в российских школах не являются редкостью. В 2022 году было зафиксировано более 1000 таких инцидентов. В некоторых случаях нападения носят серьёзный характер и приводят к травмам и даже смерти учителей.
Другой причиной нападений на учителей является отсутствие должного контроля со стороны администрации школ. В некоторых случаях администрация не принимает должных мер для пресечения случаев насилия в школах. Это приводит к тому, что ученики чувствуют себя безнаказанными и продолжают совершать нападения.
Чтобы решить проблему нападений на учителей, необходимо изменить отношение общества к педагогическому труду. Нужно воспитывать у детей уважение к учителям и прививать им чувство ответственности. Кроме того, администрация школ должна принимать более решительные меры для пресечения случаев насилия в школах.
Вот несколько конкретных примеров нападений на учителей в российских школах:
Нападения на учителей, к сожалению, стали не редкостью в наших школах. Если подобная тенденция будет усиливаться, мы рискуем потерять весь, накопленный за предыдущие десятилетия, педагогический потенциал страны. Проблема является очень серьёзной и требует принятия незамедлительных и решительных мер.
10.09.2023 г.