«Мне страшно идти на работу». В каких условиях работают наши учителя

Падение престижа учительского труда может привести к катастрофе

Перед вами несколько реальных историй о том, в каких условиях учатся наши дети и работают учителя.

 

Когда-то школы представляли из себя образовательные учреждения, где можно было не только получить знания, но и с интересом провести время: работали тематические кружки, секции, школьные театры. В последние годы ситуация резко поменялась. Современная школа стала похожа на неприступную крепость с охраной у входа и жесткими правилами нахождения внутри. Однако и столь строгие меры не превратили ее в цитадель спокойствия. Во многих школах наблюдается усиление агрессии не только между школьниками, но и со стороны учеников по отношению к педагогам.

 

Урок в школе. 70-е годы, СССР

 

Не везде это так. К счастью, есть школы, в которых еще сохранились хорошие отношения между учителями, школьниками и их родителями, но их становится все меньше. Они воспринимаются скорее, как исключение, чем правило. Такие школы особенно высоко ценятся среди родителей и попасть в них непросто.

 

В других государственных школах ситуация складывается иначе. Увеличение случаев агрессии, общей озлобленности по отношению к учителям со стороны детей, а иногда и их родителей, создает нездоровую обстановку и не способствует воспитанию в детях «разумного, доброго, вечного».

 

Как школы становятся территорией насилия

Буллинг в школах – одна из основных проблем сегодняшней школы. По мнению многих специалистов, именно с этого явления и начинается общий рост агрессии в школах, с последующим переносом такой манеры поведения на все общество в целом.


Буллинг— это форма агрессивного поведения, которая включает в себя систематический негативный воздействие одних учащихся на других. Это может проявляться в различных формах, таких как физическое насилие, вербальное оскорбление, психологическое давление, цифровой или интернет-буллинг. Буллинг может иметь серьезные негативные последствия для жертвы и даже привести к долгосрочным психологическим и эмоциональным проблемам. Буллинг — серьезная проблема, и ее решение требует совместных усилий школ, родителей, учащихся и общества в целом. Создание безопасной и поддерживающей среды в школах имеет критическое значение для благополучия всех детей и подростков.

 

Перед вами несколько реальных историй о том, в каких условиях учатся наши дети и работают учителя.

 

Рост агрессии среди школьников

 

История №1

Случай из жизни начальной школы (!): «Схватил одноклассника за шею и начал душить»

Учебный год в обычной самарской школе не задался. Здесь появился Игорь*. Ходит на уроки, как рок-звезда на концерт. Выступает на занятиях громче учителя, вскакивает на парту… С учебой у мальчика не ладится, с одноклассниками – тоже. Как-то соседка по парте усмехнулась его неудаче с очередным заданием. – Ты надо мной смеешься? – уточнил он. Окинул взглядом и флегматично предупредил: – На перемене я тебя убью.

После урока учитель, как заправский телохранитель, ходила рядом со школьницей и косилась на хулигана. Не убьет, конечно, но точно задумал месть. И даже школьная охрана перед Игорем бессильна.

– Как-то раз схватил одноклассника за шею, начал душить. Я его оттолкнула, а он поднял стул и стал угрожать, что кинет в меня. Попыталась отнять, а он меня по лицу – кулаком, разбил губу, – описывает случай сотрудница школьной охраны Елена Ивановна.
– Спускалась с лестницы, а он подскочил и ударил мне ногой в спину. Чудом удержалась и не полетела головой вниз. А что я с ним сделаю? Это же ребенок… Досталось от хулигана даже уборщице. Упрекнула, что топчется по вымытому, а тот взял, да и укусил ее. Так, что кровь пошла.
– Ну, сейчас специалисты разберутся, – надеялись педагоги, приглашая полицию и чиновников из службы опеки.

Первые капитулировали сразу: ребенок же, маленький, что с ним делать? Вторые пришли домой – посмотрели детскую, заглянули в холодильник. Игрушки есть, еды хватает. К матери претензий не имеется. Умные педагоги тогда придумали беспроигрышный, как им казалось, лайфхак – переводить хулигана в другой класс. А план почему-то… ой, не сработал… Игорь быстро осваивался на новом месте и опять начинал свой детский террор.

 

Ему вообще не впервой менять коллектив: позади пять детских садиков. Игоря, выходит, отовсюду гнали чуть ли не с пеленок.

Школьную ситуацию тогда решили взять в свои руки папы и мамы одноклассников. И предупредили, что намерены саботировать уроки: – Пусть он или уходит на домашнее обучение, или наши дети в школу не придут!
Мама Игоря на это ответила, что сын больше никуда не уйдет: – Дети сами его травят, а он просто защищается. Теперь учителя с трепетом ждут продолжения истории. Казалось бы, школьная забастовка, которой грозят родители, – абсурд и безумие, дойти до этого никак не может. Но опыт других городов показывает, что может, еще как может.

 

Комментарии учителя: «Виноваты родители, а не интернет»

 Учитель истории и обществознания, победитель конкурса «Учитель года Красноярского края – 2017» Анастасия Шайхова: – Проблема девиантного поведения в школе стара как мир. Только если в СССР это решалось кучей компетентных органов, то сейчас все упало на голову администраций школ, а если быть точнее, учителей, которые у таких детей ведут уроки.
Вы спросите: «А почему не родителей?» Да потому что многие дистанцируются от проблем, вообще их не видят, а если и видят – опустили руки и делают все для того, чтобы поменьше созерцать и слышать родное чадо. И смотреть правде в лицо достаточно сложно: от осинки не родятся апельсинки – все идет из семьи. Если девиация не следствие психических отклонений, которые корректируются с помощью медицины, то это вина родителей, а не общества, школы или страшного зверя под названием «Интернет».

 

 

История №2

Банда с косичками из четвертого «А»

Село Заборье в Рязанской области, четвертый класс. Здесь одноклассников третирует не один ребенок, а сразу три. Девочки. Хулиганки отвешивают тумаки не только сверстникам, но даже и классному руководителю.
– Ситуация с девочками каждый год только ухудшается. В чем это выражается?.. В укусах, физическом воздействии на детей, учителя… Наши дети оттаскивали этих девочек, которые пытались ударить учительницу. Они ходят по классу, ругаются матом, слушают музыку – все во время уроков, – жалуется одна из родительниц.
– Они знают свои права: «вы ничего нам не сделаете, голос повысить на нас не можете, телефон отобрать не можете».

Наши дети приходят домой подавленные, как будто живут в каком-то своем мире, молчат.

 

Со стороны администрации школы никакой реакции. Директор не согласен. Мол, школа, конечно, реагирует! Правда, получается не очень. «Стали спрашивать с учителя – она «психанула» и предпочла распрощаться со школой», - объясняет директор школы.

 

Родители, кстати, школу ругают, но вот учительница им нравилась. Говорят, хоть как-то пыталась приструнить эту малолетнюю банду.
– Последней каплей стало увольнение нашей учительницы… Мы написали заявления в прокуратуру и министерство образования, в которых написали, что отказываемся водить детей в школу. Требование у нас одно: чтобы этих девочек приструнили, а учительницу вернули, – категорично заявляют родители.

 

Сделали, как обещали. По воле взрослых дети ушли на внеплановые «каникулы. Приехали чиновники из областного минобра, районного управления образования, аппарата детского омбудсмена. Дружной командой потушили очаг социального напряжения. Как это часто бывает, все решили свалить на учительницу.

 

Вот, что заявил начальник управления надзора и контроля министерства образования Рязанской области Евгений Хазов.
«Я отработал весь день в школе, ознакомился со всей документацией. Никаких заявлений от учителя, никаких докладных записок, касающихся поведения детей в классе, в администрацию школы почему-то не поступало. Выходит, учителя ситуация в классе полностью устраивала».

Позиция его такова: если есть проблемы – будьте любезны официально фиксировать и докладывать наверх. Об этом же чиновник сказал и родителям. А пока возвращайте-ка детей на занятия. Вернули. После четырехдневной забастовки дети снова учатся. И даже учительницу родители убедили вновь прийти в школу и заниматься с четвероклассниками. Правда, праздновать окончание этой школьной драмы рано: до каникул еще далеко…

 

Исключение или правило?

Случаи нападений на учителей в российских школах не являются редкостью. В 2022 году было зафиксировано более 1000 таких инцидентов. В некоторых случаях нападения носят серьёзный характер и приводят к травмам и даже смерти учителей.

По мнению социологов, одной из причин увеличения случаев нападений на учителей, является падение престижа педагогического труда. В обществе сложился стереотип, что учитель - это человек, который по определению должен терпеть любые издевательства со стороны учеников. Это приводит к тому, что некоторые ученики считают, что они могут делать с учителями всё, что им захочется.

Другой причиной нападений на учителей является отсутствие должного контроля со стороны администрации школ. В некоторых случаях администрация не принимает должных мер для пресечения случаев насилия в школах. Это приводит к тому, что ученики чувствуют себя безнаказанными и продолжают совершать нападения.
Чтобы решить проблему нападений на учителей, необходимо изменить отношение общества к педагогическому труду. Нужно воспитывать у детей уважение к учителям и прививать им чувство ответственности. Кроме того, администрация школ должна принимать более решительные меры для пресечения случаев насилия в школах.


Вот несколько конкретных примеров нападений на учителей в российских школах:

  • В октябре 2022 года в Санкт-Петербурге ученик 9 класса избил свою учительницу биологии. Причиной нападения стала оценка, которую учительница поставила ученику.
  • В декабре 2022 года в Нижнем Новгороде ученик 11 класса ранил ножом свою учительницу математики. Учительница получила серьёзные травмы и была госпитализирована.
  • В январе 2023 года в Екатеринбурге ученик 10 класса избил свою учительницу английского языка. Учительница получила сотрясение мозга и была вынуждена взять больничный.

 

Нападения на учителей, к сожалению, стали не редкостью в наших школах. Если подобная тенденция будет усиливаться, мы рискуем потерять весь, накопленный за предыдущие десятилетия, педагогический потенциал страны. Проблема является очень серьёзной и требует принятия незамедлительных и решительных мер.

 

10.09.2023 г.

 

Читайте также:



 

 



Отзывы (1)

Вы просматриваете: _9news_929.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Инна
Все дело не в учениках и даже не в родителях. Надо поменять мировоззрение людей и поставить на первое место не материальное, а духовное. Кстати, исключение из ЕГЭ по литературе наших классиков ведет именно к такой деградации!
10-09-23 13:46
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
4 + 4
 
Введите ответ: