Качественное образование – одна из главных задач любого государства. От этого зависит его научно-техническое развитие и процветание. Не секрет, что качество российского образования падает из года в год. Предпринимаемые усилия, по ряду причин, не приносят результатов. Сейчас у России появляется шанс вернуть себе утраченные позиции с новым подходом к образовательному процессу, а именно, внедрением искусственного интеллекта — мощнейшим инструментом для решительного повышения качества образования.
В настоящее время идет активное внедрение концепций и методик, основанных на искусственном интеллекте, в образовательных целях. Уже сейчас готовы программы обучения по целому ряду предметов. Человечество вступает в эпоху искусственного интеллекта, как когда-то вступало в эру космонавтики и компьютеров. Та страна, которая сможет быть первой в этом вопросе, имеет все шансы стать передовой научно-технической державой в мире.
Перспективы внедрения обучающих программ, основанных на искусственном интеллекте трудно переоценить. Даже на современном этапе зарождения данного направления, она открывает невероятные перспективы в этой сфере. Достаточно перечислить лишь некоторые из них, как становится ясен масштаб возможных изменений в образовательной сфере.
* ИИ - хранитель знаний человечества
Сейчас все зависит от квалификации самого учителя, а она отличается и очень значительно. Введение преподавания материала искусственным интеллектом позволит стандартизировать и вывести на новый уровень качество преподавания. Причем, возможно закладывать индивидуальную программу обучения для каждого ученика, в зависимости от его уровня знаний и потенциала. В классе могут быть и отстающие и успевающие ученики. Индивидуальные программы смогут дать материал конкретно для каждого школьника.
Объективная оценка знаний – важный и очень специфический вопрос. Часто администрация школы дает установку учителям на завышение оценки с целью повысить показатели успеваемости и предоставить нужные отчеты в отделы образования. С ИИ это не получится. Заработает настоящая пятибалльная система, способная с математической точностью оценить качество знания. Как побочный эффект – уйдет в прошлое субъективная оценка школьника от самого учителя и часть коррупционных схем с выставлением завышенных оценок нужным ученикам.
Поскольку с помощью ИИ оценка школьника может (и должна) проводиться ежедневно и на каждом уроке, необходимость в проведении многочисленных тестовых работ, в том числе ОГЭ и ЕГЭ, может оказаться ненужной, т.к. оценка будет формироваться в течение всего учебного года с большой точностью и объективностью, исходя из реального уровня знаний.
Классическая методика образования может быть значительно изменена. Теперь тот или иной «совет учителя» может быть не только в классе, но и в любое другое время.
"Учитель" всегда рядом
Ученик сможет обращаться к ИИ как к своему учителю с просьбами объяснить еще раз тот или иной материал, дополнительно (вне урока) проверить знания и выявить проблемы.
ИИ может разрабатывать и предоставлять адаптированные учебные материалы и поддержку для учеников с особыми потребностями, такими как дислексия, аутизм и другие распространенные нарушения.
В настоящее время в России наблюдается острая нехватка учителей, особенно предметников. С внедрением ИИ такая проблема перестанет существовать, т.к. централизованно разработанные программы обучения, смогут преподавать материал неограниченному количеству школьников.
Затраты на его внедрение могут оказаться минимальные. Достаточно оборудовать классы по типу современных лингафонных кабинетов, т.е. разделенное пространство с монитором, наушниками с микрофоном и клавиатурой. Все остальное сделает централизованное программное обеспечение и возможность выхода школы в интернет (или специализированную учебную сеть).
* Требуемое оборудование для класса при обучении с ИИ
Большое значение имеет программное обеспечение и базовые концепции внедрения ИИ в школы и вузы. В настоящее время в наиболее развитых странах активно создаются и проходят испытания такие программные продукты. Наиболее известные из них:
DreamBox, Knewton и Smart Sparrow - используют ИИ для анализа данных об успеваемости учеников и адаптации учебных материалов в реальном времени. Они отслеживают, как ученики выполняют задания, и предлагают персонализированные рекомендации на основе их результатов.
Системы управления обучением, такие как Blackboard и Canvas, интегрируют ИИ для анализа больших объемов данных о взаимодействии учеников с учебными материалами, выявления пробелов в знаниях и предоставления учителям информации для принятия решений.
Gradescope и Turnitin - используют ИИ для анализа и проверки структурных и стилистических особенностях текста, грамматику и орфографию.
Эксперименты по замещению учителей искусственным интеллектом (ИИ) проводятся в различных странах и образовательных учреждениях по всему миру. Эти эксперименты направлены на исследование и оптимизацию использования ИИ в образовательном процессе.
* ИИ в роли преподавателя
США:
В школах Лос-Анджелеса используются системы ИИ для помощи учителям в управлении классом и персонализации обучения. Одним из примеров является использование платформы AltSchool, которая разрабатывает индивидуальные учебные планы с помощью ИИ. А в Технологическом институте Джорджии (Georgia Tech) провели эксперимент с виртуальным ассистентом на базе ИИ, который помогал студентам в онлайн-курсе по искусственному интеллекту. Студенты часто не осознавали, что общаются с ИИ, а не с реальным человеком.
Великобритания:
В Великобритании разрабатываются и тестируются образовательные платформы с использованием ИИ, такие как RoboTutor, которые направлены на улучшение навыков чтения и математики у детей начальной школы, а платформа Century Tech использует ИИ для персонализации обучения, анализа данных успеваемости и предоставления рекомендаций учителям и ученикам. Эта платформа активно тестируется в школах по всей стране.
Индия:
В Индии компания ConveGenius разработала образовательную платформу с использованием ИИ для улучшения учебных результатов у учеников из сельских районов. Платформа предоставляет персонализированные учебные материалы и проводит автоматическую оценку знаний.
Перспективы ИИ в образовании открывают широкие возможности для создания более адаптивного, эффективного и интересного учебного процесса. Повышает возможности равного доступа к образовательным технологиям для всех учеников.
22.05.2024 г.