Невероятные диспропорции в зарплатах директоров и учителей, перегруженность классов, постоянно меняющиеся учебники и методички, обилие отчетности и общее падение престижа учительского труда, все это приводит к массовому уходу квалифицированных педагогических кадров из системы образования и падению его качества. Особенно заметно это стало в последние несколько лет. Их места занимают случайные, неподготовленные должным образом люди, не способные передать свои знания детям, поскольку сами таковыми не обладают. Результат – крайне сложная ситуация, сложившаяся в системе государственного школьного образования.
В сфере школьного образования в России создалась ситуация, к которой очень подходят слова В.И. Ленина, «когда верхи не могут, а низы не хотят». Именно так можно охарактеризовать то, что происходит сейчас в государственных школах. Если не будут предприняты срочные меры, возможно возникновение необратимых процессов, способных ввергнуть всю систему школьного образования в глубокий системный кризис, который приведет ее к окончательному развалу. Назовем основные проблемы:
* См. материал: В каких условиях работают наши учителя
Уважение у учителю — непременная составляющая профессии. Снижение общественного признания и уважения к учителю со стороны общества приводит к тому, что педагогическая деятельность перестает быть привлекательной для молодых людей, а сами учителя не чувствуют себя уважаемыми и ценными членами общества. Это вынуждает многих профессионалов покидать стены родной школы, несмотря на то, что этой работе было отдано много лет жизни и сил.
Для страны это может означать только одно – неизбежное падение научно-технического и интеллектуального потенциала, с отсутствием перспективы покинуть ряды стран третьего мира в ближайшем будущем.
* Зарплата рабочего в полтора - два раза превышает зарплату учителя
В разных регионах России средняя зарплата учителя составляет от 25 до 65 тыс. рублей. В крупных городах, таких как Москва или Санкт-Петербург она может быть на 20-30% больше. Сюда можно прибавить различные надбавки, например, за категорию, классное руководство, внеклассную работу, продленку и другие дополнительные обязанности, предполагающее работу «от зари до зари».
Зарплата директора. Данные, которые приводятся ниже широко не афишируются, но доступны из разных источников: Суммарные ежемесячные выплаты директору школы превышают зарплату учителей в 5-10 раз и достигают отметок в 800-900 тыс. рублей в месяц. В среднем по стране директор школы получает 400 – 600 тыс. Сюда входит не только ставка, но и различные щедрые надбавки руководителям организаций, выделяемые из бюджета.
Может быть в этом и кроется причина низкой заработной платы учителей?
Учителя с большим стажем отмечают, что в последние годы моральный климат в коллективах значительно упал. В большинстве случаев это заслуга администрации — директора школы, который не только не способен создать благоприятный моральный климат в коллективе, но и всячески поощряет такую ситуацию, ведь разобщенным коллективом легче управлять. В таких коллективах процветают сплетни, интриги, конфликты между коллегами.
Неуважение к личности сотрудника со стороны администрации может выражаться в оскорблениях, унижениях, грубом обращении и т.д. Все это создает атмосферу страха и подавленности в коллективе.
Еще одна старая и острая проблема, при которой невозможно получение качественного образования. По данным Минпросвещения РФ, в 2023 году в России около 1,3 миллиона школьников учатся в переполненных классах (более 25 человек в классе).
Каждый урок в таком классе – дополнительный стресс для учителя и общее снижение успеваемости у учеников. Основные причины переполненности классов:
Обилие бумажной и электронной отчетности является одной из серьезных проблем, с которой сталкиваются учителя. Вместо подготовки к урокам приходится заполнять большое количество документов, которые не имеют непосредственного отношение к учебной работе. Часто это занимает значительное количество личного времени, котороего у учителя и так немного.
Нет уверенности, что даже устранение всех этих проблем способно полностью остановить стремительный регресс нашего школьного образования, сохранить оставшихся и привлечь в школу новых профессионалов, но делать что-то надо и очень быстро, пока процесс развала не стал необратимым. Понимают ли это в нашем Минпросвещения?
01.10.2023 г.
давайте посчитаем. 15,5% значит в стране около 8 млн классов. По 25 человек, значит за партами сидят 120 млн. А кто же тогда работает? Если в стране менее 150 млн.
Вся статья набор затасканных журналистских штампов. Автор, дайте ссылку на источник, официально подтверждающий зарплату директоров (В среднем) 400-600 т.р. Врете самозабвенно, порой даже заходитесь.