Популярность различных олимпиад растет день ото дня, отодвигая на второй план даже ЕГЭ. Поступить в вуз без ЕГЭ – основная цель участников олимпиад. Что представляют собой современные олимпиады и как на них делают грязный бизнес.
Недавно на международных олимпиадах по физике, биологии и химии российские школьники получили 13 золотых медалей. Хоть и выступали они не под флагом России, но эти результаты не могут не радовать. Однако все ли так хорошо за кулисами этих декораций? Не становятся ли некоторые олимпиады просто бизнесом или самоцелью для школ и школьников, подменяя само понятие образования?
Сын одного знакомого учится в старших классах "продвинутого" лицея. Когда он только начинал там учёбу, было очень интересно: кроме уроков детей водили на экскурсии в музеи, в театр, выезжали на "практикумы" на природу, а летом даже в археологические лагеря. Одним словом, была насыщенная внеурочная жизнь. В олимпиадах тоже участвовали — раз в год без ажиотажа.
А объяснить это рвение не так уж сложно: на сайтах некоторых "олимпиадных" фирм прямо указывается: за каждого участника-школьника, приведённого учителем, он получает от 10 до 30% комиссионных. Стоимость таких олимпиад варьируется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Подавляющее количество олимпиад организуется частными фирмами исключительно для зарабатывания денег. Качество таких конкурсов, как правило, никого не волнует и оставляет желать много лучшего.
В качестве бонуса такие фирмы раздают в неограниченном количестве различные дипломы и свидетельства об участии школьника в олимпиаде и о занятых на них местах. Многие из них не имеют «юридического» веса, но они создают определенный «имидж» их владельцу. Это касается практически всех «частных олимпиад».
В итоге, большая часть учебы в школе сводится к участию в олимпиадах или подготовке к ЕГЭ. Все остальные дисциплины отходят на второй план.
Поскольку "олимпиадные баллы" в конкуренции за поступление играют значительное, а порой и приоритетное значение перед баллами ЕГЭ по желанной для многих формуле "БВИ" (без вступительных испытаний), то вокруг школьных олимпиад возникла целая "сервисная инфраструктура" со своими тьюторами, коучами и "решалами".
Советские олимпиады имели, как и всё образование, задачу «формирования всесторонне развитого человека»". Предлагая задания, в целом соответствующие школьным знаниям, но более изощрённые — на «соображаловку». Они позволяли выявить таланты в той или иной области знаний и давали небольшое преимущество при поступлении в вуз во время конкурсного отбора. Однако они отнюдь не отменяли вступительные экзамены.
За прошедшие десятилетия всё сильно поменялось в нашем образовании — и среднем и высшем, ну и в «олимпийском движении», соответственно. Единый госэкзамен стал псевдопроверкой знаний, полученных в школе. «Псевдо» — поскольку проверяет (особенно в гуманитарных предметах) не то, насколько ты понимаешь и любишь литературу или историю, а то, насколько ты понял методику и логику составителей вопросов — часто абсолютно странную и нелогичную.
Знакомство с индустрией олимпиад начинается еще с младших классов.
Помнится, ещё лет десять назад дочь-третьеклассница спросила: «Пап, а можешь перечислить сто рублей — у нас учительница требует поучаствовать в олимпиаде для школьников?». Разумеется, столь небольшие деньги были перечислены на счёт компании-организатора, хоть и с некоторым удивлением такому настойчивому предложению учительницы. «Олимпиада» эта, кажется она называлась, «Русский медвежонок», оказалась полной ерундой и лохотроном: прислали по почте список довольно вычурных вопросов с юмором, на которые ответили вечером всей семьёй с подсказками из сети.
Отослав ответы организаторам, получили по почте же «диплом победителя», который сами же распечатали на цветном принтере. Из двадцати человек в её классе в этом, как выяснилось, поучаствовали 15, так же и в параллельных классах. А на круг — сотни школ по Москве и десятки тысячи по всей стране. Недурной бизнес!
Впрочем, частные школьные олимпиады — это лишь маленькая вершина большого айсберга. «Подводная» его часть начинается с так называемых "перечневых" олимпиад, которые проводят центральные и местные вузы.
Интернет полон рекламы подобных курсов при вузах, "выездных летних школ" — это всё, чтобы успешно выступить на олимпиадах. Спрос рождает предложение, как и на любом другом рынке.
Вершиной олимпиадной системы является Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), именуемая в народе "Всерос", которую курирует Министерство просвещения РФ. Вот уж кажется, что там-то всё должно быть как надо — честный отбор лучших из лучших. Чтобы понять масштабы этой олимпиады, достаточно напомнить, что в прошлом году число участников Всероса превысило 7 миллионов человек, а финалистами олимпиады стали 6142 старшеклассника.
То, что в числе финалистов и победителей большинство оказывается москвичами и меньше — питерцами из "непростых" школ, понятно. Менее понятно, почему среди победителей Всероса и международных олимпиад за все эти годы мы не увидели новых Курчатовых с Капицами и Ключевских с Бахтиными. Построена декоративная система «отбора одаренных детей», которая правильно функционирует только на бумаге.
В этой связи можно вспомнить позапрошлогодний скандал со Всеросом, когда из-за коронавируса организаторы отменили заключительный этап олимпиады, автоматически присудив звание призёров всем 11-классникам, победившим на региональном этапе. Такое дискредитирующее и обесценивающее олимпиаду решение возмутило родителей девяти — и десятиклассников. Они подняли большую волну негодования, дойдя до прокуратуры РФ.
Но не только такие решения бросают тень на саму основу олимпиадного движения. Особо болезненно воспринимаются известия о нечестном проведении конкурсов, когда вопросы олипиад становятся известными еще до их начала.
Возникает логичный вопрос: а зачем вообще нужна такая свистопляска? Что она даёт стране, кроме нескольких десятков выявленных юных дарований? Зачем тогда нужны два последних класса школы, если дети в них только отбывают: одни штурмуют ЕГЭ, а другие — олимпиады.
Один из ярких примеров негативного влияния ЕГЭ – тотальное вымывание талантливой молодежи из регионов и критический упадок системы высшего образования в небольших городах. А поиск талантов через школьные олимпиады в обход традиционной системы поступления, приносит больше вреда, чем пользы, превращая их в очередной сверхдоходный теневой бизнес с миллиардными оборотами, и имеющий мало общего с реальным отбором одаренных детей.
16.08.2022 г.
20 предметов. Занявших 1-5 место будет 100 человек. На всю страну , это капля в море. Даже поступая а один и тот же ВУЗ, они не захватят все места. Но у нас расплодилось несметное число разных "олимпиад" с правом поступления без экзамена. Отсюда и проблема.
Прикройте лавочку. Может тогда и истинные таланты проявятся.