В течение нескольких ближайших лет значение портфолио школьника значительно возрастет и сможет заменить собой ЕГЭ. О планах внедрения портфолио рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
В своем большом интервью «Российской газете», 13 декабря 2021 года, глава Рособрнадзора А. Музаев раскрыл план постепенного перехода от ОГЭ и ЕГЭ к оценке школьника через его "цифровой след" (портфолио).
Анзор Музаев: Практически уверен, что к 2030 году значительно вырастет роль портфолио. Класса с шестого ребята уже будут "копить" свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия - волонтерство, занятия спортом, творчеством, - достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения.
Анзор Музаев: Цифровое портфолио - не копилка черных меток. Это копилка достижений. Сейчас это интересует, по сути, только учеников 9-11-х классов: они активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, потому что это нужно для учета индивидуальных достижений при поступлении в вуз. Все соревнования, где участвуют более младшие школьники, никак вузами не засчитываются. Это демотивирует. Почему не создать объективную систему учета значимых достижений уже с 6-го класса? И сделать это альтернативой ЕГЭ.
Поступать в вуз будет можно по портфолио?
Анзор Музаев: А почему нет? Ведь главное, за что сегодня ругают ЕГЭ - отсутствие альтернативы. Хотя это не так - значительное число выпускников поступают в вузы, используя результаты олимпиад. Мы прорабатываем идею поступления в вуз по портфолио, когда все достижения - учебные и нет - суммированы в один "файл". Нам эта идея кажется перспективной.
Идея о постепенном внедрении в школьное образование т.н. «портфолио» ученика возникла не вчера. Вопрос о целесообразности данного вида оценки школьника возник несколько лет назад. Пандемия коронавируса и возникшие в связи с этим проблемы с ЕГЭ, послужили своеобразным катализатором процесса ускоренного внедрения этого новшества в школьную жизнь.
Суть идеи в том, что бы оценивать школьника не по оценкам за экзамены, а по количеству баллов, набранным им за врмя учебы в школе. Это даст более объективную картину качества знаний ученика при окончании школы. Так, например, если сейчас двоечник сдает ЕГЭ на высокие баллы, то он автоматом проходит в большинство вузов на бюджет. К сожалению, мы знаем, что изначально правильно задуманная идея ЕГЭ, как барьер для коррупции, сейчас успешно преодолен и высокие баллы получают даже очень слабые ученики. Особенно часто это отмечается в наших южных областях страны.
Начнем с того, что т.н. «цифровой след» человека — это, прежде всего, досье на него, которое будет собираться на всех (!!!) школьников (граждан) страны, начиная с самого малого возраста. В него можно будет занести не только достижения на олимпиадах и спортивные достижения, но также и участие в митингах, посещение запрещенных сайтов, оставление «неправильных» отзывов и т.д. и т.п.
К окончанию школы будет ясен окончательный «портрет» выпускника, на основании которого ему будет позволено или нет продолжать образование. Кроме того, это может повлиять и на все будущую жизнь человека, его карьеру и бизнес.
Объявление о введении системы портфолио школьников к 2030 году означает большие перемены в структуре образования и принципах оценки знаний учащихся. Прежде чем вводить такие значительные перемены, не лишне будет услышать мнение самих родителей по этому вопросу.
13.12.2021 г.
***
* Сохранить ссылку на статью у себя в браузере можно нажав на клавиатуре (Ctrl+D)
Антиутопия наяву: во всех российских школах внедряется система контроля под названием «Оруэлл»
Система распознавания лиц. Для чего она в школах?
Цифровизация образования. Что нас ждет в ближайшем будущем?