9 ноября 2022 года Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил о введении курса начальной военной подготовки (НВП) в школах и колледжах, который начнется со следующего учебного года. Он будет включать в себя не только теорию, но и практическую подготовку с выездом на полигоны. Сам предмет начнут преподавать с 5 класса. Коснется это не только мальчиков, но и девочек. Подробнее о введении НВП в этом материале.
О введении в программу средней школы курса НВП подробно рассказала первый замглавы комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. По ее словам, введение начальной военной подготовки обусловлено многочисленными обращениями от родителей школьников, которые желают, чтобы их дети знали основные навыки обращения с оружием и были способны, в случае необходимости, защищать свою страну.
Два новых модуля для предмета ОБЖ для старшеклассников по теме начальной военной подготовки могут быть введены со следующего года, а сами модули включены в проект основной общеобразовательной программы, сообщила Яна Лантратова РИА Новости.
Депутат рассказала, что в рамках модуля детей научат обращаться с автоматом Калашникова, оказывать первую медицинскую помощь, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты и «создавать сооружения для защиты личного состава и укрытий для боевой техники». «Ребята овладеют принципами действия оборонительной гранаты Ф-1 и РГД-5, основами строевой подготовки, действий в современном общевойсковом бою, знаниями о составе и вооружении мотострелкового отделения на БМП», - добавила она.
Министерство обороны РФ предлагает сделать этот курс у 10-х и 11-х классов не менее 140 часов. В него будут входить уроки обращения с оружием, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности и пр. Практические занятия будут включать в себя выезды на учебные полигоны со стрельбами из автомата, бросанием гранат и строительством оборонительных сооружений.
Вопрос о введении ВНП уже решен и поддержан Госдумой и Министерством обороны. С нового учебного года он станет обязательным.
Начальная военная подготовка появилась в советских школах в 1967 году. Тогда он стал отдельным предметом для старшеклассников в средних школах и учащихся учреждений среднего специального образования. За НВП ставили оценки, на уроки ходили и мальчики, и девочки. Школьники проходили строевую и огневую подготовку — учились маршировать, собирать и разбирать автомат Калашникова, изучали модели ручных гранат.
Дети также учились оказывать первую медицинскую помощь раненым, ориентироваться на местности, оборудовать окопы и траншеи. На НВП были в том числе и теоретические модули. На них старшеклассникам рассказывали теорию ведения боя, знакомили с уставом и индивидуальными средствами защиты от оружия массового поражения. В конце курса десятиклассников могли вывозить на учебные сборы в воинские части.
В октябре 1990 года НВП как самостоятельный курс отменили. Некоторые материалы дисциплины распределили между ОБЖ и физкультурой. Но, в свете последних событий на Украине стало ясно, что необходимость в таком предмете есть.
В большинстве западных стран обязательная военная подготовка школьников по аналогии с нашей НВП отсутствует.
В качестве примера можно взять школы США. Таких предметов там нет, однако никто не запрещает ученику, при желании, записаться на специальные «военные курсы», где их знакомят с особенностями военной службы. В американских средних школах, как государственных, так и частных, реализуется федеральная программа подготовки младших офицеров запаса, а точнее, юношеские курсы JROTC (Junior Reserve Officers’ Training Corps).
Следует еще раз подчеркнуть, что посещение этих классов - дело сугубо добровольное. Тем не менее многие школьники с удовольствием записываются на курсы JROTC.
Известие о дополнительном введении в школах и колледжах НВП встречено неоднозначно. И если в средних профессиональных учебных заведениях к этому отнеслись относительно спокойно, то родители старшеклассников заволновались. Последние два года обучения в школе и так насыщены разными второстепенными предметами, которые сокращают драгоценное время и создают цейтнот при подготовке к ЕГЭ, а теперь еще и дополнительная нагрузка. Все это может сказаться на качестве подготовки школьников к ЕГЭ.
Примечание:
Здесь следует упомянуть, что в последний год на школьников обрушился шквал дополнительных предметов, которые отнюдь не способствуют получению фундаментальных знаний. Сюда можно отнести и дополнительный курс по современной истории России («Россия – моя история») с уклоном в политическую составляющую и «Разговоры о важном», призванные воспитывать в школьниках чувство патриотизма, любви к Родине и т.д. Несомненно, все это важно, но проведение всех этих мероприятий в выпускных классах не кажется разумным. Эти предметы вполне можно вводить в средних классах, когда есть возможность найти «временные карманы».
— Как сам предмет он нес определенную пользу. Но за последние годы в школьную программу были добавлены другие предметы. Поэтому нагрузка у школьников очень большая. Если НВП и вводить, то лучше сделать это в рамках других, уже преподаваемых дисциплин, — пояснила «Известиям» лауреат всероссийского конкурса «Учитель года», преподаватель одной из школ в Саратовской области Марина Гончарова.
Преподаватель истории, заслуженный учитель России Александр Снегуров это мнение разделяет. По его словам, нужно повышать эффективность патриотического воспитания через уже существующие предметы, например ОБЖ. А то, что сегодня такие уроки проходят неинтересно и порой непрофессионально, — вопрос, который можно решить в деловом ключе. Расписание и так перегружено, возвращать отдельную НВП не нужно, убежден педагог.
Кроме того, введение дополнительного предмета для старших классов может усилить тенденцию «ухода из школы» в 10-х и 11-х классах и завершение образования по системе «самообразования». В последние годы такая форма домашнего обучения стала достаточно популярной, особенно среди успевающих учеников, которые считают, что смогут распределить свое время более рационально, чем предлагает школьное расписание. Некоторые уходят в т.н. Предуниверсарии при вузах, где заканчивают школу и успешно сдают ЕГЭ.
Если процесс перехода на самообразование усилится, то это может негативно сказаться, как на качественном составе школьников, так и на самом процессе обучении, когда придется больше времени уделять отстающим...
14.11.2022 г.