Как получить аттестат о среднем образовании, не посещая при этом десятые и одиннадцатые классы в школе. О переводе детей на другую форму обучения. Что это такое и как это сделать?
Причин для принятия такого решения может быть очень много: неудобное расписание уроков, после которых не остается времени на работу с репетиторами, посещения специализированных курсов, нерациональное использование школьного времени на изучение ненужных предметов, некачественное преподавание, проблемы с педагогическим коллективом или долгая дорога домой. Все эти и другие проблемы в итоге усложняют достижение главной цели – получения хорошего уровня знаний и успешной сдачи экзаменов.
Некоторые родители выбирают и совсем необычный вариант продолжения учебы – сдать ЕГЭ не после одиннадцатого, а после десятого класса, т.е. за один год пройти программу двух классов. И на то тоже есть веские причины – успешное освоение материала с опережением школьной программы (яркий тому пример семья Тепляковых, в которой два ребенка закончили школу экстерном, успешно сдали ЕГЭ в 8 и 9 лет и поступили в вуз), предоставить сыну дополнительные возможности поступления перед призывом в армию и ряд других значимых причин, по которым целесообразно перейти на другую форму образования.
Расскажем подробнее о вариантах получения образования без посещения школы
Закон об образовании предусматривает несколько возможных форм получения образования. Согласно ст.17 Закона образование может быть получено:
Формами обучения в образовательных организациях являются: очная, очно-заочная, заочная;
вне организации: семейное образование и самообразование.
* Формы получения образования в России
Все эти формы приводят к одному результату – получению аттестата.
Сейчас в Москве существует и набирает популярность еще одна форма образования в 10-м и 11-м классе без посещения школы – это обучение в т.н. «Предуниверсариях» при вузах. При этой форме школьники переходят на дальнейшее обучение в выбранный вуз. По завершении обучения школьники сдают ЕГЭ согласно общим правилам и получают аттестат о среднем общем образовании. Обучение в них проводится на некоммерческой основе и все расходы берет на себя государство. За счет более качественной подготовки выпускники предуниверсариев получают высокие баллы на экзаменах, дающие им возможность поступить в вуз на бюджет. Недавно в своем распоряжении мэр Москвы Сергей Собянин заявил о расширении такой формы получения среднего образования.
Ребенок посещает школу во все учебные дни и работает по общему расписанию класса, выполняет очно контрольные работы в соответствии с общим графиком.
— это наиболее щадящий вариант, к которому прибегают, если очное обучение невозможно. Ребенок посещает школу раз или два в неделю, чтобы сдать и получить задания. График составляется с учетом пожеланий всех заинтересованных лиц, следование ему обязательно (это как расписание уроков при очном обучении). Так обучаются дети, которые не могут ежедневно посещать школу (например, талантливые спортсмены или музыканты; или просто не нашли общий язык с учителем и одноклассниками).
Возможно, подростку, живо интересующемуся, например, физикой, жаль тратить время, скажем, на литературу и ту же физику в классе, ведь он уже знает всё едва ли не лучше учителя, на уроках ему просто скучно.
Такому ребенку составляют особое расписание, и он приходит, чтобы получить консультации от учителей, сдать выполненные работы и получить новые задания. Возможно посещение одного-двух предметов вместе с классом при самостоятельном изучении остальных.
Для перехода на очно-заочное обучение нужны веские причины. Их необходимо изложить директору, и тогда он пойдет навстречу.
Заочное обучение в школе — форма образования, при которой ребёнок находится в контингенте школы, но не посещает её каждый день. При этом за успеваемость обучающегося ответственна администрация образовательной организации.
Заочное обучение регламентировано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители школьников вправе выбрать форму получения образования и заочную форму обучения как один из таких вариантов. Формально, продолжая числиться в составе образовательного учреждения, ученик фактически переходит на собственный вариант получения образования, наиболее оптимальный для него.
Права и обязанности школьников на заочном обучении
Заочникам предоставляются учебные материалы, а преподаватели школы, в которой числится ребёнок, могут проводить для него консультации. Ежедневные занятия можно не посещать, либо посещать их выборочно, например, приходить только на лабораторные работы. Ученик на заочном обучении должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану своей школы. А также он обязан участвовать в ВПР, МЦКО и прочих проверочных работах, которые проводит образовательная организация.
Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Экстернат – это такая форма обучения, которая проходит в домашних условиях без посещения школы. Обязательными являются аттестации, на которых подтверждаются продвижения и успехи в самостоятельной учебе.
Закон устанавливает, что те, кто учится в форме семейного образования или самообразования, должны быть зачислены в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, на период прохождения аттестации, и пройти её бесплатно.
Семейное образование – это образование, получаемое в семье, и ответственность за получение образования в этом случае несут родители (опекуны). При переходе на семейное образование родителю (опекуну) необходимо уведомить местный орган управление образования для постановки ребёнка на учет, затем - подать заявление в образовательную организацию для отчисления ребенка из состава учащихся и зачисления в состав экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Экстерны имеют такие же академические права, как и учащиеся. Ответственность за организацию и проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации экстернов несет образовательная организация. В случае непрохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации обучающийся семейной формы получения образования обязан вернуться на обучение в образовательную организацию.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов. Обучение в форме самообразования осуществляется также с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Обратите внимание, что широко известное понятие, как «экстернат» не прописано в законе «Об образовании». Часто его используют применительно к заочному, семейному или самообразованию. По закону 2012 года экстернат стал причисляться не к формам обучения, а к формам аттестации. Это значит, что сперва ученик переводится на другую форму образования (см. выше), а потом заключает со школой договор о сдаче необходимых экзаменов. Иначе говоря, на бумаге все изменилось, но на деле — это по-прежнему самостоятельное обучение, формат и темп которого ученик и его родители определяют на свое усмотрение.
● Продолжение на 2-й странице