Как перейти на самообразование ● Преимущества самостоятельных видов образования (экстерната) перед традиционным ● Какие трудности могут возникнуть при переводе школьника на другую форму обучения? ● Чем грозит «уход» из школы и стоит ли это делать?
Продолжение. Страница 2
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
Прежде всего, покинув стены школы, ребенок становится свободнее в распределении своего времени, сил и интересов. Поставив перед собой амбициозную цель — например поступить в престижный вуз, — учащийся может полностью сконцентрироваться на ней и отсеять менее приоритетные задачи. Это также касается и тех случаев, когда ребенок отдает предпочтение карьере спортсмена, танцора, музыканта или иной профессии, предполагающей полное погружение в нее еще с раннего детства, — в этом случае для ученика важно как можно скорее закончить школу.
Наряду с вышеуказанными преимуществами также стоит упомянуть возможность учиться удаленно, что актуально для детей со слабым здоровьем, для тех, кто испытывает стресс, обучаясь в группе, или тех, кто живет далеко от школ.
Традиционному образованию экстернат может уступать только в двух вещах: системности и уровне социализации. Но в современных условиях существует способ исключить и эти слабые места — достаточно записать ребенка на специальные курсы, программа которых разработана специально для экстернов. В школах такого рода учащийся может ходить как на один предмет, так и подобрать программу с несколькими. При этом он занимается в группе, как правило небольшой, и держит постоянный контакт с преподавателем.
К сожалению, не все школы приветствуют такие шаги родителей и, пользуясь незнанием законов, всячески препятствуют этому. Проблема может начинаться где-то на уровне местного руководства, иногда даже в городском отделе образования – там тоже могут «не знать» или не хотеть знать о правах родителей и детей.
С юридической точки зрения ребенок может законно не посещать школу, но сдавать все необходимые экзамены и также получить аттестат. Оформить школьника на одну из форм удаленного обучения можно в любое время учебного года.
Возможность учиться заочно должна быть зафиксирована в локальных актах школы. Найти эти документы можно на сайте образовательной организации.
Руководство школы обязано выслушать пожелания родителей и, если ситуация обоснована то пойти навстречу и подготовить все необходимые документы. Однако на практике не все директора хотят брать на себя лишние хлопоты и ответственность за успеваемость ученика. А зависит это вот от чего: Школьник прикреплен к какому-либо одному классу, поэтому его успеваемость сказывается на общих показателях. К тому же учителям нужно выделять время, чтобы проконсультировать ученика по основным предметам и принять промежуточную аттестацию. Эти часы обычно не оплачиваются, поэтому никто не хочет работать больше положенного. Директору также необходимо найти время, чтобы официально перевести ребенка на другую форму. Часто они просто не знают, как это правильно сделать или «не хотят знать».
Если вы столкнулись с такой проблемой и руководство школы не хочет организовывать заочное обучение в школе, то можно воспользоваться другими методами. Например, оформить ученика на семейное образование (самообучение). Оно немного отличается от очно-заочного и заочного, а также домашнего.
Домашнее (надомное) обучение. Эта форма применяется по решению медико-педагогической комиссии, как правило, для детей с ОВЗ или, например, после операции при длительной реабилитации. Ребенок занимается на дому по индивидуально составленному графику с учителями, специально приходящими к нему из школы (это могут быть не те учителя, которые ведут уроки в его классе). Предметов и учебных часов будет наверняка меньше, чем у одноклассников.
Семейное образование предполагает, что ученик на базе данной школы будет сдавать экзамены в конце года, а также ОГЭ и ЕГЭ. Больше ничего от руководства не требуется, потому что все заботы об образовании ребенка родители берут на себя.
К сожалению, в большинстве случаев приходится добиваться своих прав через Рособрнадзор. Иногда не помогают даже местные органы управления – родителям предлагают искать другую школу, бросать работу и заниматься только ребенком. Многие перестают надеяться, а зря. Среди нас есть родители, которые добиваются признания своих прав, находят другие школы, более лояльных директоров, которые стараются выполнять предписания Министерства просвещения.
Противники внешкольного обучения ссылаются прежде всего на недостаток знаний у родителей, которые будут вынуждены помогать детям, заменяя собой профессиональных педагогов. Но это не совсем так. В реальности речь идет не только о взрослых родственниках школьника – есть профессиональные репетиторы, курсы, школы. Иногда даже вне общеобразовательного заведения можно получить гораздо более серьезные знания и заинтересоваться предметом.
Сейчас преобладают ситуации, когда самым ценным ресурсом для школьника является именно время. К сожалению, общеобразовательные школы ввели много ненужных дисциплин, которые отнимают то самое драгоценное время у детей. Достаточно упомянуть недавно введенные «Разговоры о важном» или дополнительные уроки по современной истории России, с разъяснениями о проводимой «специальной военной операции» на Украине… В результате его не хватает не только на дополнительные занятия, но и даже на отдых.
Далеко не всем ученикам подходит такая форма обучения. Внешкольное образование предполагает, что основную часть работы ученик будет делать дома с помощью родителей или репетиторов. Если родители думают, что, уйдя со школы, ребенок будет что-то делать самостоятельно, то это не всегда так. Со временем мало мотивированный ученик может вообще перестанет вспоминать про уроки. Нужно или хорошо знать своего ребенка, или постоянно контролировать процесс получения знаний. Если взрослые понимают важность контроля и готовы с этим жить, пока школьник не окончит учебу, значит, перевод на внешкольное образование будет оправдан.
Есть еще одна причина, по которой родители хотят, чтобы дети получали среднее образование вне школы: это неблагоприятная атмосфера в классе; конфликты с преподавателями; ограниченные возможности ребенка или какое-то внешнее отличие, что вызывает у других насмешки; слабое преподавание предмета, который интересует ученика и т.д. Бывали случаи, что дети успокаивались и начинали учиться, находясь дома. Можно только представить, как тяжело им было в школе и через что они, возможно, прошли. Не все любят рассказывать дома о школьном негативе, тем более направленном на них самих.
Слабые преподаватели тоже являются серьезной проблемой, особенно сейчас, на фоне общего падения качества школьного образования. Такие учителя не дают шансов ребенку поступить в вуз по выбранному направлению. Ученик имеет право получить знания в полном объеме, а не только то, что знает преподаватель.
В заключение:
11.11.2022 г.