Дата: Декабрь 2025
Статус темы: Активная общественная и парламентская дискуссия
В конце 2025 года в российском образовательном пространстве вновь актуализировалась тема перехода на 12-летнее школьное обучение. Если в прежние годы это были робкие предложения экспертов, то в ноябре–декабре инициатива зазвучала с высоких трибун, вызвав полярную реакцию общества.

Главным драйвером дискуссии в конце 2025 года стала Общественная палата РФ и ряд экспертов, близких к разработке образовательных стратегий. Наиболее четко позицию сформулировал заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб. Его заявления на круглом столе в ноябре стали катализатором обсуждения этого вопроса.
Аргументация «ЗА»
Сторонники реформы опираются на три ключевых тезиса: разгрузка, профориентация и возрастная психология.
1. Снижение колоссальной нагрузки
Современные ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты) перенасыщены информацией. Дети проводят в школе и за домашней работой больше времени, чем взрослые на работе.
Цитата (из обсуждения в ОП РФ):
«Мы пытаемся впихнуть в 11 лет программу, которая по объему знаний требует минимум 13. В итоге мы имеем невротизированных детей и формальное прохождение тем "галопом". 12-й год позволит размазать нагрузку, вернув в школу время для воспитания и проектной деятельности».
2. Профессиональное самоопределение
Предполагается, что последние два года (11-й и 12-й классы) станут узкопрофильными, фактически заменяя первый курс вуза или давая полноценную рабочую профессию. К тому же в 16–17 лет подросток часто не готов осознанно выбрать вуз. Выпуск в 18–19 лет дает дополнительный год на социальное созревание.
3. Мировой опыт
Большинство развитых стран (включая партнеров по БРИКС) учится 12 и более лет. Российская 11-летка в этом контексте выглядит как «спринт», снижающий конкурентоспособность аттестата на международном рынке.

Против инициативы единым фронтом выступают родительские ассоциации и экономический блок правительства, озабоченный сложным экономическим состоянием в стране и открытым рынком труда.
Основные противники:
1. Инфраструктурный тупик
Школы переполнены. Во многих регионах дети учатся в две, а иногда и в три смены.
Нина Останина, глава комитета Госдумы по защите семьи (позиция, озвученная ранее и подтвержденная в дебатах конца 2025):
«О какой 12-летке может идти речь, когда нам не хватает учителей-предметников, а школы трещат по швам? Добавление еще одного класса — это необходимость найти тысячи новых кабинетов и педагогов, которых просто нет».
2. Кадровый голод в экономике
Россия переживает острый дефицит рабочих рук. Экономике нужно, чтобы молодежь как можно раньше выходила на рынок труда.
Мнение экономистов:
«Удерживать трудоспособных молодых людей за партой до 19 лет — это непозволительная роскошь для текущей демографической ямы. В 18 лет человек уже может приносить пользу ВВП, а не сидеть за партой». — Этот тезис перекликается с ранее высказанной (в 2024 г.) идеей Владимира Мединского о том, что 11 лет — это слишком много для школьного образования.
3. Инфантилизация молодежи
Родители опасаются, что лишний год в школе лишь продлит период детства без добавления реальной ценности. В народе реформу уже окрестили «армией невест» и «школой для бородатых».

Позиция исполнительной власти в декабре 2025 года остается осторожной и дипломатичной. Чиновники понимают непопулярность меры, но не отвергают ее категорично.
Сергей Кравцов, Министр просвещения РФ:
Министерство пока не готовит нормативных актов о переходе, но готово обсуждать вопрос в экспертном поле.
«Любые изменения в сроках обучения требуют глубокого педагогического и экономического анализа. Сейчас наш приоритет — суверенная система образования и единое образовательное пространство. Вопрос 12-летки не стоит в повестке завтрашнего дня, но как стратегический вектор он имеет право на обсуждение».
Важный нюанс: Власти акцентируют внимание на том, что если переход и случится, он будет добровольным (через выбор программ) или постепенным (начиная с нулевых классов для 6-леток).
Если анализировать ситуацию на декабрь 2025 года, вероятность мгновенного перехода на 12-летку мала (менее 10-15%).
Почему это вряд ли случится в ближайшие годы:

12-летнее образование в 2025 году — это пока не законопроект, а «пробный шар», запущенный для проверки реакции общества. Власти видят в этом способ решить проблему перегрузки, но экономика и демография диктуют обратное — молодежь нужна у станков и компьютеров как можно раньше.