Школы берут функции ПТУ. С 2024 г. выпускники будут покидать школу с двумя документами — аттестатом и свидетельством о профессии

Обучение в предпрофессиональном классе

Радикальные шаги большой образовательной реформы

Новый учебный 2023/2024 год встретит школьников новыми стандартами получения среднего общего образования. Отныне выпускники будут выходить из школы с уже полученной профессией и возможностью устроиться на работу, минуя средние специальные учебные заведения. Выпускаясь из школы, они станут обладателями двух документов об образовании — школьного аттестата и свидетельства о полученной профессии

 

Без лишнего шума

Учитывая большую активность нашего родительского и образовательного сообщества, данная идея очень широко не обсуждалась, дабы лишний раз не «будоражить» публику, однако по степени значимости это событие трудно переоценить.

 

Основываясь на опыте уже существующих предпрофессиональных классов, впервые за много лет были предложены, продуманы и предложены к реализации столь радикальные изменения в школьном образовании. Фактически школа берет на себя часть функций профессиональных училищ с той лишь разницей, что профессии будут приобретаться в стенах школы, в рамках общего среднего образования.


Обучение профессиям будет проходить по единому стандарту для учеников 10-х и 11-х классов. Он включает в себя программы предпрофессионального обучения, которые будут охватывать все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.
По крайней мере, так задумано. Идея состоит в том, чтобы школьник не просто учился в профильных классах, а заодно получал бы профессиональные навыки уже в школе. Это даст возможность не только получить профессию, но и сразу после школы устроиться на работу по специальности.

 

робототехника в старших классах

* робототехника в старших классах

 

Первые шаги

Столь масштабные и радикальные образовательные реформы решено начать с самого крупного города страны. Именно в Москве будет отлаживаться механизм совмещения базовых школьных предметов и профессионального образования.

 

Ученики 10–11-х предпрофессиональных классов столичных школ получат широкие возможности для профессиональной самореализации благодаря новому стандарту предпрофессионального образования. Он будет включать комплексные образовательные программы для каждого класса, профессиональную подготовку в колледжах и техникумах, проектно-исследовательскую работу в вузах, а также знакомство с будущими работодателями и экспертами отрасли. Учеба по единому стандарту в предпрофессиональных классах Москвы начнется с 1 сентября 2023 года.


Предпрофессиональное образование уже много лет помогает московским старшеклассникам получать знания о будущей профессии и определять путь своего развития еще в школе. Однако теперь этот выбор станет более осознанным. Новый единый стандарт образования обобщил опыт работы по всем направлениям предпрофессионального обучения и включает в себя программы, которые охватывают все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.

 

Например, обучение не только по профильным, но и по всем школьным предметам будет организовано с учетом выбранного направления и его специфики: в литературе, иностранных языках, истории и других предметах появятся элементы, так или иначе связанные с профессией. Уроки литературы в медицинских классах будут включать произведения о врачах, в инженерных классах займутся изучением технического английского. А оканчивать школу выпускники будут, овладев востребованными рабочими профессиями, которые они освоят в колледжах параллельно с учебой в школе.

 

Единый стандарт проектов предпрофессионального образования поможет детям получать и академические знания, и качественную практическую подготовку к выбранной профессии. Основные принципы нового стандарта предпрофессионального образования — это:

 

  • адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления;
  • знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях;
  • получение профессии до окончания школы;
  • проектная и исследовательская деятельность на базе вузов;
  • сбалансированная учебная нагрузка.

 

 

Адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления 

Для этих целей будут обновлены программы по всем школьным предметам.

В них войдут элементы знакомства с будущими профессиями. Например, в медицинских классах в программу по литературе уже включаются произведения о врачах, отобранные совместно с Первым московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова. Такой метапредметный подход позволит не только дать учащимся углубленные знания по химии, биологии и освоить навыки младшей медицинской сестры, но и сформировать образ врача через книги, фильмы и их обсуждение на уроках. В программу по истории включается изучение истории развития медицины, в уроки английского языка добавляются медицинская лексика и терминология. Аналогичным образом изменятся программы во всех предпрофессиональных классах с учетом их профиля и специфики.


Практика младшей медицинской сетры в поликлинике

 

 

Знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях

В начале 10-го класса все ученики посетят профильные городские предприятия, чтобы увидеть изнутри, что представляет собой выбранная сфера в реальности, примерить на себя и более осознанно оценить свои силы и правильность выбора. К примеру, для учеников медицинских классов уже началась серия экскурсий в учреждения здравоохранения.

 

 

Получение профессии до окончания школы

Во втором полугодии 10-го и первом полугодии 11-го классов каждый ученик будет получать первую специальность и вырабатывать профессиональные навыки в колледже. Выпускники предпрофессиональных классов вместе с аттестатами получат свидетельства о профессии.

Например, ученики инженерных классов освоят профессию чертежника-конструктора, учащиеся ИТ-классов пройдут обучение по программе «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», а учащиеся медицинских классов — по программе «Младшая медицинская медсестра».

 

 

Проектная и исследовательская деятельность на базе вузов

Часть учебы в предпрофессиональных классах проходит в вузах, где для школьников проводят лекции и практические занятия. По новому стандарту во всех вузах будет действовать единая программа обучения с акцентом на проектно-исследовательскую деятельность. Это даст школьникам понимание о развитии науки и перспективах в выбранной отрасли.
Так, будущие инженеры и ИТ-специалисты могут предложить разработки в области машиностроения, энергетики, информационной безопасности и других высокотехнологичных отраслей, а учащиеся медицинских классов — решения в области фармацевтики, биофизики, психологии и исследовательских направлений, связанных с биологией человека. Разработанные проекты ребята защищают на научно-практических конференциях. Победители и призеры получают дополнительные баллы к баллам единого государственного экзамена, что повышает шансы на поступление в вуз.

 

 

Сбалансированная учебная нагрузка

В обновленных учебных планах не будет дублирующихся тем: в школах, колледжах и вузах будут изучать разные аспекты выбранных направлений. Программы органично дополнят друг друга, за счет чего нагрузка на школьников станет более сбалансированной. Все нововведения будут доступны тем, которые впервые поступает в предпрофессиональные классы.

 

При этом для школьников, которые уже обучаются по своим профилям, педагоги постараются также обеспечить возможности нового стандарта. Например, учащиеся предпрофессиональных медицинских классов будут посещать столичные учреждения здравоохранения с уникальными экскурсиями для более полгого знакомства с профессией. А при окончании школы они получат профессию младшей медицинской сестры.

 

 

Предпрофессиональные классы и образовательные вертикали

В Москве первые предпрофессиональные классы начали открываться еще в 2015 году. За прошедшие годы накопился необходимый опыт. Сейчас они есть уже более чем в 400 школах и объединяют свыше 52 тысяч учеников.


Предпрофессиональные классы открыты по следующим направлениям:

  • медицинское,
  • инженерное,
  • академическое,
  • кадетское,
  • предпринимательское,
  • педагогическое,
  • спортивное,
  • медиа
  • ИТ

 

Узнать больше о проектах предпрофессионального образования в Москве можно на портале «Школа. Москва».

 

Согласно новой стратегии развития школьного профессионального образования, дети уже с седьмого класса смогут начать обучение в образовательной вертикали.

 

Задача проекта — помочь школьнику определиться с направлением дальнейшего обучения: пойти в колледж или выбрать предпрофессиональный класс. На сегодняшний день открыты пять вертикалей: естественно-научная, ИТ, лингвистическая, математическая и спортивная, учиться в которой можно с пятого класса. По мере понимания возможностей школ, будут открываться и другие направления.

 

 

В заключение

Задуман большой шаг в развитии общего среднего образования. Насколько он обоснован и реализуем – покажет ближайшее будущее. В случае успеха опыт создания предпрофессиональных классов с присвоением специальности выпускникам школ будет распространен на всю страну.

 

 

05.02.2023 г.

 

Читайте также:

 


 

 



Отзывы (7)

Вы просматриваете: _9news_976.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Татьяна
Какая ерунда.
Не знают какую глупость еще пропихнуть.
Кто хочет профессию -идет в колледж, кто хочет получить высшее образование -идет в институт.
Но полное образование получают все-или в колледже, или в школе.
19-06-23 17:15
Людмила
Дурдом. Этим (профессиональным обучением) должны заниматься специалисты. Простой учитель чему научит? Их и так не хватает. Идиотизм.
25-04-23 14:14
Мария
Я считаю, что это очень хорошо. Дело в том, что большинство колледжей и училищ - платные! Сейчас, чтобы получить специальность в педагогическом колледже нужно заплатить большие деньги. Или та же самая медсестра. Бесплатных мест практически нет, а школа может предоставить профессию БЕСПЛАТНО и без потери времени! Считаю это движением в правильном направлении!
10-02-23 16:31
Ирина
Лучше бы подумали где учителей взять.Их нет.Можно с 1 класса на слесаря учить,если есть еще такие слесари.Хотя сейчас современные станки освоить тоже голова нужна.Учителей начальной школы катастрофически не хватает.Физики нет вообще.На весь край выпускается несколько человек,которые школу обойдут стороной.Самый лучший педиститут в крае признан неэффективным! Откуда возьмутся учителя? В школах работают люди от 60 и до 80 лет.Молодые не идут.Самым молодым под 60.
10-02-23 8:05
Ирина
Всё это мы уже проходили.В моё время 2 дня в неделю у нас было ,так называемое,профессиональное обучение.Может в Москве и будкт на это деньги и возможности,а в регионах точно нет.У нас и нет никаких производств,хоть и город 600 т.Я получила корочку повара 3 категории.Мы два дня в неделю чистили в столовой картошку.Чем были плохи ПТУ и колледжи.Получи полноценное образование и приобретай профессию.Так быстро изменения принимаются,что и подумать некогда.А умных людей спросить? Никак? Похоже в думе одни Шариковы сидят.
10-02-23 7:56
Максим
Стране не хватает рабочих рук. Нужны слесари и токари!
09-02-23 13:12
Инна Б
Зачем тогда колледжи?
08-02-23 21:57
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
24 + 2
 
Введите ответ: