Недавно в России была выдвинута инициатива ввести в школах так называемую интегральную оценку знаний учеников. Предложение было озвучено председателем Совета по правам человека Валерием Фадеевым, а поддержку идеи выразил президент Владимир Путин. Идея вызвала широкие обсуждения в общественном и педагогическом сообществе, вызвав ряд высказываний как поддержки, так и критики.
Интегральная оценка предполагает комплексное измерение успеваемости ученика по нескольким критериям, что позволит создать более полное представление о его знаниях и навыках. В отличие от существующей системы, где ключевую роль играет ЕГЭ, новая модель будет учитывать не только результаты экзаменов, но и текущую успеваемость по всем основным предметам, а также достижения в творческой, спортивной и общественной деятельности. Например, успехи ученика в школьных олимпиадах, участие в культурных мероприятиях и волонтёрских проектах могут повлиять на итоговую оценку.
Таким образом, интегральная оценка создаст более многогранную картину знаний и способностей школьника. Это особенно важно для дисциплин гуманитарного цикла, которые способствуют формированию мировоззрения школьника. Например, регулярное участие в литературных конкурсах или исторических дебатах может повысить общий уровень оценки ученика, демонстрируя его разностороннее развитие и умение применять знания на практике.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева поддержала эту инициативу, отметив, что интегральная оценка позволит оценивать учащихся более объективно и снизить стрессовую нагрузку, связанную с подготовкой к ЕГЭ. Она также подчеркнула необходимость поэтапного внедрения новой системы и разработки методических материалов для учителей. Васильева выразила уверенность, что такой подход поможет не только улучшить качество образования, но и мотивировать учеников к более разностороннему развитию.
Среди других известных сторонников идеи оказался Александр Кондаков, бывший директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Он заявил, что интегральная оценка способна обеспечить более справедливый подход к оцениванию, поскольку учитывает широкий спектр достижений учащихся, а не только их способность справляться с экзаменационным стрессом. Кондаков подчеркнул, что при правильной реализации эта система сможет повысить качество школьного образования и сделать процесс обучения более ориентированным на всестороннее развитие личности школьников.
Например, Виктор Болотов, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ, отметил, что подобные попытки внедрения комплексных систем оценивания в советское время не принесли ожидаемого результата. По его мнению, интегральная оценка может создать дополнительную бюрократическую нагрузку на школы и учителей, а также усложнить процесс подготовки к экзаменам.
Скепсис выразила и Мария Абрамова, директор одной из московских гимназий. Она подчеркнула, что отсутствие единых стандартов для интегральной оценки может привести к субъективности в выставлении итоговых баллов. Абрамова считает, что важно сначала протестировать новую систему на ограниченном числе школ, чтобы избежать массовых ошибок при полном внедрении.
В свою очередь, Андрей Фурсенко, помощник президента по вопросам науки и образования, а также бывший Министр образования и науки Российской Федерации, выразил опасение, что внедрение интегральной оценки может затруднить объективное сравнение результатов учащихся из разных регионов страны. По его мнению, система должна быть хорошо подготовлена и сопровождаться серьёзной методической поддержкой, чтобы избежать путаницы и возможных конфликтов среди педагогического состава.
Президент Владимир Путин высказался о поддержке идеи введения интегральной оценки, отметив важность не только технических дисциплин, но и предметов, влияющих на формирование культурного кода личности, таких как история, литература и география. Он поручил правительству проработать этот вопрос, уделив особое внимание правильной оценке уровня знаний и культурного развития школьников.
Рособрнадзор выразил готовность подключиться к обсуждению этой инициативы. Представители ведомства подчеркнули, что вопросы приёма в вузы находятся в ведении Минобрнауки России, а выдача школьных аттестатов — в ведении Минпросвещения. Таким образом, внедрение интегральной оценки требует согласованности между этими ведомствами.
По мнению Рособрнадзора, новая система должна учитывать специфику различных образовательных программ и региональных условий. Ведомство также подчеркнуло необходимость разработки прозрачных критериев оценивания и проведения пилотных проектов в нескольких школах перед масштабным внедрением. Это позволит выявить возможные риски и проблемы на ранних этапах реализации.
Информационный портал "Образование в Москве"
12.01.2025 г.