В конце 2017 года руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов обнародовал удручающие результаты качества нашего высшего образования. 94% студентов, заканчивающих ВУЗы не способны работать по специальности вследствие ... ОТСУТСТВИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ!
Все, что связано с наукой и образованием в России, в последнее время вызывает заслуженную тревогу.
От самых известных Российских ученых до рядовых школьных учителей поступают предупреждения, указывающие на необходимость коренного изменения всей системы образования.
Если этого не произойдет в ближайшее время наша страна может на многие годы вперед утратить свой научно-технический потенциал, особенно в тех областях, в которых еще 20 лет назад она занимала лидирующие позиции в мире.
В конце 2017 года группа ученых - академиков и ученых Российской академии наук обратилась к Президенту Российской Федерации В. В. Путину с отрытым письмом и "криком" о помощи нашей науке. В сложившейся ситуации заниматься и продвигать вперед Российскую науку практически невозможно, отмечается в письме.
Не лучшим образом обстоят дела и с качеством высшего образования.
В абсолютном большинстве вузов процветает взяточничество и совершенно необъективные критерии оценки знаний студентов, основанные на "финансовой" основе, а не на знаниях. К тому же, сами преподаватели, часто не имеют необходимой квалификации для преподавательской деятельности.
По бумажным показателям наши достижения существенны. Каждый год наши вузы выпускают десятки тысяч специалистов, практически для любой отрасли экономики. Казалось бы, непременное условие прогрессивного развития страны выполнено. Однако, на практике как раз все наоборот.
Нашей экономике как воздуха не хватает квалифицированных кадров. Предприятия готовы приглашать необходимых им специалистов откуда угодно, даже из-за границы, лишь бы закрыть открытые вакансии.
Почему студенты, которые не получают необходимых знаний не требуют улучшить образовательный процесс? Почему они всем довольны и сами не стремятся получать необходимые знания? Да потому, что большинству абитуриентов не нужно никакого реального образования по двум причинам:
Почему-то всех устраивают эти липовые оценки, выставляемые в школах, липовые золотые медали и олимпиады, которые устраивают только для того, чтобы собрать побольше денег с родителей и липовые дипломы о высшем образовании.
Мы оказались в своеобразном "Изумрудном городе", где только кажется все благополучно и прекрасно, а стоит только снять очки с зелеными стеклами, как тут же проявляется картина ужасающей деградации нашей современной системы образования.
Вспомните недавний скандал в одной из школ Адыгеи, когда выпускница Рузанна Туко на торжественном вручении золотых медалей обвинила одноклассницу в том, что золотую медаль она получила не заслуженно, а только благодаря матери работающей в управлении образования.
И это далеко не не единичный случай. Такое происходит повсеместно. Тотальное кумовство, протекционизм и коррупция пронизывают нашу систему образования сверху донизу.
Такая ситуация явно ненормальна, на что и обратил внимание руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
После проверки качества образования в вузах, проведенной Рособрнадзором выяснилось, что две трети старшекурсников завалили теорию по своей будущей специальности, а 94% - практику.
Надо отметить, что по результатам проверки, наши средние учебные заведения, в отличие от вузов, в большинстве своем соответствуют мировому уровню образования, часто участвуют в международных соревнованиях и занимают на них призовые места, а выпускники колледжей востребованы на рынке труда.
В тоже время, наши высшие учебные заведения в мире практически не котируются. Известны лишь несколько ВУЗов, да и то находящихся далеко не на первых позициях рейтингов.
Так, самый главный ВУЗ страны - МГУ им. Ломоносова занимает в мировом рейтинге вузов "THE 2017" лишь 194 позицию лучших университетов мира, а наш второй российский вуз по версии "Times Higher Education", Московский физико-технический институт (МФТИ), был включен в промежуток с 251-го по 300-е место рейтинга.
Сергей Кравцов напомнил, что за последние три года было закрыто множество образовательных организаций, которые не столько учили, сколько просто продавали дипломы.
К сожалению, в оставшихся вузах учат так же безобразно, признался руководитель Рособрнадзора. В России «имеется всего пять-шесть вузов, где не берут взятки на экзаменах и зачетах».
Чтобы вузы не ставили зачеты за взятки, Рособрнадзор предлагает ввести в высшей школе двухступенчатую систему контроля: первый раз проверять знания студентов после второго курса, второй раз - перед получением диплома.
«После этого мы решили проверить знания преподавателей. Оказалось, что и с этим проблемы», - отмечает Сергей Кравцов.
Рособрнадзор провел эксперимент - студентам старших курсов предложили сдать экзамены на профильных предприятиях, причем задания предприятия разрабатывали сами. Они вложили в них те требования, которые предъявляют к молодому специалисту.
В исследовании приняли участие лучшие Московские вузы.
«Три года назад Кавказ сдавал ЕГЭ по русскому языку на 72 балла - это выше, чем в Москве. Мы организовали проверки, протестировали - в итоге в этом году результат ЕГЭ по русскому на Кавказе уже 36 баллов. Такое же тестирование нужно устраивать в вузах - пусть второкурсники сдают экзамены независимым экзаменаторам».
Эти данные свидетельствуют о том, что любые правила "сверху" на местах легко нарушаются.
Хочется отметить, что предложенные меры по оздоровлению системы образования на самом деле являются явно недостаточными и вряд ли принесут ожидаемые от них результаты. Всегда найдется вариант как обойти эти неудобные для недобросовестных руководителей школ и вузов проверки.
Система требует более радикальных решений и нужны они уже сегодня, т.к. завтра может быть поздно!
08.01.18 г.