Новые правила поступления в вузы с 2021 года дают дополнительные права по набору студентов университетам и абитуриентам по выбору вариантов поступления. Все это значительно расширяет возможности и увеличивает вероятность поступления в вузы. Разбираемся так ли это на самом деле?
Новые правила Минобрнауки РФ регулируют вопросы поступления на бакалавриат, специалитет и магистратуру в вузах страны. Что они дают обычному абитуриенту и насколько они лучше старых правил поступления, как нас в этом уверяет министерство.
Поменялось многое. В целом обновленный документ расширяет возможности вузов по приему абитуриентов и вместе с тем возможности самих поступающих. Теперь можно подавать документы на конкурс на несколько смежных специальностей, выбирать экзамен к сдаче и приему. Разгружен сам процесс обработки документов – создается две волны подачи заявлений. Установлены сроки обновления рейтингов абитуриентов. Можно считать, что введение новых правил поступления в 2021 году — это первый шаг начала нового этапа развития высшего образования.
Вместо пяти вузов и трех направлений, как было раньше, с 2021 года можно поступать сразу на 10 направлений в одном вузе. С учетом того, что по прежнему действует правило пяти вузов (возможность подачи документов одновременно в пять вузов), количество направлений, на которые может поступать абитуриент будет будет достигать пятидесяти!
Отрицательными сторонами данного изменения в правилах поступления - будет увеличенный (виртуальный) конкурс. Многие подадут заявления на эти пятьдесят направлений, но выберут в итоге только одно из них, освободив остальные сорок девять. Все это может вызвать большую путаницу.
Ситуация будет выглядеть примерно так:
Чтобы принять решение, куда подать оригиналы документов (а это должен быть только один вариант), нужно будет проанализировать 50 конкурсных списков и понять, куда шансы поступить выше. На это будет всего семь суток.
Сделать это будет трудно если во всех 50 списках, скажем, на 20 бюджетных мест претендуют около 1000 абитуриентов, и во всех 50 списках ваша позиция будет между 40-й и 100-й.
Почему? Потому что вы не будете знать, кто из конкурентов, которые в конкурсном списке стоят выше вас, отдадут оригиналы документов в другой вуз. Ваша реальная позиция не будет соответствовать той, которую вы занимаете формально, на бумаге.
Конечно, если в конкурсном списке, где идет борьба за 20 бюджетных мест, вы заняли позицию с 1-й по 20-ю, вы можете точно знать, что победили. Но вот для тех, кто занимает позицию ниже 20-й, выбор будет похож на «русскую рулетку». Абитуриенты будут принимать решение вслепую, и, сделав неверный шаг, могут потерять ту возможность, которая была.
Минобрнауки России решило предоставить в этом году возможность вузам и поступающим выбирать результаты ЕГЭ, которые будут приниматься на альтернативной основе.
Например: если абитуриент сдал физику на 70 баллов, а информатику на 100, он может предоставить комиссии результаты экзамена по информатике, так как по нему набрал максимум баллов. Такая система дает абитуриенту больше шансов поступить на желаемые специальности, а вузу отобрать лучших кандидатов.
Как было раньше: жесткий список ЕГЭ
Раньше за каждой специальностью был закреплен жесткий список предметов ЕГЭ. И эти списки в разных вузах могли оказаться совершенно разными. Например, на программы по IT в одном вузе можно было поступить только с физикой, а в другом — только с информатикой. Это ограничивало выбор абитуриентов. Ведь пойти и «досдать» недостающий предмет уже нельзя, а если его у вас нет, вуз не примет заявление.
Как стало теперь: плавающий список ЕГЭ
«По каждому вступительному испытанию, проводимому в соответствии с графой 2 раздела 2 установленного Минобрнауки России перечня испытаний, организация высшего образования устанавливает один или несколько предметов (далее — предметы по выбору). В случае если по вступительному испытанию установлены предметы по выбору, поступающие выбирают один предмет».
В условиях приема вуза это выглядит примерно так: «примем и физику, и информатику». «Примем и историю, и обществознание». Не важно, что именно вы сдавали: если у вас есть один предмет из списка возможных альтернатив, вуз допустит вас на конкурс.
В результате в вузах появится по несколько альтернативных списков ЕГЭ для каждой конкретной специальности. Например, для специальности «09.03.03 Прикладная информатика» конкретный вуз сможет предложить два равноправных списка:
Итог — более широкий спектр вузов для подачи документов.
В порядке приема написано, что вуз устанавливает «один или несколько предметов». То есть если вуз не хочет плавающий список ЕГЭ, он его не введет. Все — на усмотрение образовательной организации. Поэтому вам нужно заранее уточнять список возможных ЕГЭ на интересующие вас специальности в каждом конкретном вузе. Сделать это можно уже сейчас, потому что все вузы выложили правила приема на своих официальных сайтах.
Еще одним важным нововведением будет единый (многопрофильный) конкурс.
Этот пункт новых правил вызывает наибольгее количество вопросов.
Раньше конкурс проводился на каждую специальность отдельно. Благодаря новому порядку в конкурсе объединяются несколько родственных специальностей (например, юрист + историк + философ. Инженер + специалист информационной безопасности + связист и так далее). Там, где перечень требуемых экзаменов и знаний схож, будут формироваться единые конкурсы или, как их называет министерство, «многопрофильные».
До 2021 года в России ничего подобного не было.
Раньше вузы могли набирать абитуриентов только двумя способами: на специальности и на отдельные профили внутри специальностей.
Для вуза это удобно: можно просто набрать достаточно абитуриентов, а распределить их уже потом, по своему усмотрению. При таком варианте поступления существует ряд нюансов, которые могут свести на нет все его преимущества:
Несмотря на то, что некоторые вузы начали внедрять в свои правила поступления многопрофильный конкурс, большинство российских вузов, по-прежнему, оставили однопрофильный конкурс и будут проводить набор по старому.
Тенденция последних лет - растущая среди выпускников школ популярность колледжей. После обучения в колледже (СПО) выпускники вместе с профессией получают законченное среднее образование и имеют право поступать в любой вуз.
Большинство учебных заведений в правилах приема на 2020 год предоставили абитуриентам с дипломом СПО право самостоятельно выбрать форму вступительных испытаний — внутренние экзамены или ЕГЭ.
Так, выпускники колледжей, поступающие в Российский технологический университет (МИРЭА), могут предоставить в приемную комиссию результаты ЕГЭ или сдать внутренние экзамены по трем предметам (на большинство IT-направлений — математика, информатика, русский язык). Также МИРЭА разрешает комбинировать результаты ЕГЭ и внутренних экзаменов по разным дисциплинам (например, русский язык сдать в форме ЕГЭ, а математику и информатику — в вузе).
Раньше документы можно было подать только в печатной форме и в электронной по желанию. С 2020 года для каждого вуза возможность подачи документов в электронном виде стала обязательной.
Поступающие из регионов смогут меньше тратить времени и денег на пересылку документов и получат больше возможностей для поступления.
На портале Госуслуг начал работу сервис «Поступление в вуз онлайн». С его помощью можно будет подать документы в 54 российских государственных вуза без личного посещения.
Что такое сервис «Поступление в вуз онлайн»?
Новый суперсервис поможет абитуриентам подать документы в вузы без личного посещения приемных комиссий, бумажных заявлений и очередей.
С помощью суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты смогут:
Все эти функции доступны из личного кабинета на Госуслугах и не требуют посещения вуза.
Поступить в бакалавриат или специалитет на очную форму обучения на бюджет стало легче и быстрее – выделены два этапа подачи документов. В первый этап документы подаются победителями олимпиад, льготниками и целевиками. Во второй – абитуриентами, участвующими в общем конкурсе. Раньше было три волны (две волны для общего конкурса).
20.02.2021 г.
***
Новые правила поступления в вузы с 2021 года.
Как проверить вуз на лицензию и аккредитацию?
Что такое аккредитация образовательной организации и что она дает?
Какие различия между дипломом "государственного" и дипломом "установленного" образца?