Онлайн подача документов в государственный вуз

Онлайн поступление в государственный вуз

Абитуриентов ждет упрощение процедуры подачи документов

Онлайн поступление в вуз - решение давно назревшей проблемы обеспечения доступности образования для всех желающих, независимо от места их проживания. Подача документов с помощью интернета в любой государственный вуз страны - реальный и важный шаг к этому.

История вопроса электронного поступления в вуз

Введением единого государственного экзамена были предоставлены равные возможности для поступления в любые вузы страны. Стало возможно подать заявление о поступлении в 5 высших учебных заведений на 3 любых направления подготовки.

Если абитуриент проживает в том же городе, в котором и хочет учиться, подать документы на поступление в пять вузов достаточно просто. Но если речь идет об иногороднем школьнике, то сложности возрастают в геометрической прогрессии.

Надо пройти целые этапы процесса поступления, начиная с приезда в чужой город, поиска жилья на время подачи документов и, наконец, подать всю эту кипу документов в эти пять вузов. Задача, прямо скажем, не простая.

 

И самая большая проблема для иногороднего абитуриента - не забыть никакой важной бумаги. Иначе откажут в приеме документов. Вот и приходится брать с собой целый "чемодан" разных нужных и нет бумаг.

 

Подача документов и поступление в вуз онлайн (через интернет)

Такая форма поступления может быть революционным решением данной проблемы. Надо отметить, что вопрос об удаленной или электронной подаче документов обсуждается уже не первый год.

Огромная территория России, стоимость билетов и проживания часто делает вопрос о подаче документов, например, в столичный университет головной болью семей многих абитуриентов даже с высокими балами ЕГЭ.

 

Что происходит сейчас? Как эта проблема решается сегодня?

 

Конечно, есть возможность отправить документы по почте либо курьерской службой. Но из удаленных регионов почта доставляется не одну неделю, и не всегда вчерашний школьник может полностью разобраться как в перечне документов, необходимых для представления в Приемные комиссии вузов, так и в заполнении бланков: заявления, согласия на обработку персональных данных и т.д.

При наличии ошибок в документах Приемная комиссия вуза может их «забраковать».

 

Учитывая, что на летние приемные кампании отводится в среднем около месяца с момента получения абитуриентами результатов ЕГЭ, можно и не успеть исправить ошибки и выслать новый пакет документов.

 

Второй вариант – подача документов через доверенное лицо.

Здесь и вовсе говорить нечего – далеко не у всех в других городах есть родственники и знакомые, которые могут подать заявление от имени выпускника.

Некоторые учебные заведения сегодня имеют собственные - он-лайн сервисы – личные кабинеты абитуриентов, так называемые «электронные приемные комиссии». Но и здесь возникает ряд сложностей – необходима однозначная идентификация пользователя в системе, соответствующая законодательным нормам, и полное соответствие всем процедурам работы с персональными данными, что вызывает большие сложности у университетов.

 

Что такое поступление в государственный вуз онлайн и чем оно лучше?

 

Проект по поступлению в вузы онлайн, представленный рабочей группой Министерства науки и высшего образования, должен решить указанные проблемы в корне.

 

  • Во-первых, это новая государственная услуга, централизованная база университетов и единый портал подачи документов.
  • Во-вторых, это персональные личные кабинеты абитуриентов: им не нужно будет искать на сайтах учебных заведений необходимую информацию – все будет под единым «центром управления».
  • В-третьих, и это самое главное – анонсирована возможность не только подать документы в университет, но и пройти вступительные испытания дистанционно, если вуз сможет поддержать такой формат и обеспечить соблюдение требований.

 

Это важно для многих категорий абитуриентов, прежде всего, для выпускников с дипломами среднего профессионального образования и иностранцев.

Сегодня, к примеру, пройти таким ребятам вступительные испытания представляется возможным только на территории вуза или его филиала.

 

Важно отметить и то, что сократятся очереди в Приемные комиссии вузов в летний период, особенно если речь идет о крупных университетах.

 

Приёмная коми́ссия — уполномоченное собрание представителей среднего или высшего образовательного учреждения во главе с председателем приёмной комиссии, занимающееся регулировкой процесса перехода учащихся от начальной и средней общеобразовательных ступеней к высшей. Таким образом, желающие получить высшее образование превращаются из школьников в абитуриентов, подавших заявление о приёме и прочий набор требуемых документов (аттестат или диплом и т. д.), и, наконец, в студентов в случае успешной сдачи экзаменов и прохождения по конкурсу.  

 

Сейчас, несмотря на автоматизацию процессов подачи и оформления «на местах» (например электронные очереди и запись к определенному времени), абитуриенты все равно вынуждены тратить большое количество времени на подачу документов.

 

Как зарегистрироваться и подать документы онлайн?

Учитывая, что проект находится в стадии разработки, регламентов по регистрации и подачи документов пока нет. Скорее всего, необходимые инструкции появятся ближе к приемной кампании. Уже сейчас можно посетить сервис по онлайн подаче документов, на котором можно познакомиться с основными принципами работы сервиса, узнать интересующие Вас вопросы.

 

Можно предположить, что работать это будет примерно так, как сейчас в личных кабинетах вузов: абитуриент регистрируется в личном кабинете, например, на портале Госуслуг, заполняет анкеты и прикрепляет сканы документов. Система проверяет правильность заполнения форм и отправляет это в выбранный вуз. Далее проверку осуществляют представители вуза, получившие документы.

 

Уже несколько лет в вузах успешно работает Федеральная информационная система ЕГЭ и приема, откуда высшие учебные заведения могут получить данные по результатам экзаменов выпускников. Таким образом, часть инструментов уже готова, и общая картина процедуры подачи документов достаточно ясна.

 

Когда и как это будет работать?

Пилотный проект будет запущен уже в 2020 году. Предполагается, что «на старте» к нему присоединятся около 50 университетов, прежде всего в крупных городах.

 

Полное подключение всех учебных заведений России к суперсервису в рамках национального проекта «Цифровая экономика» планируется к 2023 году.

 

Проект "Цифровая экономика" - Национальная программа принята в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и утверждена 24 декабря 2018 года на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам

 

Безусловно, цифровизация такого важного процесса как поступление в вуз в системе высшего образования сегодня остро необходима. Она нужна и вузам, которые смогут привлечь к себе наиболее талантливых студентов из регионов, и абитуриентам, которым не нужно будет больше ломать голову, как за относительно небольшое время успеть посетить все вузы, в которых они бы мечтали учиться.

 

Популярные вопросы абитуриентов

 

Как представить оригиналы документов в университет, если будет электронная подача документов?

 

Можно предположить, что правило предоставления оригиналов документов никуда не уйдет. Но к этому моменту выпускник уже определится с университетом и оставит оригинал с согласием на зачисление в тот вуз, в который по рейтинговым спискам шанс поступить наиболее высок.

 

Будет ли разница между теми, кто пришел подавать документы лично и теми, кто подает электронно? Есть ли преимущества?

 

Преимуществ в данном случае быть не может: это технология подачи документов, которая не влияет на результат конкурса на поступление в вуз. И сейчас, несмотря на разные варианты предоставления документов (лично, по почте, через доверенное лицо) конкурс проводится общий.

 

Пакет документов, представляемый в Приемную комиссию, останется тем же или ожидаются нововведения?

 

Скорее всего, перечень документов останется тем же. Отличие будет в том, что заявления, согласия и т.д. – те документы, которые заполнялись и подписывались вручную, теперь будут с электронной подписью. Явных причин дополнять список документов нет, но с появлением регламентов, конечно, может что-то изменится.

 

Изменится ли количество университетом и направлений подготовки для подачи документов?

 

Правила Приема на 2020/21 год, а это как раз время запуска пилотного проекта, вузами уже утверждены. И правило подачи в 5 вузов на 3 направления подготовки как минимум на следующий год сохраняется.

 

В случае возникновения вопросов по онлайн поступлению в вуз даем контактную информацию:


Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: https://www.minobrnaukLgov.ru/
Горячая линия по вопросам поступления в вузы:

Тел. 8 (495) 547-12-02 (пн.-пт.: 10:00-17:00)
Для электронной формы обращений: abiturient2019@minobrnauki.gov.ru
Почтовый адрес Минобрнауки России для корреспонденции:

Тверская ул., д.11 , Москва, ГСП- 3,125993
Социальные медиа: vk.com/minobrnauki

 

Дополнительная информация

 

Поступление в вузы в 2020 году будет дистанционным!

Список государственных вузов, которые принимают документы для поступления онлайн 

Какие документы нужны для поступления?

Какие льготы есть при поступлении в вуз и для кого?

Правила приема в вузы в 2019/2020 учебном году (с изменениями и дополнениями)

10 важных изменений в системе образования в 2020 году.