Видеоигра – это специальная компьютерная программа или электронное устройство, реализующие игровой процесс (геймплей, от англ. gameplay).
Синонимами понятия «видеоигра» служат термины «электронная игра», «компьютерная игра», «видеоигровое устройство», «видеоигра для ПК» и так далее. В англоязычном игровом пространстве для обозначения видеоигр используется словосочетание «video game».
Обязательными элементами любой видеоигры являются:
- визуальный интерфейс, через который игрок (геймер, от англ. gamer) управляет игровым процессом,
- игровая среда – сеттинг (от англ. setting), включающая в себя конкретное время, место действия, внешние атрибуты игры.
Нередко в основе таких игр лежат сюжеты из кинофильмов, литературных произведений, политических событий. Можно наблюдать и обратный процесс, когда по мотивам тех или иных видеоигр снимаются полнометражные фильмы. В Соединенных Штатах пошли дальше, придав компьютерным играм статус самостоятельного вида искусства.
Жанры видеоигр
Одним из наиболее употребительных критериев классификации видеоигр выступает их жанр. Ниже мы представим отдельный список жанров видеоигр, получивший признание большинства геймеров и обозревателей видеоигр.
Классификация по жанрам предполагает отнесение той или иной видеоигры к следующим категориям:
- обучающие игры (в их основе лежит необходимость совершения тех или иных действий, направленных на тренировку заранее определенного навыка);
- стратегии (сюжетные игры, требующие от игрока анализа ситуации и принятия неочевидных решений; нечто большее, нежели просто логические игры наподобие шашек или шахмат);
- аркады (игры на ловкость и внимательность);
- приключенческие игры («бродилки», как правило. опирающиеся на исторические сюжеты и сценарии);
- электронные симуляторы (виртуальные прообразы реальных объектов и процессов, связанных с управлением автомобилем или другим устройством и тому подобное);
- экшены (от англ. action – действие; игры предполагающие постоянное клацанье по кнопкам и вращение мышью; игры с захватывающим сюжетом, предполагающим активные и непрекращающиеся действия со стороны игрока);
- головоломки и логически игры (всевозможные настольные игры, включая упомянутые шахматы и шашки);
- смешанные (любая комбинация, предполагающая отнесение видеоигры более чем к одному жанру, к примеру, экшн и стратегия, обучающая игра и симулятор).
Основные тенденции игровой индустрии последних лет – уклон в сторону смешения жанров, реализации качественной трехмерной графики, наполнения игровых сценариев смыслом и динамикой.
Классификация видеоигр
Видеоигры могут быть классифицированы и по иным основаниям. Наиболее употребительные представлены ниже.
В зависимости от числа используемых платформ видеоигры делятся на те:
- которые устанавливаются на персональные компьютеры,
- под которые разработаны специальные приставки (консоли),
- которые устанавливаются на мобильные устройства.
* Игры для игровой консоли PS (Play Station)
* Игра для мобильного телефона
Исходя из тематики видеоигры подразделяются на:
- исторические;
- эротические;
- мифологические;
- политические;
- фантастические;
- реалистичные;
- стимпанк;
- космические;
- киберпанк и прочие.
Число задействованных игроков может служить самостоятельным критерием деления видеоигр на:
- однопользовательские (один игрок)
- многопользовательские (два и более игрока).
Наличие/отсутствие сетевых версий — вспомогательный критерий классификации видеоигр делятся на:
- те, которые позволяют играть посредством использования сети Интернет,
- те, которые такой возможности игрокам не предоставляют.
В зависимости от используемых средств оформления видеоигры могут быть (1) текстовыми или (2) графическими (последние, в свою очередь, могут быть двух- или трехмерными). Большинство видеоигр созданы для людей, хотя отдельные их разновидности рассчитаны на других живых существ, например, кошек и котов. Это специальные программы или устройства, заставляющие домашнего питомца следить за изображением мышки на экране или иным образом проявлять активность.
Читайте также: