Чем ближе даты начала ОГЭ и ЕГЭ, тем более категоричны ответы Рособрнадзора на вопросы о вероятности их проведения. Отмена ВПР в школах под предлогом распространения нового коронавируса и продолжающаяся спец. операция на Украине еще больше запутало ситуацию и породило массу версий о дальнейшей судьбе экзаменов.
Экономические и политические ограничения, наложенные странами запада на нашу страну, прямо или косвенно касаются и нашего образования. Из России ушли многие интернет-сервисы, необходимые для нормального обучения студентов и школьников. В качестве примера можно привести запрет работы с Россией в программе "Скайп", которой пользовались в период пандемии большинство наших учебных заведений. Наши программы, предлагаемые взамен ушедших зарубежных программых продуктов, не всегда достаточно адаптированы и пригодны для такой замены. К этому надо добавить остановку программ международного сотрудничества между нашими образовательными учреждениями и большинством зарубежных школ и университетов.
Немаловажный дестабилизирующий фактор - продолжающаяся спец. операция на Украине. Все это вносит неопределенность и сомнения в возможности нормального проведения экзаменов.
Надо отметить, что система проведения ОГЭ и ЕГЭ в нашей стране возникла в результате присоединения России к Болонской системе образования.
В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Она создала Европейское пространство высшего образования. Этот процесс был открыт для и других стран в рамках Европейской культурной конвенции Совета Европы для стандартизации высшего образования. Наша страна присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. К тому времени в России существовала частично сохранившаяся система советского высшего образования. В итоге Болонская система была введена в вузах, а в школе сохранили одиннадцатилетку. В наших университетах до этого была специфическая форма обучения — специалитеты, на которых учились 5–6 лет.
За годы их проведения процесс экзаменов постоянно совершенствовался. Однако критика основных приципов проведения ОГЭ и ЕГЭ нарастала. Многие российские ученые и общественные деятели обращали внимание на снижение качества обучения в наших школах в последнее время и связывали это с недостатками учебного процесса, нацеленного только на сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
В последнее время активно прорабатываются вопросы замены ЕГЭ другими вариантами оценки школьников, однако на данный момент альтернативы ОГЭ и ЕГЭ нет, покольку вся система поступления в колледжи и вузы построена на их результатах. До тех пор, пока не будут разработаны новые правила тестирования выпускников школ - ЕГЭ единственно возможный вариант.
По словам Музаева, отмена ограничений позволит сэкономить денежные средства и нагрузку на учителей. Он подчеркнул, что все риски, связанные с организацией ЕГЭ в 2022 году, учтены. Регионы уже обеспечены всем необходимым, а экзамен проведут, даже если страну отключат от интернета.
Кроме этого, он упомянул и проблемы с дефицитом бумаги, отметив, что у Рособрнадзор собрало данные о наличии бумаги в регионах еще до возникновения ажиотажа. «Кто-то в стадии дозакупки. Но у нас нет ни одного субъекта, который бы сигнализировал, что у них критическое состояние и им нужна федеральная помощь. Пока ситуация достаточно ровная и спокойная», — сказал Музаев.
02.04.2022 г.