Новая школьная форма с 1 июля 2025: Введение нового ГОСТа изменит правила

С 1 июля 2025 года во всех школах вводится новая школьная форма

 

С 1 июля 2025 года в России вступает в силу новый ГОСТ, который устанавливает требования к школьной форме. Рассмотрим основные положения стандарта, включая требования к внешнему виду и материалам, а также детали, касающиеся классов и типов школ, на которые распространяются эти нормы. Соблюдение ГОСТа и ответственность за нарушение.

 

Новый ГОСТ на школьную форму (вступает в силу с 1 июля 2025 года)

Основные положения стандарта

Новый национальный стандарт ГОСТ Р 71582–2024 «Одежда обучающихся (школьная форма). Общие технические требования» был утвержден Росстандартом 31 августа 2024 года и официально вводится в действие с 1 июля 2025 года. Это первый ГОСТ, устанавливающий единые требования к школьной форме в России. Стандарт направлен на обеспечение высокого качества и безопасности школьной одежды, которую дети носят ежедневно в течение длительного времени, а также на достижение комфортности и практичности формы.

Юридический статус: применение этого ГОСТа носит рекомендательный характер – большинство национальных стандартов в России не являются обязательными сами по себе. Требования ГОСТ 71582–2024 становятся обязательными лишь при наличии ссылки на него в законодательстве, нормативном акте или контракте. По состоянию на 2025 год стандарт введен как добровольный ориентир для производителей и школ. Производители могут добровольно придерживаться нового ГОСТа или продолжать выпускать форму по собственным техническим условиям. Обязательными требования ГОСТа становятся только для тех производителей, которые маркируют свою продукцию как соответствующую этому стандарту – в этом случае изготовитель берет на себя ответственность соблюсти все нормы ГОСТа.

 

Презентация новой школьной формы

 

Требования к внешнему виду и стилю формы

ГОСТ предъявляет общие требования к дизайну и внешнему виду школьной формы, ориентированные на деловой, сдержанный стиль и соблюдение принципов светского школьного образования:

  • Светский и эстетичный характер: Школьная форма должна носить светский характер и быть опрятной, эстетически приемлемой. Недопустимо включение религиозных атрибутов или иной символики, противоречащей принципу светскости образования.
  • Запрещенная символика: Одежда не должна содержать символику асоциальных неформальных молодежных группировок или символы, пропагандирующие противоправное поведение. Иными словами, на форме запрещены экстремистские, оскорбительные надписи, изображения запрещенных организаций и пр.
  • Рекомендуемая символика: Напротив, стандарт рекомендует использование государственной и патриотической символики. Допустимо размещение на школьной форме элементов в виде государственной символики России (флаг, герб) или символов, выражающих патриотическую направленность. Кроме того, разрешены отличительные знаки конкретного учебного заведения – на форму можно добавлять школьные эмблемы, нашивки, декоративную тесьму с названиями, фурнитуру (пуговицы, значки) с логотипом школы и другие элементы, идентифицирующие образовательную организацию. ГОСТ не регламентирует оформление и внешний вид таких знаков отличия, оставляя это на усмотрение школы.
  • Деловой стиль и удобство: Стандарт указывает, что стиль школьной формы рекомендуется деловой (строгий). Покрой изделий должен обеспечивать удобство для учащегося как в статическом положении (сидя за партой), так и в движении. Иными словами, форма не должна стеснять движения ребенка, должна быть скроена с учетом активности детей и комфортна при длительном ношении.
  • Безопасность деталей: Отдельное внимание уделено фурнитуре и аксессуарам на одежде. Фурнитура (пуговицы, застежки, пряжки и пр.) должна быть функциональной и не содержать острых, травмоопасных элементов. Это сделано для безопасности – например, на одежде не должно быть острых шипов или грубых элементов, которые могут поранить ребенка.

Важно подчеркнуть, что ГОСТ не устанавливает единый обязательный фасон или цветовую гамму формы. Школам предоставлена свобода в выборе дизайна: стандарт не диктует конкретный крой, набор элементов одежды или цвета форменной одежды. Требование носить форму определенного вида и цвета по-прежнему определяется локальными актами самой образовательной организации (с участием родителей и учащихся) в соответствии с законом об образовании. Министерство просвещения разъяснило, что школы вправе использовать ГОСТ 71582–2024 как типовой ориентир при разработке своих правил формы, дополняя его собственными требованиями к цветам, фасонам и отличительным знакам учащихся.

 

Вариант новой школьной формы

 

Требования к материалам и качеству изготовления

Стандарт предъявляет общетехнические требования к материалам и качеству школьной формы, направленные прежде всего на безопасность и комфорт ребенка. Хотя конкретные виды тканей и состав материалов ГОСТом напрямую не регламентируются, введены следующие ключевые показатели качества, которым должна соответствовать одежда, маркируемая как школьная форма:

  • Гигроскопичность (влаго поглощение): Ткань должна обладать способностью впитывать и отводить влагу. Это необходимо, чтобы ребенок не ощущал дискомфорта от пота при длительном пребывании в форме.
  • Воздухопроницаемость: Материалы школьной одежды должны быть «дышащими», то есть пропускать достаточное количество воздуха для вентиляции. Хорошая воздухопроницаемость обеспечивает терморегуляцию и предотвращает перегрев или переохлаждение ребенка.
  • Прочность и износостойкость: Школьная форма должна быть рассчитана на интенсивную ежедневную носку. ГОСТ устанавливает требования к физико-механическим показателям прочности тканей и швов, а также к износостойкости – форма должна выдерживать частые стирки и активное использование, не рваться и не деформироваться преждевременно. Например, прочность на разрыв и стойкость швов стандартизируются, чтобы одежда служила весь учебный год.
  • Устойчивость окраски: Цвет формы должен быть стабильным. Ткани проверяются на стойкость окраски – они не должны линять или выцветать при носке и при стирке. Качественная форма сохраняет опрятный вид и цветовую насыщенность длительное время.
  • Химическая и гигиеническая безопасность: Материалы, используемые для пошива, должны быть нетоксичными и гипоаллергенными. В стандарте прописаны нормы по химической безопасности – недопустимо содержание в тканях вредных веществ, способных вызывать раздражение кожи или аллергические реакции у детей. Форменная одежда не должна иметь резкого «химического» запаха, который мог бы свидетельствовать о наличии токсичных красителей или обработок. Также проверяется показатель токсичности испарений (например, при нагревании) и отсутствие кожно-раздражающего действия материала – все эти испытания входят в обязательную программу проверки безопасности школьной одежды.
  • Качество пошива и отделки: Хотя ГОСТ не задаёт конкретный фасон, он содержит требования к технологии изготовления формы. Швы, фурнитура и отделочные элементы должны быть выполнены качественно и безопасно (не травмировать и не мешать ребенку). Например, частота стежков, прочность ниток и другие параметры изготовления контролируются по установленным методикам испытаний.

Материалы и предпочтения: Стандарт прямо не требует использовать какие-то определенные ткани, оставляя выбор производителю, но декларирует, что материалы должны отвечать вышеуказанным показателям безопасности и комфорта. Специалисты отрасли рекомендуют отдавать предпочтение натуральным тканям при пошиве формы. Так, для тёплой погоды оптимальны хлопок или лён, для зимней формы – шерсть, полушерстяные ткани или кашемир; подкладка изделий также желательно из натуральной дышащей ткани. Цвета рекомендованы в более сдержанной гамме – наиболее практичными считаются тёмно-синий, серый, коричневый, бежевый и аналогичные оттенки, на которых меньше заметны загрязнения и которые соответствуют деловому стилю. Однако выбор конкретного цвета и узора остается за школой и производителем, так как ГОСТ не регламентирует цветовое оформление формы.

 

Варинат школьной формы для средних классов

 

Область применения стандарта

Новый стандарт распространяется на всю форменную одежду школьников в рамках общего образования. В тексте указано, что ГОСТ Р 71582–2024 охватывает одежду учащихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Таким образом, требования стандарта относятся ко всем классам школы – от начальных классов (примерно 1–4 классы) до среднего звена (5–9 классы) и старшей школы (10–11 классы) – вне зависимости от типа образовательного учреждения (государственные, муниципальные и частные школы, реализующие программы общего образования).

Предметы одежды: Стандарт определяет, что считается школьной формой, перечисляя основные виды одежды учеников. ГОСТ распространяется на школьную одежду, изготовленную из тканей или трикотажного полотна, которую ученики носят в учебное время. Одежда может поставляться как отдельными изделиями, так и в комплекте (набор из нескольких предметов). К основным предметам школьной формы по стандарту отнесены 12 наименований: блузка, рубашка (верхняя сорочка), жилет, пиджак/жакет (блейзер), кардиган, джемпер, свитер/водолазка, платье или сарафан, юбка, брюки, шорты, а также комбинезон или полукомбинезон. Форменный комплект ученика может состоять из различных комбинаций этих элементов – например, костюм из пиджака и брюк, сарафан с блузкой, или просто единичные предметы вроде школьной рубашки и юбки. Дизайн и фасон этих изделий (например, покрой юбки или стиль пиджака) не регламентируется ГОСТом – он лишь перечисляет их видовые категории.

Что не входит в стандарт: ГОСТ не распространяется на обувь и спортивную одежду школьников. Требования к школьной форме не касаются формы для уроков физкультуры, спортивных костюмов и сменной обуви – для этих категорий могут действовать другие нормативы или технические условия. Также стандарт не затрагивает школьные рюкзаки, портфели и прочие аксессуары. Он фокусируется именно на повседневной одежде учащихся, предназначенной для пребывания на уроках и внутри школы.

 

Контроль соблюдения и ответственность за нарушения

Поскольку новый ГОСТ носит характер рекомендательного стандарта, прямые механизмы принудительного контроля за его исполнением не установлены. Нет отдельной «инспекции по ГОСТу школьной формы», которая бы проверяла каждую школу или каждого производителя на соответствие всем положениям стандарта. Тем не менее, соблюдение ключевых требований стандарта обеспечивается опосредовано через существующие нормы и институты:

  • Добровольная сертификация по ГОСТ: Производители, желающие обозначить свою продукцию маркировкой «школьная форма по ГОСТ», фактически принимают на себя обязательство полного соответствия стандарту. В таком случае контроль за соблюдением осуществляется через маркировку и сертификацию: при декларировании соответствия ГОСТу изготовитель должен быть готов подтвердить качество изделия испытаниями. Если будет выявлено, что товар, промаркированный как соответствующий ГОСТ 71582–2024, не отвечает требованиям стандарта, это может расцениваться как ненадлежащая маркировка и введение потребителя в заблуждение, что влечет ответственность по Закону о защите прав потребителей и другим нормативным актам. Например, производителю может быть выдано предписание устранить нарушения, отозван добровольный сертификат ГОСТ или наложены штрафные санкции за недостоверную маркировку.
  • Обязательная безопасность и сертификация: Независимо от ГОСТа, школьная форма подпадает под действие обязательных требований технических регламентов. В частности, детская одежда в России и странах ЕАЭС должна соответствовать ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», который устанавливает базовые нормы безопасности (по токсичности материалов, пожарной безопасности, механической прочности и пр.). Все изделия школьной формы подлежат обязательной оценке соответствия – как правило, сертификации – в системе технического регулирования. Сертификат соответствия требованиям техрегламента выдаётся аккредитованными органами на основании лабораторных испытаний образцов формы. Наличие действующего сертификата на школьную одежду – обязательное условие для законного выпуска и продажи такой продукции. Соответственно, контроль за соблюдением обязательных требований (в значительной мере пересекающихся с показателями ГОСТа) осуществляют органы по сертификации и государственные надзорные органы. Перед началом учебного сезона выборочно проверяется наличие сертификатов у производителей и поставщиков школьной формы, а сами изделия могут проходить лабораторный контроль.
  • Государственный надзор (Роспотребнадзор и Росстандарт): Органы государственного надзора контролируют безопасность детской продукции на рынке. Например, в 2024 году Роскачество (Российская система качества при Росстандарте) провело исследование школьной формы и выявило нарушения качества у значительной части образцов. По итогам проверки результаты были переданы в Роспотребнадзор, который выдал производителям предостережения о недопустимости нарушений, а в некоторых случаях ставил вопрос о приостановке выпуска продукции несоответствующего качества. Это свидетельствует, что при обнаружении опасной или некачественной школьной формы компетентные органы могут принять меры – от предупреждений и штрафов до запрета реализации партии товара или отзыва сертификата. Таким образом, хотя сам по себе ГОСТ носит рекомендательный характер, нарушение обязательных требований безопасности школьной формы влечет ответственность производителей в рамках действующего законодательства (КоАП, закон о защите прав потребителей и др.). Производителям грозят штрафы, изъятие небезопасной продукции с рынка и приостановление деятельности в случае грубых нарушений.
  • Контроль со стороны Росаккредитации: Федеральная служба по аккредитации в 2024 году провела мониторинг выдачи сертификатов на школьную форму и обнаружила случаи нарушений при сертификации. В результате действия 13 сертификатов соответствия на школьную одежду были приостановлены Росаккредитацией из-за неполноты испытаний и нарушений процедуры со стороны органов сертификации. Например, отдельные лаборатории не проверили токсичность материалов или брали нетипичные образцы при испытаниях. Эти меры подчеркнули ответственность сертификационных органов и производителей: аккредитованные органы, выдающие сертификаты, несут ответственность за качество проведенных испытаний, а производители – за то, что выпущенный ими товар действительно соответствует заявленным обязательным требованиям. Подобный надзор косвенно стимулирует производителей соблюдать и повышенные требования ГОСТа, чтобы их продукция без проблем проходила все проверки.
  • Роль образовательных организаций: Школы и регионы не несут прямой юридической ответственности за несоблюдение ГОСТа, поскольку стандарт адресован прежде всего изготовителям продукции. Каждое образовательное учреждение устанавливает свои требования к форме в локальном акте (в рамках, разрешенных законом). Министерство просвещения рекомендовало школам использовать ГОСТ 71582–2024 как ориентир при обновлении требований к форме учащихся, однако это не является обязанностью. Школа, например, вправе выбрать цвет и фасон формы по своему усмотрению, даже если он не описан в ГОСТе, – нарушением это не будет, что прямо указано в разъяснениях Минпросвещения. В то же время, школы косвенно заинтересованы в соблюдении стандарта, так как форма, сшитая по ГОСТу, гарантирует комфорт и качество для учеников. Многие школы при закупках форменной одежды будут требовать от поставщиков сертификаты качества и соответствие ГОСТу, чтобы обеспечить своим учащимся удобную и безопасную форму.
    Если же школа допустит к использованию форму неудовлетворительного качества (например, вызывающую аллергию или быстро приходящую в негодность), это может повлечь жалобы родителей и проверки со стороны надзорных органов – вплоть до необходимости заменить такую форму. Кроме того, школы обязаны соблюдать общие требования законов (о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о защите детей от вредной информации и пр.), поэтому они не станут утверждать правила ношения формы, противоречащие законодательству (например, допускающие экстремистские символы или нарушающие принцип светскости). В случае грубых нарушений в школьных правилах формы к ответственности могут быть привлечены должностные лица школы по линии органов прокуратуры или образования, хотя напрямую за несоблюдение ГОСТа санкций для школ не предусмотрено.

 

Прямого наказания за отклонение от ГОСТа пока нет, но его требования во многом совпадают с обязательными нормами, за соблюдением которых строго следят. Школы будут опираться на данный стандарт при выборе и утверждении формы, чтобы обеспечить ученикам удобную, практичную и безопасную одежду для учебы. Внедрение ГОСТ 71582–2024 призвано упростить родителям задачу поиска качественной формы и оградить детей от некачественной или опасной продукции.

 

Источники: ГОСТ Р 71582–2024 (полный текст); разъяснения Роскачества и Росстандарта;

 

Примеры новой школьной формы

Примеры новой школьной формы

 

 

Читайте также:

 

 



Отзывы

Отзывов пока нет.

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
24 + 2
 
Введите ответ: