"Духовно-нравственная культура России": Новый предмет в школьной программе

1 сентября 2025 года. Этот день ознаменовал начало нового учебного года в российских школах, который войдет в историю образовательной системы как год фундаментальных изменений. Одно из наиболее обсуждаемых и значимых нововведений – это введение с 1 сентября 2026 года нового обязательного учебного курса "Духовно-нравственная культура России" (ДНКР). Решение, принятое Министерством просвещения Российской Федерации, вызывает широкий общественный резонанс, порождая дискуссии как среди педагогов и родителей, так и среди представителей культуры, науки и политики.

 

Школьный предмет: Духовно-нравственная культура России

 

Что известно на сегодняшний день

Министерство просвещения РФ закрепило в проекте приказа появление нового обязательного предмета «Духовно-нравственная культура России» для 5–7 классов с 2026/27 учебного года. В 5-м классе на курс отводится 17 часов в год, в 6-м и 7-м — по 34 часа (в сумме 85). Предмет будут вести учителя истории; программа находится на экспертизе. Эти параметры подтверждены публикациями Минпросвещения и федеральных СМИ. (Министерство образования России, TACC)
Отдельно подчеркивается, что это — самостоятельный предмет (а не внеурочный цикл) и он возвращает в школьное расписание тематический блок, который в 2023–2024 годах проходил как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), но дальше был переработан.

Цели нового курса

Идея введения предмета, направленного на духовно-нравственное воспитание, обсуждалась на протяжении многих лет. В её основе лежит концепция укрепления традиционных ценностей, патриотизма и формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения. Разработчики курса, среди которых были представители Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и эксперты, в том числе митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов), отмечают, что новый предмет призван заполнить пробелы в воспитательном процессе, которые, по их мнению, возникли в последние десятилетия.

Сергей Кравцов, министр просвещения. В январе 2025 года он публично подтвердил запуск курсa с 1 сентября 2026-го и обозначил его цель как воспитание «традиционных общечеловеческих ценностей… на примерах жизни великих людей».
Патриарх Кирилл. Глава РПЦ добивался сохранения и возвращения отдельного предмета о духовно-нравственной культуре в 5–7-е классы. В январе он заявил: «Результатом [работы группы] стали договоренности о возвращении предмета».

Алексей Лубков, ректор МПГУ. Он настаивает на обязательном статусе предмета и конкретизирует параметры: «В 5-м классе — 17 часов, в 6-м и 7-м — по 34 часа». Также он подчеркивает, что курс «будут преподавать учителя истории».

 

Цель ДНКР — не просто передать знания, а сформировать мировоззрение, основанное на общечеловеческих и российских ценностях. В рамках курса школьники будут изучать:

  • Историю и культуру России через призму подвигов героев, значимых исторических событий и достижений.
  • Основы традиционных религий и их роль в становлении российской государственности и культуры.
  • Понятия чести, достоинства, милосердия, патриотизма, а также другие морально-этические категории.
  • Взаимодействие и взаимоуважение между народами, населяющими Россию, их культурное многообразие.

Важно отметить, что, согласно заявлениям ректора МПГУ Алексея Лубкова, курс будет носить не религиозный, а культурологический характер. Это означает, что он не будет склонять школьников к какой-либо конкретной религии, а будет знакомить их с религиозным наследием как неотъемлемой частью российской цивилизации.

Содержание и структура предмета

Предмет "Духовно-нравственная культура России" будет преподаваться как обязательный курс для учащихся 5-7 классов. На данный момент известно, что для 5-го класса на него отводится 17 часов в год, а для 6-го и 7-го классов — по 34 часа. Этот объем часов будет включен в основную образовательную программу, что, как предполагается, приведет к пересмотру учебных планов и перераспределению часов по другим предметам.

Содержание курса будет строиться вокруг ключевых тем, таких как:

  • "Россия – Отечество наше"
  • "Герои и подвиги"
  • "Семейные ценности и традиции"
  • "Культура и искусство России"
  • "Милосердие и сострадание"

Разработкой учебных пособий и методических материалов занимаются ведущие эксперты. Ожидается, что рукописи учебников будут готовы к концу 2025 года, чтобы школы могли подготовиться к началу преподавания в 2026 году.

Как изменится учебный план

Под новый курс корректируют сетку часов. По данным РБК и «Фонтанки», в 5–7 классах объем часов на иностранный язык фиксируется в два часа в неделю («оптимизация нагрузки»), часть высвобождаемого времени перераспределяется на ДНКР и на историю.
Параллельно в 2025/26 году в средней школе сокращаются часы обществознания (в 6–7 классах предмет исчезает из расписания; общий объем урезан с 136 до 68 часов), а в 2026/27 году запустят ДНКР в 5–7 классах уже в новой конфигурации гуманитарного блока.

Кто пишет учебники и что в них будет

Главный разработчик комплекта — Московский педагогический государственный университет (МПГУ). Ректор Алексей Лубков сообщал, что рукописи учебников для всех трёх классов планируют подготовить к ноябрю 2025 года; к содержанию привлекают представителей «традиционных религиозных конфессий», в том числе митрополита Тихона (Шевкунова).
По словам Лубкова, ДНКР — «один из важных мировоззренческих курсов», в котором ценности будут раскрываться через биографии и поступки героев российской истории.

Что именно будут изучать

Согласно публикациям Минпросвещения и РБК, ядро курса — разговор о ценностях (патриотизм, гражданственность, вера, служение Отечеству, крепкая семья и ответственное родительство) через изучение биографий государственных и общественных деятелей (от древней и новой истории до современности). В отдельных формулировках упомянуты «герои военной операции» и «иные значимые личности России», что уже вызывает дискуссии о границах идеологии и методики обсуждения спорных тем в классе.
Методически ожидаются сочетание историко-биографического подхода с проектной работой, обсуждениями, просмотром отрывков художественных фильмов — Минпросвещения параллельно выстраивает «пакет» воспитательных материалов (кино, песни, внеурочные форматы), которые логично увязываются с ДНКР. (Министерство образования России)

 

Новый школьный предмет- Духовно-нравственная культура России

Общественный резонанс и первые отзывы

Введение нового курса вызвало активные обсуждения в обществе. Отзывы разделились на несколько лагерей: от полного одобрения до резкой критики.

Реакции и оценки известных людей

Сторонники нового предмета видят в нем важный инструмент для воспитания патриотизма, формирования ценностных ориентиров и противодействия негативным явлениям в обществе, таким как бездуховность, цинизм и потребительство.

  • Известный кинорежиссер Никита Михалков поддержал инициативу, заявив в интервью "Российской газете": "Это давно назревшая необходимость. Мы не можем воспитать достойное будущее, если не будем прививать нашим детям понимание того, что такое Родина, что такое честь, что такое служение. Этот предмет поможет школьникам осознать себя частью великой истории и культуры."
  • Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также высказалась в пользу ДНКР, подчеркнув, что "воспитание должно идти рука об руку с образованием. Мы должны дать детям не только знания, но и прочную нравственную основу. Этот курс — шаг в правильном направлении."
  • Руководитель фракции ЛДПР Леонид Слуцкий отметил, что "Духовно-нравственная культура — это не абстрактное понятие, это фундамент, на котором стоит наше государство. Введение этого предмета — это инвестиция в будущее России, в ее суверенитет и безопасность."

Критики и скептики выражают опасения, что новый курс может быть излишне идеологизированным и превратиться в инструмент пропаганды. Они также указывают на потенциальные сложности с его преподаванием.

  • Директор одной из московских школ, которая предпочла остаться анонимной, в комментарии для портала "Мел" высказала опасения по поводу квалификации педагогов: "Кто будет преподавать этот предмет? У нас нет достаточного количества учителей с соответствующей подготовкой. Существует риск, что преподавание будет формальным, а предмет станет очередным «окном» для увеличения нагрузки без реальной пользы."
  • Председатель комиссии по образованию Общественной палаты РФ Людмила Дубова подчеркнула, что, хотя сама идея важна, необходимо обеспечить качественную реализацию: "Мы должны тщательно следить за содержанием учебников и методических материалов. Важно, чтобы курс не был догматичным, а давал школьникам возможность для самостоятельного осмысления и дискуссии. Иначе мы рискуем получить обратный эффект."
  • Евгений Ямбург, академик РАО, известный педагог. Скептически относится к выделению отдельной дисциплины: «Нельзя бесконечно расширять контент образования… За счёт чего?» Он предлагает интегрировать воспитательные задачи в уже существующие предметы — историю и литературу.

Главные вопросы и риски

  1. Перегрузка и баланс часов. Сокращение часов по иностранному языку и обществознанию ради усиления истории и появления ДНКР — заметное перераспределение нагрузки. Сторонники видят в этом «наведение порядка» в сетке часов и усиление «сквозного» воспитательного блока; критики опасаются снижения языковых компетенций и дальнейшего сужения пространства для дискуссионных общественных наук.
  2. Кадровый вопрос. Вести ДНКР будут учителя истории — значит, понадобится подготовка (курсы, методпособия, повышение квалификации), чтобы уроки не превратились в «зачитывание параграфов», а стали живым разговором с подростками. На это указывают и сторонники, и скептики (включая Ямбурга).
  3. Обсуждение «спорных тем». Привязка к конкретным историческим персонажам/событиям может вести к острым дискуссиям (герои, моральные выборы, религиозные сюжеты). От качества учебника и учительской модерации будет зависеть, станет ли курс развитием критического мышления или набором «правильных ответов». (См. аргументы педагогов в «РГ»: «не про верные ответы, а про правильные вопросы».)
  4. Сочетание с уже действующими воспитательными форматами. В школах с 2022 года проходит еженедельный цикл «Разговоры о важном»; важно избежать дублирования и перегрева «воспитательных» часов.

Что дальше: дорожная карта до запуска

Лето–осень 2025. Идёт экспертиза образовательной программы ДНКР; МПГУ готовит рукописи учебников. Минпросвещения анонсирует методический контент и «сопутствующие» воспитательные программы. (Министерство образования России)
До конца 2025 года. Обещана презентация учебников (рукописей) и методических материалов. Параллельно регионы планируют повышение квалификации педагогов. (Православный журнал «Фома»)
Учебный год 2025/26. В расписании нет ОДНКНР; усиливается история, меняется сетка гуманитарных предметов. Школы и регионы готовятся к запуску ДНКР. (Коммерсантъ)
С 1 сентября 2026 года. ДНКР официально входит в обязательную часть учебного плана 5–7 классов. (РБК)

 

Итог: зачем это всё и к чему быть готовыми

Государство стремится институционализировать разговор о ценностях и идентичности — не как «дополнение» к истории и литературе, а как самостоятельный предмет с понятной логикой (биографии, поступки, моральный выбор). Сторонники (Минпросвещения, РПЦ, часть педагогического сообщества) видят в этом способ «собрать» воспитательную работу и сделать ее последовательной. Скептики (включая известных педагогов) опасаются перегрузки, идеологизации и потерь в языковой/социальной подготовке — и предлагают перенести «нравственные смыслы» в дидактику уже существующих гуманитарных дисциплин.
Ключ к успеху курса — в качестве учебников, свободе и профессионализме учителя, и в том, будет ли урок превращаться в честный, взрослый разговор, где совместно разбирают реальные человеческие сюжеты, а не в формальную «пятиминутку правильных ответов». По состоянию на 1 сентября 2025 года формальные рамки для этого заданы, часы найдены, учебники в работе — дальше всё упирается в методику, подготовку кадров и готовность школы к диалогу со своими подростками.

 

 

Читайте также:

Резкое сокращение числа первоклассников в России в 2025 году: анализ причин и последствий

В школах утвердили список обязательных предметов на 2025/2026 учебный год

Современный кабинет физики: интерактивное оборудование и наглядные пособия

От сказки до эссе: жанровое богатство школьной литературы

Интегральная оценка школьника: как новая система может изменить российские школы

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle