Почему в наших школах, несмотря на большие усилия, предпринимаемые нашими чиновниками от образования стало так тяжело и нудно учиться? Почему наши дети воспринимают учебу в школе, как самые неприятные воспоминания в жизни?
Вот и отпраздновали день рождения. Нам 7 лет. Детский сад позади и мы готовимся к поступлению в школу. В этот период для ребенка весь мир это огромное интересное мест, где что ни день то новые впечатления, новые события и новые радости. Но, это справедливо только до 7 летнего возраста, когда наши дети сталкиваются в с образовательным учреждением под названием школа.
* все дети ждут от школы чего-то необычного и интересного.
О сколько ожиданий и волнений от первого похода в школу. Подготовлены все тетрадки и учебники. Проверены карандаши, ручки, ластики. Все это аккуратно сложено в пеналы и уложены в ранцы и портфели. Ожидание чего-то необычного и прекрасного, нового этапа в маленькой семилетней жизни.
* впервые переступить порог школы - что может быть интереснее?
Первое сентября. Много незнакомых детей. Счастливые улыбающиеся мама с папой стоят в сторонке в группе таких же как и они родителей, впервые приведших в школу своих детей. Всюду много цветов, слышится музыка. И вот уже первая учительница уводит парами выстроенных первоклашек на первых в их небольшой жизни урок...
Почему так получается, что через месяц-два, а может быть и раньше, наш ребенок перестает хотеть в школу и утром встречает Вас вопросом "а можно я не пойду сегодня в школу?"
* типичный класс российской общеобразовательной школы. Все, как и пятьдесят лет назад. Все те же парты, учебники на столах, ранцы и рюкзаки.
Он ходит в школу еще какое-то время, прилежно делает уроки, но..., негативные моменты нарастают и, в конце концов, большинство наших детей начинают воспринимать школу как, какое то наказание. А, когда начинаются домашние задания о былой счастливой жизни можно забыть совсем.
* типичная картина на уроке
С этого момента ребенок становится заложником жесткой образовательной системы, которая превращает его существование в один сплошной трудный день с недосыпами, зубрежками, уроками, упреками от родителей и учителей. И так 11 лет...!
Учиться, конечно, не просто, но в силах взрослых правильно поставить процесс обучения, заинтересовать маленького ученика самим процессом получения знаний. Кто-то скажет, что это невозможно, что школа это всегда принуждение. И часто, такое мнение можно услышать от людей так или иначе связанном с нашим образованием.
Хочу сказать таким людям, что они ошибаются!
Есть примеры совершенно иного подхода к школьному образованию. И далеко за ними ходить не надо. Посмотрите на ближайшего нашего соседа - Финляндию.
* так выглядит небольшая сельская школа в Финляндии
А это еще одна, но уже большая, городская школа.
* у финских школ нет заборов, ЕГЭ и ФГОС
Обучение детей в Финляндии в корне отличается от нашего!
* так выглядят классы в финской школе
В основу обучения там поставлени принцип, который можно охарактеризовать как "от целого к частному". В Финляндии придерживаются теории, что сами по себе отдельные предметы, как то география, история, математика и др. достаточно скучны для целенаправленного "моно" изучения. А вот если эти же предметы идут в купе с другим вопросом, то изучать их гораздо интереснее.
Приведем пример:
Вторая мировая война. На ее примере финские школьники изучают не только исторический аспект данного события, но и касаются географии, математики, рисования и даже пения. Одним словом надо "зацепиться за событие" и отталкиваться от него в изучении различных предметов.
* на уроке в Финской школе.
А взяв, например, курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устной речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.
Данный вариант изучения для маленьких школьников значительно интересней, чем обычное заучивание уроков по учебникам, как это делается у нас.
* на уроке в средних классах финской школы
В отличие от нас, Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA.
По результатам анализа Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), показатели качества российского образования за последние три года снизились. В рейтинге из 79 стран за 2018 год российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности (479 баллов из 1000), на 30-м месте по математической грамотности (488 баллов) и на 33-м месте по естественнонаучной грамотности (478 баллов). Об этом говорится в отчете, опубликованном во вторник, 3 декабря, на сайте Федерального института оценки качества образования, выступающего национальным центром проведения PISA в России.
Именно поэтому взоры мировой образовательной науки третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.
* уроки проходят в простой и непринужденной обстановке.
* а иногда, урок может быть проведен прямо в фойе школы.
Почему бы нашим чиновникам не придумывать новые ФГОСы, загоняющие нашу систему образования на "задний двор" мирового образовательного процесса, а просто попытаться перенять уже опробованный и удачный вариант обучения у наших ближайших соседей?
Может быть в этом случае общеобразовательная школа для наших детей не будет ассоциироваться с 11 -летней каторгой?
Китайские школьники самые умные в мире. Российские не вошли в топ-20.
Я ничего не хочу! Молодежь не видит смысла в образовании.
У Российских школьников сформировалась новая сексуальная ориентация.
и, ещё уточнение: в советских школьных программах были учтены связи между предметами: история, литература, география, биология изучали одно и то же с разных сторон. Например, по географии давали понятие широты и долготы, когда по математике уже выучили координатную плоскость. также понятие среднесуточной температуры. а сейчас учитель географии объясняет математические понятия, чтобы донести знания по своему предмету... а практическое обучение было у Макаренко, у которого взял идею Дж.Дьюи, так что ничего нового в Финляндии.