«Кембриджской пятеркой» называют ядро сети советских агентов в Великобритании. Считается, что их вербовку проводил советский разведчик Арнольд Дейч. Бывший директор ЦРУ Аллен Даллес называл «Кембриджскую пятерку» «самой сильной разведывательной группой времен Второй мировой войны».
Все они отличались тем, что работали "за идею". Эта порода разведчиков наиболее ценна для любого государства. Они истинно верили в то, что делали, в свои идеалы Коммунизма - равенства всех людей.
- кодовое имя Stanley, занимал высокие nocты в SIS (MI-5) и MI-6. Филби считается руководителем группы бывших студентов Кембриджа, добровольно, из чисто идеологических соображений долгие годы рисковавших жизнью ради незнакомой для них страны Советов.
Гарольд Адриан Рассел Филби родился 1 января 1912 года в городе Амбала, Индия. Он был завербован советской разведкой в 1933 году в Тринити-колледже Кембриджского университета. Закончив Кембридж, Ким Филби отправился в Вену. Там он помогал вызволять коммунистов из нацистских тюрем. В Лондоне Филби появился с женой — советской шпионкой и вскоре прослыл деятелем консервативной ориентации. В 1937 году в качестве репортера «Таймс» уехал в Испанию освещать ход гражданской войны. В 1940 году поступает на службу в MI-6 и уже через год занимает там пост заместителя начальника контрразведки. В 1944 году становится руководителем 9-го отдела SIS, занимавшегося советской и коммунистической деятельностью в Великобритании.
Гарольд Адриан Рассел Филби был завербован в 1933 году.
С 1947 по 1949 год он возглавляет резидентуру в Стамбуле, с 1949 по 1951-й — миссию связи в Вашингтоне, где координирует совместные действия США и Великобритании по борьбе с коммунистической угрозой. В 1951 году засвечены первые два участника «Кембриджской пятерки» — Дональд Маклин (Маклейн) и Гай Берджес.
Филби также попадает под подозрение: в ноябре 1952 года его допрашивает британская контрразведка MI-5, но отпускает из-за недостатка улик. Филби пребывает в подвешенном состоянии до 1955 года, когда он уходит в отставку. Однако уже в 1956 году его вновь принимают на секретную службу Ее Величества, на этот раз в MI-6. Под прикрытием корреспондента газеты The Observer и журнала The Economist он отправляется в Бейрут. 23 января 1963 года Филби нелегально переправляют в СССР. Он жил в Москве на персональную пенсию, изредка привлекался для консультаций. Женился на Руфине Пуховой (она стала его четвертой и последней женой). Награжден многими орденами СССР.
Похоронен на Кунцевском кладбище.
- кодовое имя Homer, работал в Министерстве иностранных дел.
Дональд Маклин (в русских переводах часто встречается как Маклейн), сын министра либерального кабинета, был завербован советской разведкой в августе 1934 года. Сам Маклин объяснял свое решение осознанием нараставшей угрозы фашизма. На этом фоне Советский Союз, где еще не развернулись массовые репрессии, имел весьма привлекательный имидж в глазах европейских интеллектуалов. Это подтверждает и один из близких друзей Маклина — знаменитый советский разведчик Джордж Блейк: «Все они видели свой долг в том, чтобы помочь Советскому Союзу, потому что считали его единственной надеждой на лучшее будущее человечества в условиях подъема фашизма в Германии...
Начало 30-х годов — это еще и время глубокого кризиса капитализма, породившего массовую безработицу. Дональд и его соратники, как выходцы из благополучных и даже богатых семей, чувствовали себя виноватыми, ответственными за нищенскую жизнь большинства людей. Они были совестливые люди и по этой причине готовы были посвятить свои жизни светлому, как им казалось, будущему других людей. Это будущее они связывали с Советским Союзом, с идеями коммунизма.
После окончания учебы в университете Маклину было настоятельно рекомендовано выйти из компартии и устроиться на службу в Министерство иностранных дел Великобритании. Это ему удалось сделать в 1934 году, и вскоре в Москву начинает поступать ценная информация.
В 1938 году Маклина отправляют секретарем английского посольства в Париж. Накануне вступления немцев в Париж Маклин возвращается в Англию, где возобновляет работу в центральном аппарате британского МИД.
В 1944 году его назначают первым секретарем английского посольства о Вашингтоне, в 1948-м — советником посольства в Каире. В 1950 году Маклин становится руководителем отдела США. Ему приходится заниматься согласованием позиций двух стран в связи с войной в Корее и возможностью использования американского атомного оружия для удара по Северной Корее.
Полученная в это время от Маклина информация имела для Москвы первостепенное значение. Так, на стол русских легла переписка между Рузвельтом и Черчиллем, содержащая проекты военных планов и послевоенной политики.
В мае 1951 года Маклин попал под подозрение, о чем был вовремя предупрежден Кимом Филби. Это заставило его искать убежище в СССР. Одновременно с ним в Москве оказался Гай Берджес. В Москве Маклин пробыл недолго. Руководивший в то время МГБ Семен Игнатьев распорядился в целях безопасности отправить Гая Берджеса и Дональда Маклина под новыми именами в закрытый для посещения иностранцев город Куйбышев (нынешнюю Самару).
Осенью 1952 года в Куйбышев приехали два англичанина — Марк Петрович Фрейзер (Маклин) и Джим Андреевич Элиот (Берджес). Чтобы не вызвать подозрений, была придумана соответствующая легенда: Фрейзер и Элиот - политэмигранты, профсоюзные деятели, подвергавшиеся преследованиям в Англии за свои прогрессивные взгляды. Именно в Куйбышеве сбылась давняя мечта Дональда Маклина — учить русских английскому языку. По его мнению, «русские люди должны знать английский язык, так как предстоящая мировая революция должна была завершиться «по-английски».
В 1955 году Фрейзер и Элиот уехали из Куйбышева в Москву. А в 1956 году было официально объявлено о пребывании Маклина и Берджеса в СССР. С 1961 года и до своей кончины в 1983 году Маклин работал в Москве научным сотрудником Института международной экономики и международных отношений АН СССР.
Он умер убежденным коммунистом, о чем свидетельствуют записи, оставленные им своему другу Джорджу Блейку. Они были сделаны за два года до смерти, весной 1981 года.
«Советский Союз, - писал он, — вынужден будет рано или поздно стать на путь, предлагаемый еврокоммунистами. Мне представляется наиболее вероятным, что в следующие 5 лет в результате благоприятных изменений в высшем руководстве мы окажемся свидетелями улучшения политического, культурного и интеллектуального климата в Советском Союзе, в развертывании целого комплекса реформ, которые затронут самые важные сферы жизни советского народа».
Дональду Маклину не суждено было дожить до точно предсказанной им горбачевской перестройки.
Министерство иностранных дел, военная разведка, предполагаемый пятый член кембриджской группы
Джон Кернкросс родился в 1913 году в шотландской мелкобуржуазной семье. После окончания средней школы поступил в Шотландский университет в Глазго, а затем в Тринити-колледж Кембриджского университета. Во время учебы в Кембридже вступил в компартию. Здесь же познакомился с Энтони Блантом, который стал университетским куратором Кернкросса. Вскоре о коммунистических взглядах Кернкросса стало известно советской разведке. В середине 1930-х годов он был привлечен к сотрудничеству агентом-нелегалом Арнольдом Дейчем.
По его совету Кернкросс вышел в 1936 году из компартии и поступил на работу в британский МИД — в немецкий отдел. Здесь он чувствовал себя неуютно из-за «плебейского» происхождения и в 1938 году, по рекомендации советской разведки, перешел на работу в Министерство финансов. От него поступала важная информация о политике Великобритании, ее торгово-экономических связях с европейскими странами и США.
В 1942 году Джон Кернкросс был переведен на работу в британскую дешифровальную службу в Блетчли-парке для наблюдения за расшифровкой донесений, направляемых гитлеровцами с использованием шифровальной машины «Энигма». Кернкросс как знаток немецкого языка был назначен редактором материалов перехвата.
В течение почти трех лет он каждую неделю передавал сотруднику лондонской резидентуры советской внешней разведки эти материалы. Особенно он гордился тем, что переданные им шифры позывных фашистской авиации, вскрытые британскими спецслужбами, помогли советскому командованию уничтожить накануне сражения на Курской дуге значительную часть германских самолетов непосредственно на аэродромах. В 1944 году Кернкросс был переведен в Лондон, в штаб-квартиру SIS, где координировал работу британской разведки в Югославии.
После войны Кернкросс вновь вернулся на работу в Министерство финансов и до 1952 года передавал через Энтони Бланта секретные документы об экономическом положении Великобритании. В 1952 году в связи с разоблачением и бегством двух членов «кембриджской пятерки» — Берджеса и Маклина — Кернкросс попал под подозрение. На допросах он категорически отрицал свою принадлежность к советской агентурной сети, признав, однако, что иногда передавал Берджесу некоторые секретные документы, не зная о том, что тот являлся советским разведчиком. В том же году Кернкросс был вынужден подать о отставку. Работал преподавателем в Канаде, затем перешел на службу в одно из представительств ООН в Риме. Последние годы жизни он провел на юге Франции, в Провансе.
В 1981 году Маргарет Тэтчер публично признала, что он являлся советским разведчиком. И пояснила, что Джон Кернкросс сознался в сотрудничестве с советской разведкой в обмен на гарантии, что он не будет преследоваться по суду. В начале 1995 года Кернкросс возвратился с женой в Великобританию и поселился в Западной Англии. Он приступил к написанию мемуаров, но в октябре того же года скончался.
- кодовое имя Hicks, контрразведка, Министерство иностранных дел
Гай Берджес был одним из самых ярких и успешных студентов Тринити-колледжа. Именно там он увлекся изучением «Капитала» Маркса и стал открыто пропагандировать коммунистические идеи. В 1932 году Берджес вступил в Кембридже в элитный клуб интеллектуалов-марксистов «Апостолы». Из воспоминаний Энтони Бланта: «Благодаря своему обаянию Гаю удавалось чрезвычайно легко убеждать окружающих. Он заверил меня, что я мог бы делать больше хорошего для общества, присоединившись к его работе».
Берджес привлек Бланта не физически (хотя оба они были гомосексуалистами), а своей незаурядной натурой. Блант рассказывал, что первоначально не привязывался к студенту из-за нескромных сплетен о нем, но был завоеван «живостью и проницательностью ума» и его интересами.
В 1935 году Гай Берджес становится агентом советской разведки. Он очень быстро включился в вербовочную работу лондонской резидентуры ИНО НКВД. Берджес во время войны приобрел множество друзей во всех важных английских учреждениях и практически создал для себя такие разведывательные возможности, которые позволяли освещать практически любые вопросы, интересующие Москву. В 1940 году Берджес, используя свои связи, сумел по заданию НКВД устроить на работу в Ml 6 Кима Филби. Вскоре Берджес ушел из разведки, однако его связь с английскими спецслужбами не прервалась. В 1944 году Берджесу предложили временную работу в информационном департаменте британского МИД. Эта работа фактически давала ему доступ ко всей дипломатической корреспонденции министерства. К концу 1940-х годов Берджес дослужился до чиновника по особым поручениям.
В 1951 году в связи с раскрытием английской разведкой деятельности Маклина на Советский Союз было решено укрыть его в Москве. Берджесу было поручено сопровождать Маклина. Гай Берджес был награжден орденом Красного Знамени, но советским гражданином он так и не стал. Он не раз просил у КГБ разрешения вернуться в Англию, но ему отказывали. Гай Берджес умер 30 августа 1963 года в Боткинской больнице. Урна с его прахом была доставлена в Англию родственникам.
- кодовое имя Johnson, контрразведка, советник короля Георга VI
Блант стал работать на советскую разведку в 1934 году. Его энтузиазм по поводу советского коммунизма был вызван общением с Гаем Берджесом, главным шпионом «пятерки». Гай убедил Бланта, что будет гораздо полезнее для дела, если он вступит в коммунистическую партию. «Атмосфера в Кембридже была настолько напряженной, воодушевление по поводу любой антифашистской
деятельности было настолько велико, что я сделал самую большую ошибку в моей жизни».
Первоначально задача Бланта состояла в том, чтобы подбирать потенциальных кандидатов в шпионы в университетских кругах. Он привлек в разведывательную сеть Джона Кернкросса и американца Майкла Стрейта, который и выдал Бланта после войны властям.
В 1939 году Блант поступает на службу в британскую контрразведку MI-5, затем становится помощником одного из руководителей разведки,занимавшегося обеспечением безопасности армии и военной промышленности. Начиная с 1942 года и до конца войны регулярно встречается со своим советским связным. После войны Блант стал историком искусства, советником короля Георга. Получил титул рыцаря. Он считал, что с агентурной деятельностью покончено. Впоследствии Блант признался службе безопасности: «Вместо того чтобы бежать в Советский Союз, я осознал, что готов скорее подвергнуться риску в этой стране, чем поехать в Россию».
В 1964 году он согласился все рассказать властям в обмен на иммунитет от уголовного преследования. Публично о деятельности Бланта не говорилось до 1979 года, когда Маргарет Тэтчер сообщила об этом в парламенте. Бланта лишили рыцарского титула, но по-прежнему не преследовали.
Блант писал, что разоблачение стало для него настоящим шоком, но он не решился убить себя: «Я пришел к выводу, что это было бы трусливым решением». Кроме того, у него было несколько книг по искусству, которые он хотел бы закончить...