Возникшая пандемия неожиданно открыла новые способы обучения — онлайн образование. Возможностью получить новые знания для работы, учебы или просто в целях самообразования воспользовались миллионы людей. Преимущества и опасности получения онлайн образования.
Переход почти всех сфер жизни человека в онлайн, которому немало поспособствовала пандемия, создал отличные условия не только для развития технологий, но и для всякого рода мошенников: русскоязычный интернет заполонили курсы от тех, кто обещает всего за несколько тысяч рублей научить своих студентов быть успешными, красивыми, здоровыми и богатыми.
Глобальным бумом на образование и саморазвитие воспользовались псевдоэксперты и самозванцы, не имеющие ни достаточного образования, ни опыта, ни самого предмета обучения. Как правило, авторы таких программ обещают научить слушателей быть более успешными, «менять мышление» и любить себя. Собственные курсы начали запускать и известные личности, например, блогеры и телеведущие.
Некоторые из таких коучей в итоге оказываются в суде.
Хотя это и бросает тень на саму идею онлайн-образования, в действительности EdTech-площадками пользуются лучшие мировые университеты. Эксперты уверяют: в будущем спрос на онлайн-образование будет только расти. Можно ли получить по-настоящему качественное образование не отходя от компьютера и что ждет онлайн-обучение, когда пандемия закончится.
Взрослые занялись самообразованием онлайн. Современные цифровые решения позволяют органично встроить его в жизнь даже самого занятого человека. К тому же, благодаря цифре, сегодня ты можешь «учиться у лучших» из любой точки мира. И это значительно доступнее по деньгам. Безусловно, не всему можно научиться онлайн… здесь должен победить здравый смысл. Однако было бы ошибкой считать, что любое онлайн-образование — это «продажа воздуха». Из-за пандемии освоить новые технологии пришлось даже тем, кто всегда был противником офлайн-образования — в первую очередь это касается школьных учителей.
Для российского рынка EdTech время пандемии стало наиболее благоприятным: такого высокого спроса на онлайн-обучение не было никогда.
EdTech — набор цифровых инструментов, которые делают процесс образования более удобным.
Исследование, проведенное сотрудниками НИУ ВШЭ, показало, что 74 процента педагогов, которые ранее вовсе не пользовались онлайн-площадками, освоили их и стали применять в работе. Почти половина из них заявили, что продолжат эту практику в будущем. До пандемии такие платформы применяли в работе только 64 процента учителей — в основном для работы над трудными для учеников темами и для домашних заданий.
Даже когда период полностью дистанционного обучения закончился, многие школы и институты продолжили пользоваться технологиями, к которым привыкли на карантине. Динамика развития российского EdTech-рынка впечатляет: за 2020 год он вырос на треть и достиг объема в 55-60 миллиардов рублей.
Еще одна российская образовательная площадка — «Сферум» — уже сегодня показывает, как будут выглядеть образовательные экосистемы будущего. Сейчас в ней можно проводить большие конференции и трансляции и общаться в сообществах школ. Кроме того, «Сферум» можно интегрировать в сервис «Дневник.ру». В ближайшем будущем платформа начнет работать и с другими электронными дневниками, а также подключится к единой системе идентификации, чтобы профиль школьника можно было подтвердить. За два года оборот российского рынка EdTech-продуктов вырос более чем на 50 процентов.
Система образования в нашей стране, да и во всем мире, не была готова к такому вызову, как пандемия. Возникло много сложностей. К тому же сложившаяся ситуация породила в обществе страх, что образование детей навсегда уйдет в дистант. Однако в ряде случаев (например, при организации дополнительных индивидуальных занятий) цифровые и дистанционные технологии оказались весьма удобны. Часть детей и педагогов, оценив это, сохранили дистанционную форму обучения, даже когда ограничения были сняты.
Надо отметить, что большинство онлайн-проектов все-таки нацелены на взрослую аудиторию. Для начинающих карьеру и специалистов со стажем существуют специальные платформы дополнительного образования: российские GeekBrains и SkillBox, принадлежащие холдингу VK (ежемесячная аудитория каждой площадки — более 3,5 миллиона пользователей), «Нетология», «VK Образование», Skillfactory и многие другие. Лидерами по объему аудитории являются различные обучающие сервисы «Яндекса». Например, «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Практикум» (около четырех миллионов юзеров) и онлайн-школа обучения английскому языку SkyEng (почти пять миллионов человек). При этом многие российские EdTech-площадки оказались конкурентоспособны и на международном рынке.
Проанализировав, какие направления больше всего интересуют взрослых студентов, специалисты выяснили, что чаще всего они решают улучшить свои бизнес-навыки — на эту сферу пришлось 20 процентов рынка. На втором месте оказался маркетинг, диджитал и медиа (14 процентов), а на третьем — психология (ей заинтересовались 11 процентов онлайн-студентов). Кроме того, в топ самых интересных для взрослых направлений онлайн-образования вошли культура и искусство (10 процентов), а также языки и детское развитие (по 8 процентов у каждого). В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов.
Идея непрерывного обучения существует уже давно, однако именно с широким распространением онлайн-площадок это стало действительно доступным для всех желающих, а не только для тех, кто мог позволить себе в течение долгих месяцев совмещать офлайн-образование с работой. Кому-то обучение необходимо для профессионального роста, другим — ради хобби. Но в любом случае оно существенно влияет на качество жизни: психологи считают, что образование дает мотивацию и положительно влияет на личностный рост, развивает, повышает уверенность в себе, помогает быть более адаптивным и гибким.
Согласно обзору Future Market Insights (FMI), в течение ближайших десяти лет спрос на EdTech-услуги будет только расти. В 2021 общий объем продаж на этом рынке достиг приблизительной оценки в 74 миллиарда долларов. По мнению экспертов, к 2031 году эта сумма увеличится примерно в четыре раза и достигнет 288,4 миллиарда долларов.
Образовательные онлайн-платформы условно делят на две категории: это либо архивы с различным обучающим контентом, либо площадки для виртуальных занятий с имитацией реального учебного процесса. Некоторые даже предоставляют возможность полноценно обучаться в удаленном режиме и получить в конце курса диплом или сертификат — например EdX и Coursera, аудитория которых достигает 15,2 и 54,2 миллиона пользователей соответственно. Одна из их особенностей, которая привлекает многих студентов, — возможность получить знания от сотрудников известных высших учебных заведений. Существуют и специализированные площадки — например, Pluralsight и Udacity, ориентированные на программирование и работу с данными. Их совокупная аудитория превышает 10 миллионов человек.
Только за 2020 год в сферу онлайн образования было вложено более 16 миллиардов долларов.
20.02.2022 г.
***
Что такое он-лайн образование?
Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения?
Что такое дистанционное высшее образование?
Олимпиады Яндекс.Учебника для 1-4 классов
Олимпиады для школьников, дающие преимущества при поступлении