Мир захлестнул бум онлайн-образования. Все бросились учиться

Преимущества и опасности получения онлайн образования.

Возникшая пандемия неожиданно открыла новые способы обучения — онлайн образование. Возможностью получить новые знания для работы, учебы или просто в целях самообразования воспользовались миллионы людей. Преимущества и опасности получения онлайн образования.

Подводные камни онлайн образования

Переход почти всех сфер жизни человека в онлайн, которому немало поспособствовала пандемия, создал отличные условия не только для развития технологий, но и для всякого рода мошенников: русскоязычный интернет заполонили курсы от тех, кто обещает всего за несколько тысяч рублей научить своих студентов быть успешными, красивыми, здоровыми и богатыми.

Глобальным бумом на образование и саморазвитие воспользовались псевдоэксперты и самозванцы, не имеющие ни достаточного образования, ни опыта, ни самого предмета обучения. Как правило, авторы таких программ обещают научить слушателей быть более успешными, «менять мышление» и любить себя. Собственные курсы начали запускать и известные личности, например, блогеры и телеведущие.

Популярность гарантирует знаменитым авторам марафонов большое число учеников и высокий доход — личное кураторство может стоить сотни тысяч рублей, при этом никаких научных знаний слушателям курса не передадут. Более того, громкое имя и статус куратора и преподавателя также не гарантируют качества: в сети можно встретить множество жалоб на подобные онлайн-курсы.

Некоторые из таких коучей в итоге оказываются в суде.

 

Хотя это и бросает тень на саму идею онлайн-образования, в действительности EdTech-площадками пользуются лучшие мировые университеты. Эксперты уверяют: в будущем спрос на онлайн-образование будет только расти. Можно ли получить по-настоящему качественное образование не отходя от компьютера и что ждет онлайн-обучение, когда пандемия закончится.

 

Будущее за онлайн-образованием?

Взрослые занялись самообразованием онлайн. Современные цифровые решения позволяют органично встроить его в жизнь даже самого занятого человека. К тому же, благодаря цифре, сегодня ты можешь «учиться у лучших» из любой точки мира. И это значительно доступнее по деньгам. Безусловно, не всему можно научиться онлайн… здесь должен победить здравый смысл. Однако было бы ошибкой считать, что любое онлайн-образование — это «продажа воздуха». Из-за пандемии освоить новые технологии пришлось даже тем, кто всегда был противником офлайн-образования — в первую очередь это касается школьных учителей.

 

Для российского рынка EdTech время пандемии стало наиболее благоприятным: такого высокого спроса на онлайн-обучение не было никогда.

 

EdTech — набор цифровых инструментов, которые делают процесс образования более удобным.

 

Исследование, проведенное сотрудниками НИУ ВШЭ, показало, что 74 процента педагогов, которые ранее вовсе не пользовались онлайн-площадками, освоили их и стали применять в работе. Почти половина из них заявили, что продолжат эту практику в будущем. До пандемии такие платформы применяли в работе только 64 процента учителей — в основном для работы над трудными для учеников темами и для домашних заданий.

Даже когда период полностью дистанционного обучения закончился, многие школы и институты продолжили пользоваться технологиями, к которым привыкли на карантине. Динамика развития российского EdTech-рынка впечатляет: за 2020 год он вырос на треть и достиг объема в 55-60 миллиардов рублей.

 

Российские образовательные площадки, действительно, чаще используются в системе школьного образования. Наиболее известная из них — сайт «Учи.ру». Весной 2020 года он стал вторым по популярности образовательным порталом в мире, а сегодня его аудитория достигает 30 миллионов пользователей в месяц.

 

Еще одна российская образовательная площадка — «Сферум» — уже сегодня показывает, как будут выглядеть образовательные экосистемы будущего. Сейчас в ней можно проводить большие конференции и трансляции и общаться в сообществах школ. Кроме того, «Сферум» можно интегрировать в сервис «Дневник.ру». В ближайшем будущем платформа начнет работать и с другими электронными дневниками, а также подключится к единой системе идентификации, чтобы профиль школьника можно было подтвердить. За два года оборот российского рынка EdTech-продуктов вырос более чем на 50 процентов.

 

 

Онлайн обучение в системе образования

Система образования в нашей стране, да и во всем мире, не была готова к такому вызову, как пандемия. Возникло  много сложностей.  К тому же сложившаяся ситуация породила в обществе страх, что образование детей навсегда уйдет в дистант.  Однако в ряде случаев (например, при организации дополнительных индивидуальных занятий) цифровые и дистанционные технологии оказались весьма удобны. Часть детей и педагогов, оценив это, сохранили дистанционную форму обучения, даже когда ограничения были сняты.

 

Надо отметить, что большинство онлайн-проектов все-таки нацелены на взрослую аудиторию. Для начинающих карьеру и специалистов со стажем существуют специальные платформы дополнительного образования: российские GeekBrains и SkillBox, принадлежащие холдингу VK (ежемесячная аудитория каждой площадки — более 3,5 миллиона пользователей), «Нетология», «VK Образование», Skillfactory и многие другие. Лидерами по объему аудитории являются различные обучающие сервисы «Яндекса». Например, «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Практикум» (около четырех миллионов юзеров) и онлайн-школа обучения английскому языку SkyEng (почти пять миллионов человек). При этом многие российские EdTech-площадки оказались конкурентоспособны и на международном рынке.

 

Проанализировав, какие направления больше всего интересуют взрослых студентов, специалисты выяснили, что чаще всего они решают улучшить свои бизнес-навыки — на эту сферу пришлось 20 процентов рынка. На втором месте оказался маркетинг, диджитал и медиа (14 процентов), а на третьем — психология (ей заинтересовались 11 процентов онлайн-студентов). Кроме того, в топ самых интересных для взрослых направлений онлайн-образования вошли культура и искусство (10 процентов), а также языки и детское развитие (по 8 процентов у каждого). В 2021 году онлайн-продажи образовательных услуг в России выросли на 57 процентов.

 

Идея непрерывного обучения существует уже давно, однако именно с широким распространением онлайн-площадок это стало действительно доступным для всех желающих, а не только для тех, кто мог позволить себе в течение долгих месяцев совмещать офлайн-образование с работой. Кому-то обучение необходимо для профессионального роста, другим — ради хобби. Но в любом случае оно существенно влияет на качество жизни: психологи считают, что образование дает мотивацию и положительно влияет на личностный рост, развивает, повышает уверенность в себе, помогает быть более адаптивным и гибким.

 

По данным исследований, почти треть граждан Европейского Союза в возрасте от 16 до 74 лет прошли онлайн-курс или использовали учебные материалы онлайн за первые три месяца 2021 года. Наибольший интерес к образованию проявили жители Ирландии (46 процентов), Финляндии и Швеции (45 процентов), и Нидерландов (44 процента)

 

Согласно обзору Future Market Insights (FMI), в течение ближайших десяти лет спрос на EdTech-услуги будет только расти. В 2021 общий объем продаж на этом рынке достиг приблизительной оценки в 74 миллиарда долларов. По мнению экспертов, к 2031 году эта сумма увеличится примерно в четыре раза и достигнет 288,4 миллиарда долларов.

 

Аналитики уверены: уже пришедшие на онлайн-площадки пользователи останутся там надолго, так как цифровые сервисы дают широкие возможности обучения при относительно низкой цене, а их число будет только расти. Кроме того, во время пандемии стало популярнее и адаптивное образование — обучение по индивидуальной траектории с персонализированной обратной связью, в котором сегодня используют технологии дополненной реальности и искусственный интеллект.

 

Образовательные онлайн-платформы условно делят на две категории: это либо архивы с различным обучающим контентом, либо площадки для виртуальных занятий с имитацией реального учебного процесса. Некоторые даже предоставляют возможность полноценно обучаться в удаленном режиме и получить в конце курса диплом или сертификат — например EdX и Coursera, аудитория которых достигает 15,2 и 54,2 миллиона пользователей соответственно. Одна из их особенностей, которая привлекает многих студентов, — возможность получить знания от сотрудников известных высших учебных заведений. Существуют и специализированные площадки — например, Pluralsight и Udacity, ориентированные на программирование и работу с данными. Их совокупная аудитория превышает 10 миллионов человек. 

 

Только за 2020 год в сферу онлайн образования было вложено более 16 миллиардов долларов.

 

20.02.2022 г.

 

***

Дополнительно по теме:

 

Что такое он-лайн образование?

Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения?

Что такое дистанционное высшее образование?

Олимпиады Яндекс.Учебника для 1-4 классов

Олимпиады для школьников, дающие преимущества при поступлении

 


 

 



Отзывы (1)

Вы просматриваете: _news_024.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
яя.и я
Удаленное обучение= недалекие знания.
24-02-22 16:11
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: