От образовательного сообщества поступило предложение – проводить ЕГЭ только в тех регионах, которые доказали свою способность честно и беспристрастно провести этот экзамен.
В 2024 году снова поднят вопрос об отмене ЕГЭ. Основная причина – это те проблемы, связанные с экзаменом, которые так и не удалось преодолеть за все время его существования. Среди основных их них – неравенство условий проведения экзамена в разных регионах и чрезмерная нагрузка на школьников.
Основная проблема современного Единого государственного экзамена – отсутствие возможности его проведения в соответствии с общими стандартами. Несмотря на строгие инструкции, которых должны придерживаться все образовательные организации страны, на практике видно, что добиться этого достаточно сложно. Каждый регион или область имеет возможность провести их по-своему, формально поддерживая общие правила Рособрнадзора.
Как правило, большие города гораздо серьезнее подходят к его проведению. Однако, чем дальше от центра, тем слабее становится контроль за их соблюдением.
В настоящее время степень досмотра школьников в разных регионах разная. Не надо думать, что в небольшом селе или областном центре, где все друг друга знают, невозможно пронести телефон или какое-либо другое техническое средство для помощи в сдаче экзамена.
Не секрет, что даже организуются специальные переезды в эти регионы для успешной сдачи ЕГЭ. Происходят и совсем анекдотичные случаи, когда плохо говорящий по-русски абитуриент, предъявляет очень высокие баллы ЕГЭ по русскому и литературе.
На фоне такой ситуации центральные регионы, относящиеся к этому экзамену гораздо строже, попадают в неравные условия. В итоге – выпускники получают меньше баллов при больших знаниях, чем школьники из некоторых других регионов России. Такая ситуация во многом дискредитирует изначальное предназначение ЕГЭ. Однако многолетний опыт сдачи ЕГЭ показывает, что нельзя однозначно заявить, что данный вариант проверки знаний не подходит для России. Приведем аргументы «за» и «против».
1.1. Нарушения правил проведения экзамена
Одной из серьезных проблем является нарушение правил проведения ЕГЭ. В некоторых регионах фиксируются случаи использования запрещенных материалов, технических средств и помощи извне.
1.2. Технические сбои
Технические проблемы также являются значительным препятствием. Случаи сбоев в системе регистрации и проверки ответов создают стресс для участников и могут привести к аннулированию результатов.
1.3. Психологический стресс и давление
ЕГЭ вызывает значительное психологическое давление на учеников. Страх перед провалом часто приводят к стрессу и тревоге.
1.4. Неравенство условий
В некоторых регионах отмечается неравенство в условиях подготовки к экзамену. Недостаток квалифицированных преподавателей, учебных материалов и оборудованных классов создает дисбаланс между учениками.
2.1. Стандартизация оценки знаний
ЕГЭ предоставляет единый стандарт оценки знаний для всех выпускников, что позволяет объективно сравнивать результаты учеников из разных регионов.
2.2. Прозрачность и объективность
Использование автоматизированных систем проверки и видеонаблюдения снижает возможность коррупции и субъективности в оценке экзаменационных работ.
2.3. Упрощение поступления в вузы
Результаты ЕГЭ используются для поступления в высшие учебные заведения, что упрощает процесс поступления и делает его более доступным для учащихся из разных регионов.
2.4. Мотивация к обучению
ЕГЭ мотивирует учеников к систематическому и тщательному изучению школьных предметов, что способствует улучшению общего уровня образования.
Как видно из представленного выше краткого анализа, проведение ЕГЭ способно более объективно оценить знания школьника, чем существовавшие до него отдельные экзамены по разным предметам. Однако безусловным условием для этого является честность его проведения. В противном случае будет то, что мы имеем сейчас.
Не желая терять большое количество положительных факторов в случае отмены Единого государственного экзамена, предложено сохранить его в тех регионах, в которых нет грубых нарушений правил его проведения, и, наоборот, лишить права его проведения там, где он был скомпрометирован плохой организацией и проведеним.
ЕГЭ является важным инструментом оценки знаний выпускников школ. Однако для повышения его эффективности необходимо решать возникающие проблемы и обеспечивать строгое соблюдение правил проведения экзамена во всех регионах. Возможно, введение "Права на проведение ЕГЭ" позволит создать справедливую и объективную систему оценки знаний школьника, способную повысить уровень школьного образования в России.
Портал "Образование в Москве"
12.06.2024 г.