Школьное дистанционное образование в условиях пандемии — путь к разрушению системы получения и оценки знаний. 

Дистанционное обучение зло или благо?

Самая популярная сегодня тема среди учителей, школьников и их родителей — это перевод школ на дистанционное образование и проблемы, с которыми они сталкиваются.

Та скорость, с которой мы сейчас переходим на дистанционное обучение похожа на попытку перемещения во времени — хочется, но не получается.

 

Дистанционное образование при коронавирусе

К счастью, мы не первые, кто столкнулся с этой проблемой и примеры ее решения уже есть. Самый известный из них — Китай.

 

Сразу после обнаружения коронавируса абсолютное большинство образовательных учреждений Китая ушло на карантин, а все занятия были переведены в интернет-пространство. По прошествии трех с лишним месяцев с начала карантина школы остаются закрытыми, а дети продолжают обучение дистанционно.

 

Это прекрасный пример возможностей применения современных обучающих технологий в экстренной ситуации пандемии коронавируса.

 

Реальные возможности России

Видя этот опыт соседней с нами страны, мы решили его повторить и сейчас ускоренно переводим свои образовательные учреждения на дистанционную форму обучения, не считаясь с обстоятельствами.

 

Но, судя уже по первым результатам, итоги данного решения не соответствуют целям и задачам, на него возложенным. Нам вряд ли получится повторить удачный опыт Китая по тотальному переходу школ на дистанционное образование в течение такого короткого срока.

 

И связано это, прежде всего, с уровнем компьютеризации китайского общества, где она практически поголовна. В Китае существуют специально разработанные программы для дистанционной работы, созданные и внедренные еще несколько лет назад, а физическое обеспечение компьютерами и другими необходимыми для дистанционной учебы гаджетами — одно из лучших в мире.

 

Ситуация с дистанционным образованием в России

 

Для нас ситуация с коронавирусом развивалась относительно благоприятно и наша страна начала готовиться к приходу коронавируса заранее, перенимая опыт стран уже столкнувшихся с пандемией. Сделано многое, но одна сфера жизни, на которую следует сейчас обратить повышенное внимание — школьное образование.

 

Одна из проблем — попытка продолжения внешкольного образования путем дистанционного обучения школьников.

 

Здесь мы решили идти по пути китайского примера. Однако сложности, с которыми столкнулось большинство школ, ставят под большое сомнение возможность эффективного обучения детей таким методом. Самое главное препятствие — недостаточная материально-техническая база для таких занятий как у школьников, так и у школ.

 

Особенно это проявляется в провинции, в школах не только нет необходимой техники, но и часто отсутствует нормальное интернет-соединение. Многие школьники не имеют компьютеров или средств выхода в интернет. Нет отечественного программного обеспечения.

 

И самое главное — нет общих стандартов дистанционного обучения!

 

В результате складывается ситуация, когда одни школы «худо-бедно» налаживают какое-то подобие дистанционного обучения, а другие учат от силы 20-30% учеников, да и то с минимальным КПД.

 

Эффект от таких дистанционных занятий очень слабый и способен продлить обучение на 2-3 недели, не более. Потом начнется тотальный разброс в уровне усвоения знаний между главными городами — Москвой, Санкт-Петербургом и всей остальной страной.

 

Если продолжать дистанционное «обучение» достаточно долго, то уровень дифференциации знаний у школьников в разных регионах и городах России будет очень большой и это обязательно повлияет на грядущие ОГЭ и ЕГЭ.

 

Дистанционное образование и экзамены

Разная степень подготовки школьников вследствие длительного дистанционного образования неизбежно приведет и к разнице в результатах ОГЭ и ЕГЭ.

 

Там, где техническая база подготовленности к дистанционному образованию будет выше, там и результаты по ОГЭ и ЕГЭ тоже будут выше, чем у детей с плохими условиями дистанционного образования. А это, в свою очередь, создаст неравные условия при поступлении в вуз даже для одаренных детей из провинции.

 

Такого ли эффекта мы хотим?

 

Надо честно признать, что на сегодняшний день Россия не готова к полноценному дистанционному обучению детей, и попытка это сделать в приказном порядке является ошибкой с далеко идущими негативными последствиями.

 

Ошибочное навязывание дистанционного обучения по всей стране в условиях недостаточной подготовленности к этому приведет только к одному результату — разрушению уже установившейся системы получения и оценки знаний.

 

Многие одаренные дети вследствие такого подхода не смогут набрать достаточное количество баллов ЕГЭ для дальнейшего поступления в вуз на бюджетные места, которые опять перераспределятся не в пользу детей из провинции. В более удаленной перспективе дистанционное обучение принесет больше вреда, чем пользы.

 

Так надо ли продолжать?

 

***

 

Следите за новостями на нашем сайте «Образование в Москве»

 

 

Дополнительно по теме:

 

Учителя скоро не потребуются. Страна готовится к переходу на дистанционное образование!

И все-таки, их могут отменить! ВПР, ОГЭ и ЕГЭ предложено отменить на законодательном уровне!

Коронавирус и образования. Последние новости

Досрочное завершение учебного года в довузовских образовательных учреждениях Минобороны.

Почему нельзя проводить ОГЭ и ЕГЭ в период коронавируса?

Насколько опасно посещение школы в период коронавируса?

Италия раскрыла реальную статистику по коронавирусу COVID-19. Летальность среди пожилых чрезвычайно высока!

 

 

 


 

 



Отзывы (3)

Вы просматриваете: go_go_scool_news_virus_razr_dist.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Наталья М.
Я учитель. Работаю с дистанционкой с пятым классом. Нет конкретной программы для работы. Скачем с одной на другую. Сказали работать через Zoom. Уже на втором дистанционном уроке наши ушлые детишки "взломали" программу и в процессе урока то "хрюканье", то "ржание".
Ну разве это работа?
Сначала надо все наладить, а потом запускать дистанционку!
16-04-20 12:37
Ирина Николаевна
Дистанционное обучение по всей стране в условиях недостаточной подготовленности в системе образования , а следовательно педагогов - полный бред! Подобные программы разрабатываются не за 1 или 2 месяца, а порой годы! Сравнить Китай и Россию в этом плане - полное безумие. То же самое, что наши предки пытались за 20 лет построить коммунизм.
15-04-20 23:13
Илья
Дистанционное образование — полная профанация. Пока не поздно надо прекратить это и отпустить детей на дачи!
30-03-20 21:35
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
4 + 4
 
Введите ответ: