Самая популярная сегодня тема среди учителей, школьников и их родителей — это перевод школ на дистанционное образование и проблемы, с которыми они сталкиваются.
Та скорость, с которой мы сейчас переходим на дистанционное обучение похожа на попытку перемещения во времени — хочется, но не получается.
К счастью, мы не первые, кто столкнулся с этой проблемой и примеры ее решения уже есть. Самый известный из них — Китай.
Сразу после обнаружения коронавируса абсолютное большинство образовательных учреждений Китая ушло на карантин, а все занятия были переведены в интернет-пространство. По прошествии трех с лишним месяцев с начала карантина школы остаются закрытыми, а дети продолжают обучение дистанционно.
Это прекрасный пример возможностей применения современных обучающих технологий в экстренной ситуации пандемии коронавируса.
Видя этот опыт соседней с нами страны, мы решили его повторить и сейчас ускоренно переводим свои образовательные учреждения на дистанционную форму обучения, не считаясь с обстоятельствами.
Но, судя уже по первым результатам, итоги данного решения не соответствуют целям и задачам, на него возложенным. Нам вряд ли получится повторить удачный опыт Китая по тотальному переходу школ на дистанционное образование в течение такого короткого срока.
И связано это, прежде всего, с уровнем компьютеризации китайского общества, где она практически поголовна. В Китае существуют специально разработанные программы для дистанционной работы, созданные и внедренные еще несколько лет назад, а физическое обеспечение компьютерами и другими необходимыми для дистанционной учебы гаджетами — одно из лучших в мире.
Для нас ситуация с коронавирусом развивалась относительно благоприятно и наша страна начала готовиться к приходу коронавируса заранее, перенимая опыт стран уже столкнувшихся с пандемией. Сделано многое, но одна сфера жизни, на которую следует сейчас обратить повышенное внимание — школьное образование.
Здесь мы решили идти по пути китайского примера. Однако сложности, с которыми столкнулось большинство школ, ставят под большое сомнение возможность эффективного обучения детей таким методом. Самое главное препятствие — недостаточная материально-техническая база для таких занятий как у школьников, так и у школ.
Особенно это проявляется в провинции, в школах не только нет необходимой техники, но и часто отсутствует нормальное интернет-соединение. Многие школьники не имеют компьютеров или средств выхода в интернет. Нет отечественного программного обеспечения.
В результате складывается ситуация, когда одни школы «худо-бедно» налаживают какое-то подобие дистанционного обучения, а другие учат от силы 20-30% учеников, да и то с минимальным КПД.
Если продолжать дистанционное «обучение» достаточно долго, то уровень дифференциации знаний у школьников в разных регионах и городах России будет очень большой и это обязательно повлияет на грядущие ОГЭ и ЕГЭ.
Разная степень подготовки школьников вследствие длительного дистанционного образования неизбежно приведет и к разнице в результатах ОГЭ и ЕГЭ.
Там, где техническая база подготовленности к дистанционному образованию будет выше, там и результаты по ОГЭ и ЕГЭ тоже будут выше, чем у детей с плохими условиями дистанционного образования. А это, в свою очередь, создаст неравные условия при поступлении в вуз даже для одаренных детей из провинции.
Такого ли эффекта мы хотим?
Надо честно признать, что на сегодняшний день Россия не готова к полноценному дистанционному обучению детей, и попытка это сделать в приказном порядке является ошибкой с далеко идущими негативными последствиями.
Многие одаренные дети вследствие такого подхода не смогут набрать достаточное количество баллов ЕГЭ для дальнейшего поступления в вуз на бюджетные места, которые опять перераспределятся не в пользу детей из провинции. В более удаленной перспективе дистанционное обучение принесет больше вреда, чем пользы.
Так надо ли продолжать?
● ***
Следите за новостями на нашем сайте «Образование в Москве»
Учителя скоро не потребуются. Страна готовится к переходу на дистанционное образование!
И все-таки, их могут отменить! ВПР, ОГЭ и ЕГЭ предложено отменить на законодательном уровне!
Коронавирус и образования. Последние новости
Досрочное завершение учебного года в довузовских образовательных учреждениях Минобороны.
Почему нельзя проводить ОГЭ и ЕГЭ в период коронавируса?
Ну разве это работа?
Сначала надо все наладить, а потом запускать дистанционку!