Что такое таксономия Бенджамина Блума: 6 уровней образовательных целей
В основе любого эффективного учебного процесса лежит четкое понимание того, какие именно образовательные цели мы ставим перед учениками. Просто "получить знания" — слишком размытая формулировка. Педагогам и методистам необходимо иметь инструмент, который позволяет систематизировать эти цели и градировать их по уровню сложности. Именно таким инструментом является таксономия Бенджамина Блума.
Таксономия Блума — это иерархическая классификация образовательных целей, впервые предложенная американским психологом Бенджамином Блумом и его коллегами в 1956 году. Основная идея заключается в том, что процесс обучения — это восхождение по ступеням, где освоение каждого последующего уровня невозможно без прохождения предыдущего. Эта классификация стала фундаментальной основой для разработки учебных программ, планирования уроков, а также создания оценочных материалов и тестов, позволяющих проверить не только запоминание, но и более глубокое понимание и применение знаний. Более подробно о ней вы можете почитать в статье таксономия Блума.
1. Почему таксономия Блума важна для обучения
Применение таксономии целей Блума дает ряд значительных преимуществ для педагогической практики:
- Четкость целей: Она помогает сформулировать измеримые и конкретные цели обучения. Вместо расплывчатого "студенты узнают о законах физики" можно поставить цель "студенты смогут применять законы Ньютона для решения практических задач" (уровень "Применение").
- Системность и структура: Таксономия позволяет выстроить учебный процесс логически — от простого запоминания фактов до их творческого использования и оценки. Это гарантирует, что учащиеся не пропустят базовые ступени, необходимые для освоения сложных навыков.
- Качество оценки: Это отличный инструмент для создания разнообразных оценочных заданий. Чтобы проверить все уровни таксономии Блума, преподаватель может включить вопросы на простое воспроизведение информации, на анализ причинно-следственных связей и на критическое суждение.
- Развитие критического мышления: Фокусируясь на высших уровнях (Анализ, Оценка, Создание), педагоги стимулируют развитие у учеников навыков, необходимых в современном мире: критическое мышление, решение проблем и креативность.
2. Классическая модель Блума
Изначально Бенджамин Блум и его соавторы разделили цели обучения на три большие сферы (домена): когнитивную (знания), аффективную (эмоции и установки) и психомоторную (двигательные навыки). Наибольшее распространение и практическое применение получила когнитивная сфера, которая классифицирует умственные процессы.
Классическая модель 1956 года включает шесть последовательных уровней таксономии Блума (представлены в форме существительных):

- Знание (Knowledge): Самый низший уровень. Требует запоминания и воспроизведения ранее изученной информации, такой как факты, термины, основные понятия или ответы на вопросы.
- Глаголы действия: перечислить, назвать, описать, определить.
- Понимание (Comprehension): Способность осмыслить, объяснить, интерпретировать или преобразовать информацию. Учащийся понимает, что означает информация.
- Глаголы действия: объяснить, обобщить, перефразировать, привести пример.
- Применение (Application): Способность использовать полученные знания, правила или методы в новой, конкретной ситуации.
- Глаголы действия: применить, решить, продемонстрировать, выполнить.
- Анализ (Analysis): Способность разбить информацию на составные части, чтобы выявить структуру, отношения, мотивы или причинно-следственные связи.
- Глаголы действия: проанализировать, сравнить, выделить, классифицировать.
- Синтез (Synthesis): Способность комбинировать части для создания нового целого или оригинального продукта, идеи, плана.
- Глаголы действия: разработать, создать, придумать, сформулировать, составить.
- Оценка (Evaluation): Самый высший уровень. Способность выносить суждения о ценности идей или материалов, основываясь на определенных критериях.
- Глаголы действия: оценить, обосновать, доказать, критиковать.
Важно: В 2001 году таксономия была пересмотрена Андерсоном и Кратволем. Уровни были переименованы в глаголы (например, "Знание" стало "Запоминанием"), а два высших уровня поменялись местами: "Оценка" стала предпоследней ступенью, а "Создание" (бывший Синтез) — высшей.
3. Применение таксономии
Таксономия используется во многих аспектах образовательного дизайна и процесса:
- Разработка учебных планов: Она помогает методистам гарантировать, что учебная программа последовательно продвигается от базовых когнитивных навыков к высшим. Например, в курсе сначала могут идти лекции на Знание (определение терминов), затем семинары на Понимание (объяснение концепций), а в конце — курсовая работа на Синтез/Создание (разработка оригинального проекта).
- Постановка вопросов: Преподаватели могут использовать модель для создания вопросов разного уровня сложности. Если нужно проверить только запоминание, спросят: "Назовите основные части...", а если нужно проверить Анализ: "Сравните преимущества и недостатки двух подходов...".
- Создание обучающего контента: При разработке онлайн-курсов или электронных учебников, модель позволяет сбалансировать контент. Материалы для Знания будут содержать простые определения, тогда как для Анализа — кейсы и задания на сортировку данных.
- Обратная связь: Используя тасономию целей Блума, можно давать более точную обратную связь. Например, вместо "Работа плохая", можно сказать: "Вы хорошо продемонстрировали Понимание основных теорий, но вам не удалось перейти на уровень Анализа при сравнении этих теорий".
Заключение
Таксономия Бенджамина Блума — это не просто академическая теория, а мощный практический инструмент, который трансформирует процесс обучения. Она предоставляет педагогам и методистам универсальный язык для описания и классификации образовательных целей, гарантируя, что учебный процесс сфокусирован не только на простом запоминании, но и на развитии критического мышления, аналитических способностей и навыков создания нового. Понимая и используя эти уровни таксономии Блума, образовательные учреждения могут готовить студентов, которые не просто знают информацию, но умеют ею пользоваться, оценивать ее и преобразовывать мир вокруг себя.
Читайте также: