Тенденция последних лет – увеличение обращений за помощью к репетиторам у учащихся школ. Современное образование так устроено, что основная цель школьного обучения в старших классах – подготовка к ЕГЭ. На все остальное – сколько останется времени. Большую часть материала ученики изучают самостоятельно по учебникам, что-то объясняют в школе, но значительную часть знаний втолковывают не учителя, а репетиторы, которые в последнее время стали почти единой структурой со школой. Если ученик хочет успешно сдать ЕГЭ, то без них уже не обойтись.
В последние десятилетия в России наблюдается значительное увеличение роли репетиторства в образовательном процессе. Репетиторы стали важным дополнением к школьному образованию, и многие родители видят в них ключ к успеху своих детей на экзаменах и в дальнейшем образовании. Система школьного обучения, несмотря на попытки модернизации, не всегда может обеспечить достаточное внимание каждому ученику, особенно в больших классах. Как результат, ученики и их родители всё чаще обращаются за помощью к частным педагогам.
В условиях, когда конкуренция за места в ведущих университетах возрастает, роль репетиторов в подготовке к итоговой аттестации становится всё более значимой. Экзамены ЕГЭ и ОГЭ стали важнейшими вехами в образовательной траектории школьников, и качество подготовки к ним во многом определяет будущее ребенка. Многие родители понимают, что для достижения высоких результатов может потребоваться индивидуальный подход, который школа не всегда в состоянии предложить.
Репетиторство в России стало массовым явлением. По данным исследований различных образовательных организаций, около 60% российских школьников хотя бы раз в своей жизни пользовались услугами репетиторов. Это связано как с растущими требованиями к качеству образования, так и с нехваткой времени и возможностей у школьных учителей для индивидуальной работы с каждым учеником.
Опросы, проведённые среди родителей школьников, показывают, что около 30% родителей регулярно нанимают репетиторов для своих детей, а более 40% планируют это делать в будущем. Эти данные свидетельствуют о высокой востребованности дополнительных занятий и о том, что родители считают их необходимыми для достижения успеха в учёбе.
Ситуация с пандемией COVID-19 также сыграла свою роль в росте популярности онлайн-репетиторства. В условиях дистанционного обучения многие родители столкнулись с трудностями в обеспечении качественного образования своих детей, что усилило спрос на услуги частных педагогов.
Вопрос о том, с какого возраста начинать работать с репетиторами, часто вызывает споры. Однако практика показывает, что родители всё чаще начинают приглашать репетиторов для своих детей уже с начальной школы, то есть с 1-4 классов. В этот период акцент делается на улучшении навыков чтения, письма, математики и развития логического мышления. Многие родители считают, что начальная школа закладывает фундамент для дальнейшего успешного обучения, поэтому считают важным обеспечить ребёнку дополнительные занятия.
В среднем же, основная часть школьников начинает обращаться к репетиторам в 8-9 классах, когда начинается подготовка к ОГЭ, и в 10-11 классах перед сдачей ЕГЭ. Именно подготовка к экзаменам становится главной причиной для обращения к репетиторам.
Поиск репетитора в современном мире стал проще благодаря развитию технологий и интернет-платформ. Наиболее популярными способами поиска репетиторов являются:
1. Рекомендации знакомых. Родители часто обращаются за советом к друзьям, чьи дети уже занимались с репетиторами, чтобы найти проверенного педагога.
2. Онлайн-ресурсы: Например, ищут по фразам "репетиторы в Москве", заходят на специальные сайты и мобильные приложения, такие как «ZOON», «Ваш Репетитор», «Тьютор Онлайн» и другие, которые предлагают широкий выбор специалистов, с возможностью изучить их профили, отзывы, рейтинг и стоимость услуг.
3. Социальные сети и мессенджеры. В таких платформах, как Instagram, ВКонтакте или Telegram, есть множество специализированных сообществ, где репетиторы предлагают свои услуги.
4. Частные объявления. Некоторые репетиторы предлагают свои услуги через объявления на сайтах или на досках объявлений в школах и других общественных местах.
Репетиторские услуги востребованы практически по всем школьным предметам, но наибольшая популярность наблюдается по следующим дисциплинам:
1. Математика. Один из самых сложных для многих учеников предметов, особенно в старших классах. Математика требует глубокого понимания теории и умения применять знания на практике, что вызывает потребность в индивидуальных занятиях.
2. Русский язык и литература. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по этим предметам часто требует от учеников серьёзной работы с текстами, развития грамотности и навыков написания сочинений.
3. Иностранные языки. Английский язык остаётся одним из самых востребованных предметов для репетиторства, особенно в связи с его ролью на международной арене. Всё больше родителей также приглашают репетиторов по другим языкам, таким как немецкий, французский или китайский.
4. Физика и химия. Эти предметы сложны для понимания без индивидуальной работы с преподавателем, особенно при подготовке к экзаменам или олимпиадам.
5. Информатика. В последние годы спрос на репетиторов по информатике значительно вырос из-за возрастающей роли информационных технологий в образовании и на рынке труда.
Репетиторство — это серьёзная финансовая нагрузка на семейный бюджет. Стоимость одного академического часа репетитора в зависимости от региона, уровня преподавателя и предмета колеблется от 500 до 3000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге цены могут быть ещё выше, особенно у преподавателей с большим опытом или преподавателей университетов.
Например: если ученик занимается с репетитором по одному предмету два раза в неделю по одному часу, то за месяц (около 8 занятий) стоимость таких услуг может составить от 4000 до 24 000 рублей. В случае подготовки к нескольким предметам или при более интенсивной нагрузке общие затраты на репетиторов за учебный год могут достичь значительных сумм, от 50 000 до 300 000 рублей и более.
Многие родители осознают важность этих вложений, рассматривая их как инвестицию в будущее ребенка, однако для многих семей такие расходы становятся серьёзным испытанием.
Эффективность работы с репетиторами высоко оценивается как родителями, так и учениками. Индивидуальный подход, возможность задать вопросы и получать обратную связь в реальном времени создают условия для более глубокого усвоения материала. Согласно исследованиям, учащиеся, которые занимаются с репетиторами, показывают в среднем на 15-20% более высокие результаты на экзаменах, чем их сверстники, которые не получают дополнительной помощи.
Однако не всегда эффективность зависит только от репетитора. Важную роль играет и мотивация самого ученика. Репетитор может направить, помочь устранить пробелы, но без стремления со стороны ученика достичь высоких результатов, дополнительные занятия могут не принести ожидаемого успеха.
С учётом всех факторов — роста требований к школьному образованию, конкуренции за места в вузах и изменений в системе оценивания — роль репетиторов в ближайшие годы, вероятно, будет только возрастать. Также важную роль в этом процессе будет играть развитие технологий. Онлайн-репетиторство, уже занявшее значительное место на рынке образовательных услуг, продолжит развиваться, предоставляя более гибкие и доступные способы обучения.
Репетиторы, в свою очередь, будут стремиться к повышению квалификации и расширению набора образовательных инструментов, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов и новым вызовам времени.
Репетиторы в России стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Высокая востребованность частных преподавателей связана с растущими требованиями к школьному образованию и необходимостью подготовки к экзаменам. Несмотря на значительную финансовую нагрузку на родителей, многие семьи считают занятия с репетиторами важной инвестицией в будущее своих детей. В условиях постоянных изменений в образовании и увеличения конкуренции за места в вузах, роль репетиторов будет продолжать расти, а их востребованность будет только увеличиваться.