Московское Центральное Кольцо (МЦК) - новый вектор развития города

Станция Шелепиха МЦК у Москва-сити

Строительство МЦК

Летом 2016 года на многих платформах Московского метрополитена можно было заметить таблички с интригующей надписью: «МЦК — скоро открытие». Позже на всех схемах метро появилось белое кольцо с красной окантовкой под номером «14» — это Московское центральное кольцо, больше известное как Московская кольцевая железная дорога.

 

Реконструированная линия станет вторым кольцом Московского метрополитена и неотъемлемой частью всей транспортной системы Москвы. Пассажирское движение на МЦК запустят 10 сентября 2016 года. Высокоскоростные электропоезда «Ласточка», которые будут обслуживать новую наземную ветку, помогут сэкономить на поездке по столице до 20—30 минут.

 

Решение о строительстве железной дороги, которая связала бы кольцом основные радиальные направления, было принято ещё в 1897 году. Строительство началось в 1903-м, а первый поезд по Московской окружной железной дороге прошёл 19 июля 1908 года. На тот момент дорога не имела аналогов в мире.Она пролегала среди болот, лесов, пашен, проходила по дачной местности и промышленным землям и предназначалась прежде всего для грузовых перевозок. Изначально планировали и пассажирские перевозки, даже построили по индивидуальным проектам станционные здания. Пассажирами были в основном рабочие и служащие прилегающих к окружной дороге предприятий.

Затем в эти районы проложили трамвайные пути и автобусные маршруты, и в 1934 году пассажирское движение по кольцу было прекращено. К концу XX века активность грузоперевозок на МКЖД {так стала называться окружная дорога) также существенно снизилась и затраты на эксплуатацию себя не оправдывали. В 1990-х годах движение на кольце было полностью остановлено.

 

 

С чего все началось?

Ещё в 1960-е годы власти города задумывались над тем, чтобы восстановить на МКЖД пассажирское движение. Работы по реконструкции МКЖД начались лишь в 2012 году. Сто лет назад окружная дорога фактически обводила границы Москвы. Сейчас территория столицы так расширилась, что МЮКД пролегает посреди города. Поэтому её решили не просто восстановить, а интегрировать в систему метро.

Дорогу электрифицировали, провели замену железнодорожного полотна, реконструкцию путепроводов и станций. Сейчас на станциях завершают ремонт и тестируют движение поездов. Осталось добавить последние штрихи — облицовку переходов гранитом и мрамором, установку лифтов, монтаж эскалаторов — и Московское центральное кольцо распахнёт двери и турникеты для пассажиров. Надо отметить, что при строительстве использовались качественные и долговечные строительные и отделочные материалы (https://nikidekor.ru/).

 

На кольце, протянувшемся на 54 км, расположена 31 станция. Каждая из них ещё и транспортно-пересадочный узел, с которого легко пересесть на другой вид транспорта, не выходя в город. В этом и заключается главная идея центрального кольца. На 17 станциях можно перейти с МЦК в метро, с десяти — пересесть на пригородную электричку и с любой — на наземный городской транспорт.

На некоторых транспортно-пересадочных узлах удалось включить в один комплекс сразу четыре вида транспорта: МЦК, наземный, метро и электрички. Такой логистический комплекс появится, в частности, на транспортно-пересадочном узле «Окружная» (станция метро «Савёловская»).

 

 

Помимо этого у пересадочных узлов появятся перехватывающие парковки, где можно оставить свой автомобиль и продолжить путь без пробок по Московскому центральному кольцу. Большинство транспортно-пересадочных узлов сделали крытыми — по принципу «сухие ноги», — чтобы пассажирам не пришлось выходить на улицу в случае непогоды. Здесь также разместятся офисы, кафе, магазины и банкоматы.

 

Кстати, билетная система, тарифы и график работы МКЦте же, что и в метро. А пересадка с наземного кольцевого метро в подземное будет бесплатной. Строительство транспортно-пересадочных узлов планируют полностью завершить в 2017 году.

 

По кольцу будут курсировать поезда «Ласточка», которые производит немецкая компания AG Siemens. Поезд состоит из пяти вагонов и вмещает до 1200 пассажиров, что сравнимо с двухэтажными поездами, распространёнными в Европе. Московские «Ласточки», разгоняющиеся до 120 км/ч, будут ходить с интервалом 11—15 минут, а в часы пик — каждые 6 минут. Поездка по всему кольцу займёт 75 минут.

 

Переходы в «Ласточке» сквозные, как в новых поездах метро. Из приятных бонусов: климат-контроль, оборудованные места для колясок и велосипедов, бесплатный Wi-Fi и розетки, где можно зарядить гаджеты.

 

Железная дорога — источник характерного стука состава о рельсы, который помимо мыслей о путешествиях привносит сильное шумовое загрязнение, а его и так достаточно в городе. Чтобы «снизить громкость», на станциях сделали специальные защитные экраны, а рельсы изготовили по технологии «бархатного пути», без стука колес. На Челябинском металлургическом комбинате делают рельсово-шпальные плети повышенной длины (800 м), закалённые в растворе полимера для придания прочности.

Длина этих рельсов позволяет избежать большого количества сварных стыков и таким образом сделать поездку мягкой и относительно бесшумной. Помимо очевидных преимуществ в виде экономии времени на передвижение новое транспортное кольцо, скорее всего, подарит городу положительный побочный эффект.

 

Постоянный пассажирский поток должен оживить прилегающие к кольцу территории. Зачастую это бывшие промышленные зоны, которые занимают 17% территории {в старых границах Москвы). Свежая транспортная артерия увеличит доступность этих районов и приведёт к развитию заброшенных участков, которые сейчас в лучшем случае используются под склады. Если инвесторы заинтересуются «ожившими» районами, то, по расчётам Научно-исследовательского и проектного Института Генплана, на этих землях может быть построено 750 тыс. м2 коммерческой недвижимости, что приведёт к созданию примерно 40 тыс. новых рабочих мест и снизит транспортную нагрузку на центр столицы.

 

 

Читайте также:

 

Как в Москве утилизируется снег без вреда для экологии