Забота об экологии города — первостепенная задача обеспечения безопасного проживания в нем. Большое значение здесь имеют современные методы утилизации снега, которого за зиму в городе выпадает огромное количество. В Москве этим занимается организация под названием "Московодосток". Рассказываем, как с помощью передовых технологий удается справиться с таким объемом снежной массы и при этом не навредить экологии.
Снег, который накрывает город белым плотным полотном, радует всех горожан — зима пришла! Но вслед за этой радостью появляются насущные вопросы — когда же будут расчищены на дорогах и тротуарах снежные заносы, чтобы транспорт мог свободно ездить, а пешеходы перемещаться без риска увязнуть в сугробах.
Коммунальные службы стараются оперативно проводить уборку снега в зимний период на всей территории Москвы. А вот куда девается снежная масса с городских улиц, площадей, парков, тротуаров?
Ответ на этот вопрос знает «Мосводосток» — предприятие, которое на протяжении многих лет занимается быстрой утилизацией снежной массы по современным технологиям.
До 2002 года считалось, что не будет особого вреда для экологии, если собранный с улиц снег просто сбрасывать в реки. Собственно, в Москве на протяжении многих десятилетий так и делали: снежную массу, которую собирали на дорогах, сразу отправляли в реки Москва и Яуза.
Однако со временем экологи забили тревогу — такой способ уборки наносит существенный вред окружающей среде. Ведь на дороге снег впитывает в себя все отходы транспорта — бензин, солярку, масла. Антигололедные средства, которыми постоянно обрабатываются улицы, тоже никуда не исчезают, а перемешиваются со снежной массой. Таким образом, собранный снег насыщен различными реагентами, солями и химическими элементами.
К тому же в процессе уборки вместе со снегом в кузов автомобиля попадали песок, камни, мелкие ветки, весь мусор, который лежал на земле.
И все это вместе со снежными отвалами отправлялось прямиком в реки. Вред для экологии — ощутимый.
За границей с таким способом утилизации снега распрощались еще в 70-е годы прошлого века. В Америке, Канаде, во многих европейских странах стали возводить специальные снегоплавильные площадки. Там снежные массы растапливали, проводили качественную очистку талой воды и только после этого отправляли в водостоки.
В Исландии решили подойти к проблеме более кардинальным путем: все дороги и тротуары оборудовали подземными трубами отопления. Снег тает от их тепла, не успев лечь на землю плотным слоем. Вопрос уборки снежной массы отпал сам собой.
В России дорог и тротуаров слишком много, оборудовать их все подогревом — нереально. Поэтому за образец утилизации снежных масс были взяты технологии Америки и Канады.
С начала 2000-х годов в Москве начали строить современные снегосплавные пункты. К ним свозится вся снежная масса, собранная на дорогах и тротуарах мегаполиса, плавится, очищается от всех вредных компонентов, а чистая талая вода отправляется в водосток. Экологично, безопасно и главное — не слишком затратно.
К раздельному сбору мусора наши потребители давно уже привыкли. Теперь пора приучать коммунальщиков к правильной уборке снега, которая будет соответствовать экологическим требованиям. В этом направлении отрабатываются новые подходы и изучается их эффективность. И пионером в этом направлении стала Москва. Сегодня здесь активно применяются современные технологии по утилизации снежных отходов.
В этом направлении в мегаполисе работает два предприятия: «Мосводоканал» и «Мосводосток». Подходы к уборке и утилизации снега у них различные.
«Мосводоканал» пошел по пути использования бытовой канализации, трубы которой круглый год прогреты до 18-20 градусов. Сброшенный снег тает без лишних затрат, талая вода перемешивается с канализационными стоками и затем отправляется на очистные сооружения. Там производится окончательная очистка сточных вод.
Предприятие «Мосводосток» использует в работе другой принцип работы. В Москве введено в эксплуатацию 14 снегосплавных пунктов. Эти объекты размещены прямо на водосточных коллекторах, которые дают необходимое тепло для таяния снега. Таким образом достаточно эффективно работает бесплатные источники тепла.
Некоторые снегосплавные пункты (ССП) находятся в непосредственной близости с коллекторами, по которым текут подземные реки. Они тоже имеют плюсовые показатели — даже в самые сильные морозы их температура составляет не меньше 6 градусов тепла. А значит, снег будет активно таять без лишних усилий.
Часть снегосплавных пунктов было решено разместить у ТЭЦ. Эти предприятия дают воду до, нагретую до 28 градусов. Еще несколько снегосплавных пунктов расположились на городских теплосетях. Горячая вода вначале поступает в дома, обогревает их, и на обратном пути плавит снег.
Выгода такой технологии очевидна сразу по нескольким показателям. Во-первых, трудозатраты — минимальные. Во-вторых, используется ресурс, который ранее не был задействован — тепло от коллекторов и труб отопления раньше просто уходило в воздух или землю. В-третьих, такой способ плавления снега экологичен: в водосточную сеть не сливается грязная вода.
Если рядом нет дешевых источников тепла, канализационных труб или труб отопления, «Мосводосток» устанавливает дизельные генераторы. Они позволяют быстро нагреть воду до нужных параметров и подать ее в камеры для плавления снега.
Таким образом, у «Мосводостока» и «Мосводоканала» различны только источники тепла. В остальном технология плавления снега схожа.
Вначале собранный снег идет на очистку от крупных примесей. Специальные дробилки расщепляют крупный мусор (камни, ветки, бумагу). Затем снег отправляется в камеру, где начинает активно таять. Талая вода уходит через фильтры, а весь мусор оседает на так называемых «песколовках» — специальных приспособлениях, которые задерживают всю грязь и крупный мусор. Периодически получившийся осадок убирают насосом или экскаватором, грязную смесь высушивают и отправляют на полигоны ТБО.
Талая вода, уже без грязи и крупных элементов мусора, отправляется на очистные сооружения, где и проходит основную очистку. Такой современный способ утилизации снега — дешевый, быстрый и абсолютно безвредный для природы.
Московское Центральное Кольцо (МЦК) - новый вектор развития города