Всероссийское совещание учителей истории и обществознания - важное событие для российской школы. Меняющиеся приоритеты преподавания, переосмысление способов подачи материала и тенденции развития самого предмета обсуждались на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания в Казани 19 ноября 2019 года.
Эти и другие непростые вопросы обсуждались на "Всероссийском совещании учителей истории и обществознания в Казани" 19 ноября 2019 года.
История в школе - важнейшая дисциплина, которая ответственна за формирование личности в духе патриотизма и любви к Родине. Героические примеры нашей истории не должны быть размыты западной пропагандой и лживыми "фактами", которые сейчас активно вбрасываются разными странами с целью дискредитации России. Противостоять этому должны наши ученые, которые на основании правдивых исторических документов могут показать истинные исторические реалии.
Предмет "История" преподается в средней школе с 5 по 11 класс. Изучают: История древнего мира в 5 классе, История Средних веков в 6 классе, История Нового времени в 7 и 8 классах и Историю Новейшего времени в 9 классе. В 10 — 11 классе идёт повторительный курс всей мировой истории. Также изучается Отечественная история и курс называется «История России». В 6 — 9 классах начинается подробное изучение. В 10 — 11 классе идёт повторительный курс изучения. Кроме того в 5-7 классах изучается история родного края, области — «Историческое краеведение».
Министр просвещения РФ Ольга Васильева проинформировала аудиторию, что в настоящее время многие хотели бы "деформировать" нашу историческую память, извратить саму суть российской исторической науки.
В последнее время то тут, то там слышатся призывы переписать новейшую историю России, представить нашу страну совсем в ином, малоприглядном свете. Особенно это касается периода Второй мировой войны, когда мужество и стойкость советского народа сломали хребет гитлероской Германии. И это многим не нравится. Им не нужна сильная Россия и извращая историю они пытаются принизить роль Советского Союза во второй моровой войне.
В век всеобщей информатизации, открытости общества для большого количества мнений и знаний практически невозможно преподавать историю по устаревшим правилам и догмам. Каждый факт должен быть подтвержден документами и фактами.
Выступивший с докладом академик Чубарьян отметил:
— Наши дорогие дети нажимают кнопочки и получают сведения из интернета. И в этом смысле роль учителя значительно возрастает. Вариативность, которая была одним из главных достижений 90-х годов, должна выражаться в том, что учитель может рассказать, что есть разные точки зрения на некоторые вопросы. Мы в этом смысле опираемся не только на наш опыт, но и на реакцию на нашу историю вовне нашей страны, о чем наши дети хорошо знают. Из интернета, — вновь упомянул Чубарьян пресловутую мировую паутину, от которой так жаждут отключить Россию российские власти. Это тупиковый путь. Отгородившись от всего мира мы только загоним себя в ловушку.
Алекса́ндр Ога́нович Чубарья́н — советский и российский историк, специалист в области новейшей истории Европы и истории международных отношений. Доктор исторических наук (1971), профессор (1979), действительный член РАН (2000). Лауреат Государственной премии России (2013). Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент ГАУГН. Председатель Национального комитета российских историков, сопредседатель Российского исторического общества, председатель экспертной комиссии РСОШ по истории.
Что касается Второй мировой войны, то Советский союз уже не воспринимают в мире как освободителя, продолжал академик. Вот, к примеру, распространенное на западе утверждение:
- Восточная Европа была в немецкой, а стала в советской оккупации...
В этом году мы проводили конференцию по освобождению Европы, и я должен сказать откровенно... Приехали наши бывшие союзники — болгары, чехи — и у них одна идея (не у всех, слава богу), что одна оккупация сменила другую... В Брюсселе открылся Дом истории, где есть раздел "Освобождение Западной Европы". Коллега спросил: "А почему только Западной?" — "А потому, что Восточная Европа была в немецкой, а стала в советской оккупации". Это не легкое заблуждение, это определенный подход!
Свое представление истории выдают и некоторые наши бывшие союзные республики. Можно уже говорить как о свершившемся факте тотальное искажение истории в прибалтийских республиках, Украине, Молдавии. Более того молдаване вообще считают, что они не участвовали в Великой Отечественной войне, а участвовали во Второй мировой.
— У нас есть ассоциация директоров институтов стран постсоветского пространства. Они очень любезны, очень дружественны... Но если посмотреть их учебники, то надо сказать, есть основа для дискуссий. В том числе — в оценке войны.
- Коллеги из бывших союзных республик всё больше расходятся во мнениях с российскими историками. Большинство стран, в которых у нас были, период, когда они были в составе Российской империи, характеризуют этот период в учебниках как колониальный. Это повсеместно. Сегодня это практически везда за исключением Белоруссии, Армении — да и то, там сейчас появились какие-то непонятные учебники!
"Российская историческая наука на международной арене терпит поражение за поражением: даже в целом благожелательно настроенные коллеги из ближнего зарубежья имеют свой собственный взгляд на отдельные сюжеты российской и советской истории, а проведение форума подобного уровня свидетельствует о том, что история становится все более значимой дисциплиной" - отметил, выступая перед собравшимися, председатель Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Александр Оганович Чубарьян.
В своём выступлении он упомянул "трудные вопросы" истории, на которые при разработке новых исторических стандартов много жаловались современные российские педагоги.
— Речь идет не о трудных вопросах, а о трудностях преподавания тех или иных периодов истории, связанных с тем, что есть разные точки зрения на эти сюжеты, — сказал академик.
Много идей дальнейшего преводавания истории было выдвинуто нв совещании. Среди них такие, которые предлагают преподавание с акцентом для конкретного региона, т.н. "региональный компонент".
* Академик Александр Чубарьян
В этом вопросе А. Чубарьян допустил, что местная составляющая может войти в противоречие с федеральным учебником, так что "было бы неплохо, если бы можно было выработать какое-то типовое предложение по региональному компоненту". В целом, он усомнился в "целесообразности изучения региональной истории из-за риска вплетений в региональный компонент "политических сюжетов".
Одно из предожений для совершенствования преподавания истории в новых общественно-политических реалиях - введение единых стандартов преподавания и централизованной закупки учебников истории.
Появилась идея т.н. "трехлинейки" — но не той самой классической винтовки, которая успела поучаствовать в обеих мировых войнах, а оружия идеологического.
На базе историко-культурного стандарта будет создано три линейки новых учебников которые прошли бы соответствующую экспертизу Российского исторического общества.
Планируется больше внимания уделить биографии исторических деятелей, а также освоению исторической географии. Кроме того, расширится спектр источников, что позволит школьникам научиться критическому анализу материалов.
В 11 классе выпускники будут подробно осваивать блок, посвященный событиям второй половины 20 века и современной России. Это позволит остановиться на итогах Второй мировой войны и ее важнейшей составляющей — Великой Отечественной войны.
Целью Российского исторического общества является объединение усилий государственных и общественных деятелей, ученых, искусствоведов и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти.
А. Чубарьян:
"Моя идея. В учебнике и даже в стандарте сделать акцент, что получали народы в составе Российской империи, а потом — и Советского союза. Как развивалась экономика, культура, наука, образование... Естественно, не снимая вопроса, что это всё-таки была часть империи. Конечно, влияние России, называемое ими русификацией, было — и не надо скрывать это. Надо дать новые дефиниции колониализма. Я бы не очень настаивал на этом, если бы вот это слово — колонии — не появилось в учебниках наших коллег из стран постсоветского пространства. А это будет нарастать. Совершенно точно!"
Был поднят вопрос и о введении нового обязательного ЕГЭ по истории. Ольга Васильева подтвердила, что его могут ввести в 2022 году в нескольких пилотных регионах.
«Наша встреча в кругу педагогов-профессионалов чрезвычайно своевременна, поскольку российское гуманитарное образование именно сейчас находится на пороге очень значимых изменений.
* Пресс конференция Ольги Васильевой
В майских указах Президента РФ перед российским образованием были поставлены две ключевые цели: глобальная конкурентоспособность и вхождение страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание человека гармонично развитой личностью на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ. И сегодня все наши усилия направлены на то, чтобы решить эти две задачи. Мы все хотим, чтобы изменения, которые ожидают систему образования, были взвешенными, разумными, и подобные встречи, несомненно, дадут результат в этой области», - сказала министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева.
Альтернативная история. Что не так с войной 1812 года?
"Мы сначала вместе с Гитлером напали на Польшу, а потом Фюрер "кинул" Кобу"