Смартфоны в школах Москвы: ситуация на конец сентября 2025 года

К концу сентября 2025 года ситуация с использованием мобильных телефонов в школах Москвы, неоднозначная. Как и по всей России, она регулируется федеральным законодательством, которое было введено с целью повышения качества образовательного процесса и дисциплины. Однако реальная практика в московских школах демонстрирует разнообразие подходов и вызывает смешанную реакцию у всех участников образовательного процесса.

 

Цифровой детока на уроках - о запрещении смартфонов в школах

Законодательная основа и основные правила

Основополагающим документом является Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ, внесший изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые положения закона:

  1. Запрет на уроках: Учащимся запрещается использовать средства связи (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие гаджеты) во время учебных занятий. Этот запрет касается освоения программ начального, основного и среднего общего образования.
  2. Исключения: Использование смартфонов разрешено только в случаях, связанных с возникновением угрозы жизни или здоровью школьников, учителей, а также в других экстренных ситуациях.
  3. Перемены и внеурочное время: Закон не запрещает использование мобильных устройств во время перемен, до начала и после окончания уроков.
  4. Локальные акты: Механизм исполнения федерального закона отдан на откуп самим образовательным учреждениям. Каждая школа разрабатывает свои Правила внутреннего распорядка или соответствующие приказы, где детально прописывается порядок использования и хранения гаджетов.

Примеры действующих московских локальных актов :

  • ГБОУ «Школа № 1251 им. Ш. де Голля»: «Положение об использовании мобильных (сотовых) телефонов…» (запрет на уроках, порядок хранения). sch1251s.mskobr.ru
  • ГБОУ «Школа № 1208»: «Положение о запрете использования мобильных телефонов во время учебного процесса». sch1208uv.mskobr.ru
  • ГБОУ «Школа № 117»: «Положение о запрете использования мобильных телефонов…» (правила для учеников и сотрудников). sch117.mskobr.ru
  • ГБОУ «Школа № 2083»: запрет держать гаджеты на партах/в столовой; хранение вне поля зрения. sch2083.mskobr.ru
  • Другие типовые документы с теми же принципами: школы № 15, 368, 1741 и т. д. Сайт школы 15+2Школа 368+2

Реальная практика в школах Москвы

На конец сентября 2025 года в московских школах наблюдается несколько основных подходов к исполнению федерального запрета:

  1. "Сдача в хранилище" (Самый строгий подход): Некоторые школы, особенно те, которые стремятся к максимальной дисциплине, требуют от учеников сдавать телефоны в специальные места хранения – боксы, шкафчики или сейфы – при входе в школу или класс, и забирать их только после окончания учебного дня. Этот подход часто сопровождается видеонаблюдением для обеспечения сохранности устройств.
  2. "Телефон в портфеле/пенале" (Умеренный подход): Наиболее распространенная практика. Учащимся разрешено приносить телефоны в школу, но они должны находиться в выключенном (или беззвучном) режиме и быть убраны в портфель или пенал на протяжении всего урока. Учитель контролирует отсутствие использования гаджета на занятиях. Использование разрешается во время перемен.
  3. "Использование в учебных целях" (Гибкий подход): Несмотря на общий запрет, некоторые учителя могут разрешать кратковременное использование смартфонов на уроке в качестве образовательного инструмента (например, для быстрого поиска информации, использования электронного словаря, проведения онлайн-тестирования), но только под их непосредственным контролем и с разрешения.

Реакция участников образовательного процесса

Учителя: В целом – Поддержка с Оговорками

Большинство московских учителей поддерживают федеральный запрет на уроках.

  1. Позитив: Учителя отмечают, что отсутствие отвлекающих факторов (уведомлений, игр, соцсетей) значительно повысило концентрацию внимания учеников, улучшило дисциплину на уроках и сократило время, которое ранее тратилось на борьбу с использованием телефонов.
  2. Сложности: Основная проблема – контроль на переменах. Поскольку закон разрешает использование телефонов в это время, многие учителя сталкиваются с тем, что ученики сразу же "уходят" в гаджеты, а затем им сложно переключиться на учебный процесс. Кроме того, возникают вопросы о том, как действовать, если ученик отказывается убрать телефон, и о потенциальных конфликтах с родителями по поводу хранения и безопасности устройств.

Без смартфонов на уроке

Ученики: Недовольство и Адаптация

Реакция школьников, особенно старшеклассников, в основном негативная, но они вынуждены приспосабливаться.

Главный аргумент – потеря связи с родителями и ощущение изоляции, а также невозможность использовать гаджет для развлечения или общения на переменах. Старшеклассники также указывают на то, что смартфон является важным инструментом для организации их учебного процесса (планировщики, заметки, учебные материалы).

Учащиеся находят обходные пути: некоторые используют смарт-часы, другие – более простые "кнопочные" телефоны для связи, а третьи просто прячут смартфоны и пользуются ими тайком. В школах с жестким запретом (сдача в бокс) дети чаще начинают общаться между собой, что парадоксальным образом улучшает социальное взаимодействие.

Родители: Раскол мнений

Мнение родителей в Москве поляризовано.

Часть родителей, обеспокоенная успеваемостью и влиянием социальных сетей, горячо приветствует запрет на уроках. Они считают, что это поможет детям сосредоточиться на получении знаний. Другая значительная часть родителей выступает против полного запрета, особенно в отношении хранения телефонов. Их основной аргумент – безопасность и экстренная связь. Родители хотят быть уверены, что могут оперативно связаться с ребенком до, после и во время школьного дня в случае ЧП или болезни. Вопросы сохранности дорогих устройств при сдаче их в общие боксы также вызывают тревогу.

Реальная ситуация

На конец сентября 2025 года в московских школах можно констатировать, что федеральный запрет на использование смартфонов во время уроков в целом соблюдается. Однако нет единой московской практики: каждая школа выбрала свою стратегию – от жесткой сдачи телефонов до мягкого контроля за их использованием. Главная задача, которая стоит перед администрацией школ, – найти баланс между требованием закона о повышении дисциплины и учете потребностей родителей в безопасности и связи с ребенком.

В целом, ситуация продолжает развиваться, и школы ищут оптимальные решения, которые устроят все стороны процесса, в том числе, используя локальные акты для регулирования правил использования мобильных устройств на переменах и внеурочной деятельности.

 

"Образование в Москве"

30.09.2025 г.

 

Читайте также:

 

 

Комментарии для сайта Cackle