Реклама – двигатель торговли. Что такое реклама, ее особенности

Особенности и применение рекламы

Необходимый этап любого дела — проведение тщательно продуманной рекламной кампании. Реклама — это та область бизнеса, которую необходимо изучать в качестве основы предпринимательства. Не зная принципов ее применения, невозможно построить успешную модель бизнеса. В этой статье затронуты основные аспекты ее функционирования и принципы ее применения.

 

 

Что такое реклама?

Реклама — коммуникация для привлечения внимания целевой аудитории к объекту продвижения. Простыми словами — любая информация, которая должна убедить потребителей сделать что-то, что нужно компании. Купить продукт, зарегистрироваться на вебинар, подписаться на рассылку или запомнить бренд.


Само слово «реклама» имеет латинское происхождение (“reclamare” - кричать) и означает: мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему-либо, привлечь потребителей, покупателей; распространение сведений о ком-либо, о чём-либо с целью создания популяризации. Из истории становления мирового бизнеса давно известна сила и роль рекламы. С одной стороны она доводит до потребителей разные сведения, необходимые для покупки и использования изделий, с другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушаемостью, реклама оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама, сама по себе, одновременно и бизнес, и искусство.


Специалисты спорят о том, что является рекламой. Одни считают, что реклама — любая коммуникация с аудиторией: спонсорство, участие в профильных мероприятиях, PR-кампании. Другие говорят, что это не так. Например, исследователь рекламы Ричард Тафлингер из Университета штата Вашингтон назвал три признака рекламы:

 

  • Платное размещение. Рекламодатель всегда платит за размещение рекламы — например, оплачивает показы в рекламной сети или публикацию материала в блоге другой компании.
  • Распространение через СМИ. Реклама — это неличные коммуникации: её распространяют через телевидение, интернет, радио и другие средства массовой информации.
  • Убеждение. Рекламу всегда публикуют с целью побудить потребителя выполнить какое-то целевое действие.

 

 

Какие виды рекламы существуют

Классификаций видов рекламы огромное количество. Например, в Procter & Gamble возникло деление рекламы на ATL и BTL. ATL — реклама в массовых средствах коммуникации, BTL — реклама, направленная на узкие сегменты целевой аудитории.


Российский специалист в области рекламы и PR Валерий Музыкант выделяет несколько классификаций, одна из них — по направленности на аудиторию. Он подразделяет все кампании на рекламу потребительских товаров и бизнес-рекламу — объявления, направленные на другие компании или профессиональные группы. Перечислим инструменты, о которых говорят чаще всего.


Наружная реклама

 

Это реклама, которую размещают на улице на стационарных или передвижных носителях — например, на щитах у дорог или на digital-экранах. Её чаще использует бизнес, который работает в офлайне, — например, суши-бары, гостиницы и застройщики. Наружную рекламу видят все, кто проходит или проезжает рядом с носителем. Чаще всего это баннерная и вывесочная реклама (https://cru1.ru/). Рекламодатель платит за факт размещения объявления.


Наружная реклама в виде штендеров

 


Интернет-реклама

Её ещё часто называют онлайн-рекламой. Это любые объявления, которые размещают в интернете. К онлайн-рекламе можно отнести, например:

  • материалы в «Яндекс.Дзене», которые продвигают платно;
  • баннеры на сайтах, которые посещает целевая аудитория;
  • платное размещение на посещаемом портале статьи со ссылкой на сайт.


Интернет-рекламу могут также называть digital-рекламой, но это неправильно. Понятие digital-маркетинга намного шире: это любая коммуникация с пользователями через цифровые устройства — например персонализированное взаимодействие через пуш-уведомления.


Таргетированная реклама

Традиционно к ней относят рекламу в социальных сетях. На самом деле таргетированная реклама — любая реклама, которая нацелена на пользователей с определёнными характеристиками. Например, объявления, которые показывают мужчинам старше 40 лет, живущим в Москве. Таргетированную рекламу можно оплачивать по разным моделям. Чаще всего используют две:

 

  • плата за показы — со счёта списывают фиксированную сумму за тысячу показов;
  • плата за клики — деньги списывают, только когда пользователи переходят по ссылке в объявлении.

 

 

Какие функции выполняет реклама

Функциями называют то, что делает реклама. Специалисты выделяют четыре функции, признанные всеми, — их включают в учебные пособия вузов и изучают на курсах. Вот эти функции:

 

  • Экономическая. Реклама стимулирует спрос на продукт, а значит, способствует росту дохода компании.
  • Социальная. Рекламные кампании позволяют сформировать и закрепить в сознании потребителей модели поведения, ценности, привычки, стандарты мышления.
  • Маркетинговая. Реклама не просто продаёт продукт, а формирует потребность в нём: вызывает интерес к товару, доказывает его полезность и демонстрирует преимущества.
  • Коммуникативная. Это информирование потребителей — реклама доставляет целевой аудитории сообщение о продукте.


Есть и расширенные версии. Например, американский профессор Уильям Уэллс называет шесть функций рекламы, перекликающихся с базовыми. Согласно Уэллсу, реклама:


  • информирует потребителя о продукте;
  • формирует имидж продукта или бренда;
  • убеждает потенциальных покупателей в необходимости покупки;
  • стимулирует потребительский спрос;
  • постоянно напоминает о рекламируемом объекте;
  • подкрепляет опыт предыдущих покупок.

 

Реклама позволяет ассоциировать с продуктом определённые чувства, сделать так, чтобы пользователи испытывали положительные эмоции, пользуясь товаром.

 

 

Условная классификация рекламы

  • по объекту - реклама для покупателей потребительских товаров, реклама для профессионалов (покупателей товаров производственно-технического назначения), смешанная реклама;
  • по заказчику - реклама фирм-производителей, реклама оптовых фирм, реклама розничной торговли;
  • по предмету - реклама собственно товара, реклама определенной торговой марки (товарной этикетки), реклама фирмы-производителя, реклама торгового предприятия;
  • по временным параметрам (параметрам жизненного цикла) - подготавливающая реклама, реклама нового товара, реклама “зрелого” товара;
  • по широте товарного охвата - первичная реклама и селективная реклама (первая рекламирует, например, чай вообще, а вторая - определенный его сорт);
  • по основным средствам распространения - печатная, кинореклама, телевизионная, радиореклама, видеореклама, реклама на транспорте, реклама на месте продажи, прочая реклама;
  • по источнику финансирования затрат - реклама, оплачиваемая производителем товара; реклама, оплачиваемая продавцом товара; реклама, оплачиваемая совместно производителем и продавцом.

 

Наиболее распространенной сферой рекламной деятельности является торговая реклама, предметом рекламного воздействия - товары, торговые предприятия, услуги, оказываемые этими предприятиями. По своей сущности торговая реклама - это целенаправленное распространение информации о потребительских свойствах товаров и различных сопровождающих продажу товаров видах услуг, предпринятое для создания им популярности, привлечение к ним внимания потребителей с целью создания спроса на товары и услуги и увеличения их реализации.

 

Рекламные сообщения отличаются от обычных информационных тем, что они выполняют функцию увещевательного воздействия на человека с целью побудить его приобрести те или иные товары. Поэтому способность рекламы оказывать воздействие на человека и создавать спрос на товары позволяет использовать ее для воспитания разумных потребностей, эстетических вкусов и запросов населения.

Реклама составляет часть рыночного маркетинга, задача которого состоит в обеспечении бесперебойного сбыта произведенной продукции. Реклама должна точно и правдиво информировать потребителя о качестве, свойствах, ассортименте, правилах пользования, потребления и других сведениях о товарах и услугах. Эта функция рекламы создает предпосылки для более эффективного производства товаров и лучшего удовлетворения потребностей населения.

 

Реклама с одной стороны доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и использования товаров, с другой, сочетая свою информационность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально - психологическое воздействие.


Торговая реклама должна, в первую очередь, способствовать повышению качества торгового обслуживания покупателей. При помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшей затратой времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы. Не менее важна информация для населения об отдельных торговых предприятиях, услугах, которые они предлагают, времени работы, методах продажи, специфических особенностях их деятельности.

 

 

Цели и задачи рекламы

Цели и задачи рекламы тесно связаны с её функциями. Глобальная цель рекламы — продать продукт, чтобы принести прибыль компании. Исследователи называют и другие цели. Например, Филип Котлер классифицирует их в зависимости от того, к чему стремится компания. По Котлеру, у рекламы может быть три цели:


  • информировать целевую аудиторию о продукте — это важно на начальной стадии продвижения товара;
  • убедить потребителей, что нужно купить продукт, — это важно, когда начинается конкурентная борьба;
  • напомнить о продукте — такую цель ставят, когда продвигают уже известные товары.

 

Из функций и целей рекламы вытекают общие задачи: формирование спроса и управление им, формирование имиджа компании, повышение узнаваемости товара, стимулирование сбыта и многие другие.

Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс “купли-продажи”, а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию.


Информативная реклама преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок (в данном случае открытия магазина или расширение продаваемого ассортимента), когда стоит задача создания первичного спроса. Увещевательная реклама приобретает особую значимость на этапе роста, когда перед фирмой встаёт задача формирование избирательного спроса.
Определив цели рыночной деятельности и стратегии компании, директор по рекламе может перейти к определению конкретных задач, которые должна выполнить реклама.


Реклама прямого действия, например, делает попытку побудить человека действовать немедленно. Обычно это выражается в том, чтобы отправить по почте купон или выбрать номер телефона, чтобы заказать товар. Всё более широко используется реклама прямого действия для сбора средств на благотворительные, политические и иные общественные цели, однако лишь небольшой процент тех, кто видит рекламные объявления, действительно отреагируют немедленно.

 

Обычно требуется предпринять некоторые важные шаги для того, чтобы убедить покупателя сделать покупку. В связи с этим реклама немедленного действия преследует цель информировать, убеждать или напоминать своей аудитории о компании, товаре, услуге и любом рекламируемом предмете в течение длительного времени. Реклама этого типа обычно используется розничными торговцами, изготовителями, банками, страховыми компаниями, службами и ассоциациями.


Таким образом, реклама, являясь одной из форм информационной деятельности, обеспечивает связь между производством и потреблением. На современном этапе реклама перешагнула узкие рамки информационной функции, обеспечивающей направляемый поток информации, и берёт на себя коммуникативную функцию. С её помощью поддерживается «обратная связь» с рынком и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение товаров на рынке, создавать и закреплять у покупателя устойчивую систему предпочтений к рекламируемым объектам, вносит коррективы в сбытовую деятельность. Используя возможности направленного воздействия на потребителя, реклама способствует не только формированию спроса, но и управлению им.

 

 

Читайте также:

 

Что такое штрихкод?

Что такое криптовалюта?

Что такое промокоды и для чего они нужны?