Проблемы, возникшие в бюджете страны коснулись не только социальной сферы (повышения пенсионного возраста), но и сферы образования. В докладе Правительства РФ Федеральному собранию "О политике в сфере образования" (2019 г.) прогнозируется снижение количества бюджетных мест в вузах страны к 2024 году в среднем на 17%.
Данная ситуация возникла не вчера и никого особенно сильно не удивила.
Еще в июне 2017 года на Межрегиональной конференции "Защита детей в трудной жизненной ситуации. Профилактика семейного неблагополучия", уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова обратила на внимание на эту проблему и предложила законодательно ограничить возможность сокращения бюджетных мест:
"(Предлагаем) введение ограничения на сокращение бюджетных мест в вузах. Мы видим, что бюджетные места так сузились, что в некоторых вузах их практически нет" — сказала Москалькова в ходе конференции.
* Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москвалькова
Однако, дальше разговоров эта тема не пошла и на уровне законов не обсуждалась. Таким образом, проблема осталась и имеет устойчивую тенденцию к ее усилению.
В настоящее время количество бюджетных мест составляет 518,4 тыс. Они должны рассчитываться по формуле: на каждые 10 тысяч молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет должно быть 800 бюджетных мест в вузах.
С ростом общего количества выпускников школ количество вузов остается прежним. А предполагаемое сокращение на 17% количества бюджетных мест вузов в итоге повысит конкурсные баллы, усложнит поступление примерно на четверть по сравнению с сегодняшней ситуацией и сократит возможность получения востребованной на рынке профессии.
В 2019-м выпускников будет 713,8 тыс. человек, а к 2024 году — уже 823,8 тыс.
Таким образом, конкурс на «бюджет» в среднем может составить 1,9 человека на место вместо нынешних 1,4.
Здесь надо отметить, что не во всех вузах происходит сокращение бюджетных мест. В некоторых больших и известных вузах отмечается даже определенное их увеличение.
Так, например, в СПбГУ в этом 2019 году, смогут обучаться за счет государства 2009 студентов и 1130 — на договорной основе. В прошлом году количество мест составляло 1972 и 1675 соответственно.
В НИУ ВШЭ с учетом количество бюджетных мест на этот год увеличилось на 8,2% — с 3026 до 3275 мест. В МФТИ в 2019 году контрольные цифры приема незначительно увеличились: в бакалавриате — на 16, а в магистратуре и аспирантуре — на 7.
Но, данные примеры скорее исключение из правил и лишь еще ярче оттеняют ситуацию на местах, где происходит значительное сокращение бюджета на высшее образование.
Для того, что бы разобраться в этом вопросе давайте посмотрим на принципы финансирования бесплатного образования. А финансируется оно по большей части из региональных бюджетов. Следовательно, чем богаче регион, тем больше финансирования могут получить находящиеся не его территории учебные заведения. Особенно регионы зависимы от дотаций в среднем образовании. Если высшее по польшей части все же дотируется государством, то начальное и среднее образование - полностью на ответственности регионов.
С другой стороны, касательно бесплатного высшего образования, дотационные регионы полностью зависимы от центра и при принудительном перераспределении бюджетных мест в пользу крупных образовательных центров просто ничего не могут сделать.
Здесь на первый план выходят вузы в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и др. Получая достаточное финансирование они могут позволить себе не сокращать бюджетные места. Но, что делать вузам, находящимся в экономичеси пассивных регионах (а таких у нас большинство)?
* График количества бюджетных мест в вузах до 2014 года
Выход один - увеличение дотаций на высшее образование от центра. Только такое финансирование способно уберечь государственные вузы в "глубинке" от уменьшения количества бюджетных мест.
Однако, центр не спешит брать на себя столь значительные расходы, а, учитывая общие сокращения ассигнований на рост зар. платы, социальные пособия (увеличение возраста выхода на пенсию) и др. рассчитывать на адекватное бюджетное финансирование образования не стоит.
Федеральный проект "Образование" предусматривает дальнейшее развитие высшего образования. Но, развиваться оно будет не по количественному, а по качественному принципу, стараясь максимально приблизить его к потребностям и реалиям современного рынка востребованных профессий.
Основываясь на этом можно предположить, что адекватное финансирование будут получать те университеты, которые дают современное, актуальное образование.
В первую очередь это вузы и факультеты, обучающие перспективным и востребованным на сегодняшний день профессиям - IT специалисты, инженерные специальности, связанные с робототехникой и др. аналогичные.
Вузы, готовящие гуманитариев разных направлений наверняка будут сталкиваться с проблемами сокращения бюджетных мест. Особенно это будет заметно в дотационных регионах со слабо развитой экономикой.
* Карта дотационных регионов России
Как результат - отток молодежи в крупные города и ухудшение демографической и профессиональной ситуации.
PS:
В качестве разъяснения ситуации с планируемым сокращением бюджетных мест высказался на своей странице в фейсбуке глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов, который опроверг сокращение числа бюджетных мест в российских вузах.
По словам Никонова, количество бюджетных мест не сократится. «Чтобы этого не произошло, необходимо изменить формулу Закона об образовании, по которой на 10 тысяч молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет должно быть 800 бюджетных мест в вузах», - написал В. Никонов.
Однако, как известно, на данный момент с такой инициативой официально никто не обращался. Поэтому, не понятно когда произойдет это изменение. Сейчас лучше полагаться на то, какие законы действуют в настоящее время (вспомните русскую поговорку "Обещанного три года ждут!").
Хотя, данная поговорка может быть излишне опримистичной для нашего образования...
Статья подготовлена на основании информации газеты "Известия" и агентства "RT"
Что нужно знать при поступлении в вузы?
В Москве открываются первые IT классы
Первые итоги ЕГЭ 2019 года по предметам