22 июля 2020 года, приказом мэра Москвы Сергея Собянина, в отставку отправлен многолетний руководитель департамента образования и науки г. Москвы Исаак Калина с формулировкой "по собственному желанию". Эпоха тотальной оптимизации московского образования закончилась.
На должности главы московского департамента образования И. Калина находился долгих 10 лет. За это время он полностью изменил систему, созданную при Лужкове, когда в Москве выделялась группа школ с "особыми успехами" и остальные - середнячки и откровенно слабые.
Принесло ли это пользу - тема для отдельной статьи. Кроме этого, правление И. Калины запомнилось и другими новшествами.
В последнее время система московского образования находилась под волной критики.
Здесь и неадекватное объединение школ и детских садов (т.н. "оптимизация"), которая вызвала сокращение большого количества школ и общее падение качества образования, и авторитарный стиль руководства, когда высказанное несогласие с мнением Калины, означало одно - опалу не только самого оппонента, но и всего образовательного учреждения, в котором тот работает.
Родителей и учителей возмущало, что слияние проходит механически: заслуженные гимназии с учениками - «ботаниками» запросто объединяли с «нехорошими» районным школами. Москвичи выходили на митинги против таких управленческих экспериментов — а Исаак Калина лишь подливал масла в огонь. Его знаменитое изречение звучало как издевка над протестующими:
В итоге, он в два раза сократил количество московских школ, «оптимизировав» их, а система построенного им рейтингования школ с последующей раздачей грантов, стала инструментом влияния чиновников на сами школы и образовательный процесс в них.
Большая «заслуга» И. Калины и в создании «Московской электронной школы» (МЭШ).
Бравурные отчетные реляции о достижениях в этой сфере на деле оказались, мягко скажем, не соответствующие действительности. Это показала пандемия коронавируса. В самый ответственный момент система не сработала. Миллиарды рублей, потраченных на нее ушли в пустоту (???).
Стали привлекать всеобщее внимание и странные финансовые схемы. Например, «материального стимулирования» директоров школ, когда они официально получают дополнительные проценты от платных кружков и секций, организованных в школах. Фактически получалось, что сами родители из своего кармана доплачивали лично директору за работу с детьми.
К «заслугам» И. Калины можно отнести и непомерный разрыв между зарплатами директора и обычного учителя, что не способствовало созданию нормальной рабочей обстановки в школах. Назначение руководства образовательного учреждения проводилось исключительно по принципу преданности «хозяину». Он мог карать и мог миловать - назначать высокую зарплату и выдавать премии или, наоборот, бороться с неугодными рублем и привилегиями.
Новым главой департамента стал Александр Молотков — многолетний заместитель Исаака Калины.
* Александр Молотков - новый глава департамента образования и науки г.Москвы
Насколько «преемственной» будет его руководство - увидим в самое ближайшее время.
22.07.20г.
***
Следите за нашими публикациями.
C 2021 года сдача ОГЭ и ЕГЭ может стать добровольным выбором!
1 сентября 2020 г. без первого звонка, учеба в несколько смен и по особым правилам.