ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.
Калейдоскоп

Нужны ли в школах раздельные классы?

Раздельное образование - зло или благо?

Надо ли разделять в школах мальчиков и девочек?

Гендерное равенство в сфере образования бурным цветом расцветшее в начале и середине 20-го века, сейчас начинает вызывать все больше вопросов у профессионалов. Целесообразность обучения детей в смешанных классах в наше время подвергается большому сомнению.

Немного истории

Если Вы помните, то до событий 1917 года (октябрьская революция под руководством партии "большевиков") в России существовала раздельная система обучения мальчиков и девочек, основой для которой служили еще «Правила для учеников гимназий и прогимназий Министерства народного образования» от 1877 г.

 

Класс для мальчиков в сельской школе

* Класс мальчиков в сельской школе

 

Именно по этим правилам развивалось Российское образование в период его массового становления, результатом которого стало появление многих известных в науке имен, а само образование стало престижным и востребованным.

 

Мальчики стали гимназистами, а девочки обучались в женских гимназиях и "институтах благородных девиц". Само окончание таких заведений повышало статус человека и ставило его в один ряд с образованными, интеллектуально развитыми и интеллигентными людьми.

 

Помните слова из песни "Москва златоглавая":

 

".. Гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные
Грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка ..."

 

* Девушки- гимназистки дореволюционной России

 

Кто не слышал можете послушать эту знаменитую русскую песню.

 

Основным принципом всех видов школ и гимназий того времени было раздельное обучение мальчиков и девочек.

 

Класс для девочек

* раздельное обучение в школах в дореволюционной России

 

После революции 1917 года, с целью дистанцирования от всего царского и старого было введено совместное обучение в школах. Однако постепенно, многие негативные моменты, присутствовавшие при таком виде обучения, заставили подумать о возврате старых правил и в 1943 году в СССР опять было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое просуществовало вплоть до 1954 года.

 

Школьная форма в СССР

* школьная форма, введенная в СССР в 1948 году.

 

В этот же период была введена и школьная форма аналогичная форме дореволюционных гимназий.

 

Парадная школьная форма для девочек в СССР

* Форма советских школьниц

 

К 1954 году советское государство решило, что наше школьное образование надо кардинально менять и обратилось к опыту зарубежных стран, в которых под лозунгом гендерного равенства многие школы перешли на практику совместного обучения мальчиков и девочек. Раздельные классы были упразднены.

 

Совместное обучение мальчиков и девочек существует в нашей стране и по настоящее время.

 

Раздельное обучение - возврат в прошлое или шаг в правильном направлении?

Надо отметить, что с физиологической точки зрения развитие ребенка мужского и женского пола протекает по разному.

 

При разных научных исследованиях выяснилось, что области мозга, ответственные за речь и тонкую двигательную активность у девочек развиваются почти на шесть лет раньше, чем у мальчиков. В то же время зоны, отвечающие за пространственную память у девочек формируются года на четыре позже

 

Совместное обучение девочек и мальчиков

* Дети разных полов по разному усваивают материал

 

Ученые, занимавшиеся этой проблемой пришли к выводу, что процесс познания у мальчиков и девочек сильно отличается не только по возрастному критерию, но и психофизиологически:

 

У девочек по сравнению с мальчиками гораздо более заниженная самооценка: если мальчики склонны преувеличивать свои способности и достижения, то девочки — наоборот, и эту разницу можно и нужно корректировать с помощью дифференцированного подхода в раздельном обучении.

 

Необходимо учитывать и различие в мотивации: если девочки в основном склонны усердно заниматься для того, чтобы получить одобрение учителей, то мальчиков скорее побудит к старанию не похвала, а интересный материал.

 

Американский психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) ещё в конце 1950-х годов выяснил, что у девочек лучше развит слух — особенно на тех частотах, которые наиболее важны для распознавания речи. Это означает, что громкий голос учителя для девочки будет звучать как крик, в то время как мальчик просто не будет воспринимать более тихий голос и начнет отвлекаться.

 

Интересные исследования были проведены и на способность к обучению при стрессовых ситуациях. Выяснилось, что воздействие стресса абсолютно по разному влияет на мальчиков и девочек. У мальчиков - это дополнительный стимул к усвоению материала, а у девочек наоборот - снижение способности воспринимать и осмысливать материал.

 

Время и варианты отдыха от занятий тоже различны:

Для адекватного восстановления психоэмоционального ресурса у мальчиков требуется гораздо больше времени на перемены между уроками. К этому надо добавить, что физическая нагрузка для мальчиков положительно влияет на время восстановления - чем больше физической нагрузки, тем меньше требуется времени на восстановление. У девочек восстановление занимает меньшее время и способствует этому просто перемена занятий на определенное время.

 

Совместное обучение в классе влияет и на активность детей в зависимости от пола:

Ученые из британского университета Эксетера провели исследование на взаимное влияние детей разного пола друг на друга. Выяснилось, что в классе в большинстве случаев мальчики "подавляют" активность девочек, которые просто автоматически уступают мальчикам, не вступая с ними в конкуренцию.

Интересно отметить, что происходит это при бессознательном участии в этом учителей, которые уделяют гораздо больше внимания мальчикам, чем девочкам. Тем не менее, все это не мешает девочкам учиться успешнее мальчиков. Но, надо отметить, что при создании более благоприятных условий эти успехи могли быть еще больше.

 

Есть ли различия в усвоении материала?

 

Усвоение точных наук, таких как физика, математика, химия и др. тоже не одинаково. Несмотря на то, что процент продолжения обучения точным наукам среди мальчиков и девочек практически одинаков, усвоение материала происходит по разному и с разным темпом.

 

Из этого не следует, как считают некоторые исследователи, что женщины менее склонны к восприятию точных наук. Просто процесс преподавания для мальчиков и девочек должен быть различным.

 

Вопрос взаимоотношения полов

 

Взаимоотношение полов в школе

 

Крупные баталии между сторонниками и противниками разделения классов ведутся вокруг темы взаимоотношения полов.

 

Сторонники раздельного обучения считают, что в вопросе полового воспитания это правильные и необходимые меры, которые позволят проводить процесс обучения без лишнего акцентирования внимания (в этом возрасте) на половые различия детей, помогут им максимально сосредоточиться на обучении, не отвлекаясь на не нужные в этом возрасте вопросы взаимоотношения полов. Они считают, что главная задача школы - давать знания и социальные навыки.

 

Противники считают, что у разделенных детей нарушаются основы взаимопонимания между полами. Они становятся более замкнуты, боятся противоположного пола и не знают как себя с ним вести. Все это может приводить к нарушению естественного биологического взаимодействия между полами и развивать склонности к анормальному половому поведению, в т.ч. и к однополой любви.

 

О самом главном

Все научные исследования и эксперименты в области школьного образования стремятся стремятся к одной цели - найти наиболее эффективный вариант обучения с практической точки зрения. При каких условиях дети смогут наиболее полно получать те знания, которые стремится им дать школа.

 

Результаты двадцатилетних исследований, проведенных в школах Австралии однозначно показывают, что школьники получившие образование в раздельных классах гораздо лучше справляются с контрольными заданиями, чем их сверстники, обучавшиеся в смешанных классах. Те же результаты показали и исследования, проведенные в Англии и США.

 

 

Дополнительно по теме:

 

В Москве открыты первые 34 класса с IT направленностью

В Москве будут созданы школы для одаренных детей

Где учатся дети наших знаменитостей?

 

 


 



Отзывы

Отзывов пока нет.

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
6500
8 + 24
 
Введите ответ: