Предложение по совершенствованию нашего высшего образования путем выдачи разных дипломов для студентов бюджетников и "коммерсантов" (учащихся на платной основе) снова набирает популярность. Попытаемся разобраться, о чем идет речь и насколько такое предложение может помочь нашему образованию.
Впервые о таком предложении мы услышали несколько лет назад. Тогда это прозвучало не официально, а лишь как один из вариантов совершенствования системы образования. Портал "Образование в Москве" уже писал об этом еще 3 года назад. Было бурное обсуждение и много разных мнений.
Как часто у нас бывает, те кто принимает решения сочли этот вопрос слишком острым для общества и решили отложить его "до лучших времен". И сейчас, похоже, такие времена настают. Опять слышны аналогичные предложения из разных источников.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем суть самой идеи. А она такова:
Не секрет, что студенты, сумевшие поступить на бюджетные отделения государственных вузов имеют более высокие базовые знания, чем те, кто вынужден пойти на коммерческое образование, не пройдя по конкурсу баллов ЕГЭ.
Бюджетники лучше учатся и показывают высокую заинтересованность в получении качественного образования. Они более ответственны и воспринимают свое бесплатное обучение, как особое доверие к ним, к их знаниям. К тому же, в случае, если студент показывает неудовлетворительные результаты в процессе своей учебы, то он может быть отчислен с бюджетного отделения.
В таком случае ему остается всего два варианта - или пойти на платное отделение или вообще уйти из вуза. Учитывая, какими усилиями ему досталось бесплатное место в вузе, такие примеры среди бюджетников крайне редки.
Совершенно иную картину можно наблюдать среди студентов-платников. Учитывая, что молодой человек в 17-18 лет еще не зарабатывает своих денег, то часто "финансовый подвиг" родителей не оценивается по достоинству. Особенно это проявляется у детей состоятельных родителей. Такие студенты воспринимают обучение как что-те естественное, приобретенное их родителями. Ну, как машина, например.
Что касается самого образования, то коммерческие отделения вузов не столь требовательны к своим студентам. Часто оценки, зачеты и экзамены принимаются лишь формально, ведь никакому вузу не выгодно терять доходы от своих студентов.
Студенты коммерческих отделений знают это и активно этим пользуются. Как правило, в таких вузах "хромает" не только образование, но и дисциплина.
В результате, на выходе мы получаем совершенно не подготовленных "специалистов" (см. материал "94% выпускников не соответствуют своим дипломам о высшем образовании")
Парадокс ситуации состоит в том, что независимо от того, как учился тот или иной студент, дипломы по окончании вуза они получают все одинаковые с присвоение одинаковой квалификации.
Если все одинаково, так стоит ли так стараться при обучении в вузе? Работодатель не может понять, какой перед ним специалист...
Именно поэтому, появилось такое предложение по дифференциации дипломов об окончании вуза.
Введение разных дипломов для бюджетников и платников.