Введение разных дипломов для бюджетников и платников даст дополнительный стимул для студентов реально желающих учиться, поможет не только самим студентам - бюджетникам иметь дополнительный бонус в виде такого диплома, но и потенциальным работодателям выбрать наиболее достойного кандидата на имеющуюся вакансию.
Качество Российского образования по-прежнему вызывает большую тревогу.
Степень профессиональной образованности после окончания ВУЗа зачастую оказывается таким низким, что ни о какой работе по специальности не может быть и речи. Страна, выпускающая огромное число дипломированных специалистов, не может обеспечить себя квалифицированными кадрами.
В чем причина такого положения?
Многочисленные попытки слить воедино советскую (социалистическую) и западную модель образования не получаются. И главная проблема здесь – несовместимость принципов бесплатного и платного образования. Сломать старую систему образования мы сломали, а вот новую так и не построили.
В нашей стране сложилась ситуация, когда заветный диплом о высшем образовании можно получить двумя путями – за реальные знания и просто «купить». Покупать диплом в переходе метро как-то совсем тривиально. К тому же, есть вероятность, что при возможной проверке выяснится его незаконное происхождение.
Гораздо проще «купить» этот диплом официально – путем «поступления» в какой-нибудь ВУЗ. В этом случае, заплатив от 50 до 300 тысяч руб. за год можно спокойно «учиться». Термин «учиться» следует воспринимать достаточно условно. Часто такие студенты не знают даже имен своих преподавателей.
Главное - регулярно приносить свою зачетку и приходить на экзамены, хотя, в некоторых ВУЗах и этого не требуется. По статистике студенты-платники в абсолютном большинстве не работают по полученной специальности, а получают образование лишь для того, чтобы «отвязаться» от назойливых родителей.
Поступающие на бюджет понимают, что только их знания дадут возможность продолжить образование. Но, количество бюджетных мест постоянно сокращается, увеличивая конкуренцию за места. Конкуренция в современном мире – двигатель прогресса, однако, с кем приходится конкурировать нашим «бюджетным» студентам уже в стенах ВУЗа – с платниками, не отличающимися особой тягой к учебе.
Получается парадоксальная ситуация – по окончании вуза и студенты-платники и студенты – бюджетники (т.е. те, у кого есть реальные знания) получают одинаковые атрибуты знаний – диплом о высшем образовании.
Очевидно, что качество образования у таких специалистов диаметрально разное, да и стимул для самих студентов получается каким-то размытым – зачем так «надрываться с обучением», когда перед глазами пример платников.
Это даст дополнительный стимул для студентов реально желающих учиться, поможет не только самим студентам - бюджетникам иметь дополнительный бонус в виде такого диплома, но и потенциальным работодателям выбрать наиболее достойного кандидата на имеющуюся вакансию.
Некоторые могут возразить, что такое отличие в дипломах может резко понизить статус платного образования или даже обрушить его систему. На самом деле это только поможет настроить нашу систему платного образования на более высокие стандарты, когда поднятие престижа платного образования вынудит ВУЗы реально повышать его планку, а не гнаться только за прибылью.
Да и нашему государству стоит определиться, какие же специалисты ему нужны. Кроме того, введение дифференциации дипломов даст прямой экономический эффект от повышения эффективности нашей науки и промышленности, вследствие повышения качества наших интеллектуальных кадров.
Надо ли вводить разные дипломы для бюджетников и платников?