Черный квадрат Малевича – шедевр или шутка мастера?

Черный квадрат Малевича

В разделе "Загадки истории" Вы можете познакомиться с одной из самых странных и необычных картин двадцатого века, споры вокруг которой не затихают вот уже сто лет. То превознося на пьедестал успеха, то бросая в пропасть забвения, человеческое общество никак не найдет точку опоры в окончательном решении этого вопроса - что же это такое - шарлатанство или шедевр? Картина Казимира Малевича "Черный квадрат" еще долго будет будоражить воображение знатоков живописи, критиков, знаменитых художников и простых обывателей...

Продолжение. Стр. 2


Вот некоторые этапы его стремительной карьеры:


- Май 1917-го -  Малевич избирается  в Московский совет Союза художников-живописцев
- август 1917-го -  председатель Художественной секции Московского совета солдатских депутатов.
- октябрь 1917-го - председатель общества «Бубновый валет».
- ноябрь 1917-го - комиссар по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Активно существуя в общественной жизни он в этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература», где решительно поддерживает все новые формы изобразительного искусства.
- 1919 год – переезжает в Витебск, где возглавляет мастерскую «нового революционного образца» в Народном художественном училище, возглавляемого в то время Марком Шагалом.
В Москве открывается первая его ретроспективная  выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
- 1922 год Малевич закончивает работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».


Дальнейший карьерный рост К.Малевича в рамках этой статьи мы рассматривать не будем, т.к. наша задача совсем другая – понять внутренний мир художника на момент написания «черного квадрата» и вернемся непосредственно к картине.


В многочисленных интервью он утверждал, что самая главная работа в его жизни это «черный квадрат». В нее он вкладывал необыкновенные, почти мистические сочетания символов и пропорций (черный квадрат – «знак экономии»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни» и т.д.). Со временем необыкновенные свойства произведения, по его словам, только усиливались.


Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной.

 

Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.


Малевич пишет Матюшину провидческие письма: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды»; «Занавес представляет собой черный квадрат, зародыш всех возможностей — в своем развитии он приобретает устрашающую силу»


На самого мастера «черный квадрат» действовал как откровение. С его слов, он мог часами смотреть на него, и тогда перед ним отрывался «смысл бытия» - целая вселенная, недоступная обычному человеку. Картина помогала ему «постичь себя и свое творчество».  


«Черный квадрат» был не единственной картиной подобного рода, а был лишь одной из супрематических картин. Среди них были, также, полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

 

Красный квадрат Малевича
Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях. 1915


Абсолютному большинству посетителей выставок авангардистов 1910-х годов  произведения Малевича и других представителей этого направления казались непонятными и непривычными. Не все были готовы понять язык нового направления искусства – революционный и отрицающий старые каноны - суперматизм.


Картины его казались нелогичными, чересчур вызывающими, насыщенными парадоксами и потому тупиковым ответвлением от настоящего искусства. В них виделась угроза настоящему классическому искусству.


Профессиональная среда, так же, была разделена. Известные и работающие в стиле старой школы художники не могли принять такого «искусства», а один известный художественный критик того времени говорил, что «автором «Черного квадрата» мог бы стать любой: хоть дитя несмысшленое, хоть просто марающий бумагу бездельник».

 


 

Было «сломано много копий», но время, похоже, расставило все по своим местам. Произведения Малевича занимают достойное место в мировом искусстве, пусть даже это место и не в первых рядах, а именитые музеи мирового уровня стремятся заполучить его картины.


Успех своего суперматизма и, как венца своего творения «Черного квадрата» К.Малевич не увидел.

Как часто это бывает популярность к художнику приходит только после его смерти, но вплоть до конца жизни он верил, что его лучшее полотно  еще оценят потомки.


На рубеже 20-30-х годов Малевич вновь обращается к фигуративной живописи. Он снова начинает изображать на своих работах людей. А одной из наиболее известной его работой  данного типа является автопортрет, написанный им в 1933 году.


Автопортрет Казимира Малевича
Автопортрет. 1933


В правом нижнем углу автопортрета Малевич оставляет еле заметный значок черного квадрата - крохотную иконку — в напоминание о цели всего своего творчества, к которой он теперь физически приблизился вплотную.


Его жизнь закончилась 15 мая 1935 года. Малевич умер у себя дома, в Ленинграде.

К похоронам, согласно завещанию художника,  подготовили супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками.

В нем его перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории.  Во время передвижения на автомобиле, на котором перевозили тело, к нему был прикреплен символический «Черный квадрат».

 

21 мая прах художника был похоронен под его любимым дубом у деревни Немчиновка.


Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, а на дубе прикрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)».


В войну 1941—1945 годов могила Малевича исчезла…

 


 

Творчество Малевича и его самой знаменитой картины  как символический и исторический объект, очень точно  описал В.  Хлебников: " Перед нами — «взорванная художественная заповедь», напоминание о том, что любой мир и даже мир искусства проходит через рождение и смерть. Напоминание, раз и навсегда ставшее благодаря Малевичу бессмертным."

 

P.S.
«Черный квадрат» разделил общество на две части – за и против. К какой из них относитесь Вы – решать только Вам!

 

 


 

 



Отзывы (2)

Вы просматриваете: do_hud_art_mal2_2.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Qwert
Черный квадрат представляет собой интерес с точки зрения истории России, но ни как не художественное произведение. И, вообще, художник "... должен уметь нарисовать лошадь"
19-06-15 22:20
Анатолий
Зная, что со стороны обывателя существует непонимание в определении достоинства, произведения изобразительного искусства, под названием «Чёрный квадрат» Казимира Севериновича Малевича, я не смел, подумать, что эта проблема –" проблема непонимания", в той же мере относится и ко всей творческой общественности. К тем к кому прислушиваются. Чьё мнение для многих является не прорекаемой, авторитетной истиной. Единственным оправданием насаждаемого мнения о недоступности, простого и всеобщего, понимания сути всей работы проделанной К.Малевичем, при "создании" "Черного квадрата" может быть только «пиар». Желание в целях привлекательности сохранить ореол загадочности. О значении "Черного квадрата" и влиянии рожденной из него системы Супрематизма на художественную культуру написано много статей, проведено немало исследований.
А. Бенуа, современник Малевича, художник, критик искусства, писал:
«Черный квадрат в белом окладе — это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели».
Следуя критической оценки данной мэтром, многие «деятели» от культуры, чванливо выпячивая свое превосходство, стали размазывать всё, что не вписывалось в образ создаваемой ими культурной среды, которая часто вызывает сомнение, граничащее с псевдо культурой и псевдоискусством. С появлением Малевича, как же испугались те, кто формировали и формируют образ салонной живописи?
С явлением «Чёрного квадрата» они поняли, пришел конец их умиленной, рассчитанной на обывателя, философии русалок и ковриков с лебедями. Эти факты - прямое покушение на их материальное благосостояние. Алчность, злоба, ненависть, рычаги власти, всё было задействовано для того чтобы как можно быстрее люди забыли об этом произведении. Чтобы почти сто лет люди не понимали, что произошло. Понимая достоинства «Чёрного квадрата» легко можно дать оценку любому творческому произведению, оценить достоинства автора.
Примазавшиеся к искусству прекрасно чувствуют свою ограниченность, угрозу возможности « вешать лапшу» на уши доверчивых обывателей. Если требования общества к оценке произведений искусства и достоинств их авторов возрастут, искусственные звезды с различного рода фабрик станут обыкновенными елочными игрушками. Но для того, чтобы, повысить эти требования надо желать, отказаться быть быдлом. Малевич, написав «Чёрный квадрат» дал всем доступную возможность понимать искусство и тенденцию его развития.
« Казимир Малевич - имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его "Черный квадрат" концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности.
Имя Малевича выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности. Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств. Знаниями, с которыми невозможно не соглашаться, в которых стыдно сомневаться и которые просто неприлично обсуждать».
-------------------
05-11-20 14:57
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
24 + 8
 
Введите ответ: