Одна из самых странных и необычных картин двадцатого века — "Черный квадрат" Казимира Малевича. Споры о ней не затихают вот уже около ста лет. То превознося на пьедестал успеха, то бросая в пропасть забвения, человеческое общество никак не найдет точку опоры в окончательном решении этого вопроса - что же это такое - шарлатанство или шедевр? Картина Казимира Малевича "Черный квадрат" еще долго будет будоражить воображение знатоков живописи, критиков, знаменитых художников и простых обывателей...
Продолжение. Стр. 2
Дальнейший карьерный рост К.Малевича в рамках этой статьи мы рассматривать не будем, т.к. наша задача совсем другая – понять внутренний мир художника на момент написания «черного квадрата» и вернутьсяся непосредственно к картине.
В многочисленных интервью он утверждал, что самая главная работа в его жизни это «черный квадрат». В нее он вкладывал необыкновенные, почти мистические сочетания символов и пропорций (черный квадрат – «знак экономии»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни» и т.д.).
Со временем необыкновенные свойства произведения, по его словам, только усиливались. Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной.
Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.
Малевич пишет Матюшину провидческие письма: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды»; «Занавес представляет собой черный квадрат, зародыш всех возможностей — в своем развитии он приобретает устрашающую силу».
На самого мастера «черный квадрат» действовал как откровение. С его слов, он мог часами смотреть на него, и тогда перед ним отрывался «смысл бытия» - целая вселенная, недоступная обычному человеку. Картина помогала ему «постичь себя и свое творчество».
«Черный квадрат» был не единственной картиной подобного рода, а был лишь одной из супрематических картин. Среди них были, также, полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».
Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях. 1915
Абсолютному большинству посетителей выставок авангардистов 1910-х годов произведения Малевича и других представителей этого направления казались непонятными и непривычными. Не все были готовы понять язык нового направления искусства – революционный и отрицающий старые каноны - суперматизм.
Картины его казались нелогичными, чересчур вызывающими, насыщенными парадоксами и потому тупиковым ответвлением от настоящего искусства. В них виделась угроза настоящему классическому искусству.
Профессиональная среда, так же, была разделена. Известные и работающие в стиле старой школы художники не могли принять такого «искусства», а один известный художественный критик того времени говорил, что «автором «Черного квадрата» мог бы стать любой: хоть дитя несмысшленое, хоть просто марающий бумагу бездельник».
Было «сломано много копий», но время, похоже, расставило все по своим местам. Произведения Малевича занимают достойное место в мировом искусстве, пусть даже это место и не в первых рядах, а именитые музеи мирового уровня стремятся заполучить его картины. Успех своего суперматизма и, как венца своего творения «Черного квадрата» К.Малевич не увидел. Как это часто бывает, популярность к художнику приходит только после его смерти, но вплоть до конца жизни он верил, что его лучшее полотно еще оценят потомки.
На рубеже 20-30-х годов Малевич вновь обращается к фигуративной живописи. Он снова начинает изображать на своих работах людей. А одной из наиболее известной его работой данного типа является автопортрет, написанный им в 1933 году.
Автопортрет. 1933
В правом нижнем углу автопортрета Малевич оставляет еле заметный значок черного квадрата - крохотную иконку — в напоминание о цели всего своего творчества, к которой он теперь физически приблизился вплотную.
Его жизнь закончилась 15 мая 1935 года. Малевич умер у себя дома, в Ленинграде. К похоронам, согласно завещанию художника, подготовили супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками. В нем его перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. Во время передвижения на автомобиле, на котором перевозили тело, к нему был прикреплен символический «Черный квадрат». 21 мая прах художника был похоронен под его любимым дубом у деревни Немчиновка. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, а на дубе прикрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)».
В войну 1941—1945 годов могила Малевича исчезла…
Творчество Малевича и его самой знаменитой картины как символический и исторический объект, очень точно описал В. Хлебников: " Перед нами — «взорванная художественная заповедь», напоминание о том, что любой мир и даже мир искусства проходит через рождение и смерть. Напоминание, раз и навсегда ставшее благодаря Малевичу бессмертным."
«Черный квадрат» разделил общество на две части – за и против. К какой из них относитесь Вы – решать только Вам!